Подготовка школьников к профессиональному самоопределению

Полусменко К.А., Верхотурова И.А.,

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

The article discusses the use of value-semantic questionnaires as a method that promotes personal and professional self-determination of schoolchildren. Describes how «Eysenck Personality Inventory (EPI)» and analyze the results of a survey of adolescents.

Профессиональное самоопределение - это осознанная деятельность личности, направленная на формирование профессиональных способностей и компетенций, а также на осознанный выбор сферы деятельности с учетом индивидуальных интересов, склонностей и потребностей общества в кадрах. Можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: информационно-справочные, просветительские, диагностические, морально-эмоциональная поддержка подростка, помощь в выборе, в принятии решения.

Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у подростка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Для профессионального самоопределения характерны: большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). Для жизненного самоопределения характерны: глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. Для личностного самоопределения характерны: невозможность формализации полноценного развития; проблемные ситуации, которые позволяют проявить личностные качества человека.

Помочь школьникам в профессиональном и личностном самоопределении может использование учителем активизирующих методов: профориентационные игры с классом; игровые профориентационные упражнения; карточные профконсультационные методики; ценностно-смысловые опросники.

Рассмотрим использование теста «Личностный опросник Айзенка» для изучения индивидуально-психологических черт личности школьников с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности, и установления взаимосвязи с типами темперамента. Тест Г. Айзенка направлен на диагностику двух параметров личности, нейротизм и экстраверсию-интроверсию. Данный тест выбран потому, что его часто интерпретируют как направленный в первую очередь на диагностику темперамента человека. С типами темперамента по классификации И.П. Павлова (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) школьников знакомят в рамках экспериментального курса «Твоя профессиональная карьера» [2]

«Личностный опросник Айзенка» опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого. Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы темперамента (по Павлову: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Нейротичный экстраверт - это холерик. Нейротичный интроверт - меланхолик. Не нейротичный экстраверт - сангвинник. Не нейротичный интроверт – флегматик.

Г. Айзенк, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт, можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма. Первый из этих факторов представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации. Второй фактор - невротизм - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип [1].

В ходе обследования школьникам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление обычного способа поведения. Учащийся должен представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ. Если ученик согласен с утверждением, то нужно поставить рядом с его номером знак «+» (да), если нет, то знак «-». После проведения тестирования ученики, пользуясь ключом к тесту, подводят результаты по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных (рис.1).

Рис.1. Шкалы экстраверсии (интраверсии) и нейротизма

Используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интраверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации И.П. Павлова. Результаты исследования показали, что большинство исследуемых школьников являются экстравертами (61%), интровертами (39%), показатели нейротизма в норме. К типу темперамента «сангвиник» относиться 42% - быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны, чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания неглубоки; 18% холерики - отличаются повышенной возбудимостью, действия прерывисты, свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний; 15% флегматики - характеризуются сравнительно низким уровнем активности поведения, ровны в отношениях, в меру общительны, не любят попусту болтать; 24% меланхолики – им свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. Не все школьники остались довольны результатами обследования. Данной группе учеников нужно работать над своими личностными и профессиональными качествами, чтобы успешно взаимодействовать с социумом.

Методика «Личностный опросник Айзенка (EPI)» активно способствует личностному самоопределению школьника, позволяет определить, к какому типу темперамента он относиться, узнать особенности его индивидуально-психологического склада и определить уровень эмоциональной устойчивости. Результаты исследования помогут учащемуся с выбором профессиональной сферы деятельности.

Библиографический список

1. Опросник EPQ (методика Г.Айзенка) [Электронный ресурс] http://vsetesti.ru/284/

2.Чистякова, С. Н. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы [Электронный ресурс] http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Tvoia-prof-kariera/2.html.

Наши рекомендации