Упражнение 44. Придумайте и запишите в тетрадь 2 небольших рассказа к двум пословицам.

Семь раз отмерь, один отрежь. Не рой другому яму, сам в неё свалишься. Одна голова хорошо, а две – лучше. Мал золотник, да дорог.

Упражнение 45. Найдите вторую часть пословицы.

Труд кормит, а ...____

Делу – время... ______

Мал золотник, да ... __________________________________________________________________

Не спеши языком, ... _________________________________________________________________

Хочешь есть калачи,... _______________________________________________________________

За двумя зайцами погонишься – ... _____________________________________________________

Ученье свет, а ... ____

Птица крепнет в полете, а человек... ___________________________________________________

Счастье без ума – ... _________________________________________________________________

В тихом омуте... ____

С умным найти, с дураком ... _________________________________________________________

Куда игла, ... _______

Если б знал, где упал, то... ___________________________________________________________

Не в бровь, а в ... ___________________________________________________________________

Худой мир лучше ... ________________________________________________________________

Дружба дружбой, а ... _______________________________________________________________

Нет друга, так ищи, а ... ______________________________________________________________

Кто вчера солгал, тому ..._____________________________________________________________

Родина – мать, умей за нее ... _________________________________________________________

На чужой сторонушке рад своей ... ____________________________________________________

Не красна изба углами... ___________________________________________________________

Упражнение 46. Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.

1. Ахиллесова пята 2. Дамоклов меч 3. Кануть в Лету 4. Книга за семью печатями 5. Прометеев огонь 6. Двуликий Янус 7. Глас вопиющего в пустыне 8. Троянский конь а. Двуличный человек б. Бесследно исчезнуть из памяти людей в. Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе г. Слабое, уязвимое место д. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания е. Дар врагу с целью его погубить ж. Постоянно угрожающая опасность з. Что-либо совершенно непонятное, недоступное разумению

__1-г,_____________________________________________________________

Упражнение 47. Подберите к слову синоним – фразеологизм:

Много – куры не клюют, _________________________________________________________________

_______________________

Быстро – на всех парах, __________________________________________________________________

_______________________

Бездельничать – бить баклуши, ___________________________________________________________

_______________________

Упражнение 48. Запишите фразеологизмы, в которых упоминается о каком – либо животном. Объясните его значение.

Кошка (кот) –кот наплакал, _____________________________________________________________

_______________________

_______________________Собака –устал как собака, _______________________________________________________________

_______________________

_______________________Курица –писать как курица лапой, ________________________________________________________

______________________________________________

Упражнение 49. Найдите антонимичные фразеологизмы.

Черная кровь Выдерживать характер

Гонять лодыря Без царя в голове

Грош цена За тридевять земель

Повернуть оглобли назад Голубая кровь

Два шага Цены нет

Голова на плечах Гнуть спину

Упражнение 50. Найдите пары синонимичных фразеологизмов.

1. Голову морочить а. Пойти на попятный

2. Биться как рыба об лед б. Одним лыком шиты

3. Бить отбой в. Дурья голова

4. Дать по шапке г. Играть на нервах

5. Одного поля ягода д. Подвести под монастырь

6. Считать ворон е. Гроша медного не стоит

7. Дразнить гусей ж. Рукой подать

8. Дать осечку з. Дать по шее

9. Держать ухо востро и. Гнуть в бараний рог

10. Высоко летает к. Горе мыкать

11. В двух шагах л. Заговаривать зубы

12. Утереть нос м. Голубая кровь

13. Подложить свинью н. Голубей гонять

14. Голова садовая о. Заткнуть за пояс

15. Гнуть в три погибели п. Дать маху

16. Грош цена р. Держать ушки на макушке

17. Каши просят с. Плыть по течению

18. Испустить дух т. Кошки на душе скребут

19. Рубикон перейден у. Есть просят

20. Другая песня ф. Другая история

21. Ждать у моря погоды х. Жребий брошен

22. Сердце не на месте ц. Ад кромешный на душе

23. Душа болит ч. Жизнь оставить

24. Белая кость ш. Большая шишка

Упражнение 51. Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота. Объясните устно значение фразеологизмов.

1) топорная работа, разделать под орех, без сучка без задоринки, снять стружку – ______________
2) на один покрой, трещать по швам, семь раз отмерь, один раз отрежь, шито белыми нитками, на живую нитку –________

3) калачом не заманишь, заварить кашу, толочь воду в ступе –_______________________________

4) сгущать краски, не жалеть красок –____________________________________________________

5) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства –____

6) игра в одни ворота, игра не по правилам –______________________________________________

7) стричь под одну гребенку –__________________________________________________________

8) сложить оружие –__________________________________________________________________

9) брать на прицел, попасть в ловушку –__________________________________________________

10) закидывать удочку, ждать у моря погоды –____________________________________________

11) в час по чайной ложке, с больной головы на здоровую –________________________________

Упражнение 52. Вспомните и запишите крылатые фразы и фразеологизмы, в которых встречались эти имена. Что означают эти устойчивые выражения?

1. Васька: ____________

2. Фома: ______________

3. Емеля: _____________

4. Маланья: ___________

5. Макар: _____________

6. Федот: _____________

7. Сидор: _____________

8. Ахилл: _____________

9. Ариадна: ___________

10. Авгий: ____________

11. Сизиф: ____________

12. Дамокл: ___________

ТЕМА №6 МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Теоретический минимум

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы, их семантические свойства, их функции в слове.

Морфемыэто минимальные значимые части (при/беж/ит, при/беж/а/ть) слова.

Аффиксы – это факультативные служебные морфемы, служащие для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы подразделяются на окончания (флексии), приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы и соединительные аффиксы (интерфиксы).

Корень – это главная и обязательная часть слова, выражающая его лексическое значение. Слов без корня не бывает (исключение – глагол вынуть). Корень способен видоизменять внешний облик в результате чередования в нем гласных и согласных, выпадения и вставки букв: жечь, жег, жг(у), жж(ешь), (с)жиг(ать), (под)жиг(ать); мя(ть), мн(у).

Окончание- это служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматические значения слов. Окончание служит для связи слов в предложении. Наречия, деепричастия, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют.

Суффикс – это служебная морфема, которая находится после корня и выражает словообразовательное (нос-ик, почт-ов-ый) и (или) формообразующее значение (спа-л – значение прошедшего времени, бер-и – значение повелительного наклонения, бел-ее – значение сравнительной степени).

Приставка – это служебная морфема, которая находится перед корнем и выражают словообразовательное (порядок – бес-порядок) и (или) грамматическое значение (писать – на-писать – значение совершенного вида, наи-высший – сравнительная степень).

Постфикс – это служебная морфема, которая находится после окончания и выражают грамматическое и (или) словообразовательное значение. В русском языке к постфиксам относятся: -ся(образует залоговые формы глагола, указывающий на возвратность глагольных форм), -те (образует форму множественного числа повелительного наклонения (иди – иди-те),-то, -либо, -нибудь(обладают только словообразовательным значением), -таки, -ка (присоединяясь к словам и их формам, сообщают им дополнительные оттенки).

Интерфикс – не имеет ни словообразовательного, ни грамматического значения, служит для соединения двух корней или корня и суффикса, например: бур-е-лом, пен-о-бетон, дв-а-жды, тр-и-жды; купе-й/н-ый

Основа слова – это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основы слов, не образованные от каких-либо других слов, называются непроизводными (бел-ый, лес). Производная основа у слов, образованных от других слов (рыб-к-а, стол-ов-ый).

Наши рекомендации