Дисфункциональная семья как объект социально-педагогической поддержки
Семья - основа всего человеческого и основа нашего общества. Сколько было неутешительных прогнозов, непродуманных планов и экспериментов, удручающих фактов, и вот теперь мы вернулись к началу, поняли, что без наведения порядка в каждой конкретной семье, без внимания к семейным заботам и радостям не будет порядка и в нашем общем доме, не воспитаем мы и нашу смену. В.А.Сухомлинский, не отделявший школьное воспитание от семейного и считавший, что «нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитателей человека», писал: «Я убежден твердо в том, что семья — это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию» [27, с. 35].
Существуют различные определения «семьи»:
- «семья — социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.».
- «семья- малая группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родительство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост».
- «семья - малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи».
- семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Каждый представленный автор говорит о семье как о малой группе. Вместе с тем, В.И. Курбатов делает акцент на том, что эта группа основана на браке или кровном родстве, Е.И. Холостова указывает на родительские отношения и на воспроизводящую функцию семьи, Н.Ф. Девицина говорит о том, что семья обеспечивает каждому её члену стабильность и безопасность, а Н.И. Никитина подразумевает под семьёй социальный институт, в котором осуществляется повседневная жизнь.
В современной научной литературе очень часто можно встретить понятие «дисфункциональная семья», и чёткого определения этого понятия ни один учёный не даёт, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия, как: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», семья «группы риска», «негармоничная семья» и др.», — пишет В.М. Целуйко в работе «Психология неблагополучной семьи» [29, с. 5]. Но если исходить из определения дисфункции как «любого нарушения в нормальном функционировании организма, системы» [11, с.94], то можно сделать вывод о том, что дисфункциональная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, или выполняет их не в полной мере, т. е. идёт какое-либо нарушение в функционировании или жизнедеятельности семьи.
Под неблагополучной семьёй В.М. Целуйко понимает такую семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети» [29, с. 9-10]. В словаре по социальной педагогики даётся следующее определение: «неблагополучная семья(по отношению к детям) – семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества. Понятие применимо по отношению к конкретному ребёнку даже в одной и той же семье» [23, с. 260].
Для понимания дисфункции семьи мы приводим основные функции семьи. Так А.В. Мудриком выделяются следующие функции:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
2. Семья влияет на формирование психологическое пола ребенка.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.
4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека.
6. Семья играет большую роль в процессе социального развитиячеловека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни [17, с. 92-93].
Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова к функциям семьи относят:
- воспитательную - социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическую - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социального контроля - ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности,
это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее; - духовного общения - духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусную - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговую - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональную – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии[5, с.273-274].
В своем единстве перечисленные функции представляют собой систему семейных отношений. Возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза ее распада.
В связи с этим существует множество классификаций, представленных различными авторами, дисфункциональных или неблагополучных семей.
В основе некоторых классификаций — тип воспитания в семье и его последствия развития личности ребёнка.
В.И. Гарбузов в работе «Воспитание ребёнка» выделяет четыре типа неправильного воспитания детей.
- Первый — это воспитание по типу «неприятия». Причём неприятие может быть первичным, когда рождение ребёнка было нежелательным и вторичным, как правило, неосознанным, возникающим в первые месяцы жизни младенца. Воспитание здесь подменяется жёстким контролем и суровыми наказаниями. Родители сами навешивают ярлыки на ребёнка: «безрукий», «рохля», «балбес» и т.п. Неприятие порождает в ребёнке страх, он становится повышенно плаксивым, обидчивым, подавленным, часто болеет. Как правило, он страдает с различными неврозами и фобиями. Последствиями такого воспитания может стать: истеричность и протест ребёнка.
- Второй тип неправильного воспитания — «сверхсоциализация». Этот тип воспитания близок к неприятию. Ребёнка хотят иметь не потому, что ощущают в этом глубокую душевную потребность, а потому, что «дети должны быть у всех». Родители ждут ребёнка и после его появления стараются выполнить все рекомендации, читают пособия по «идеальному» воспитанию, чрезмерно занимаются с ребёнком. У такого ребёнка всё строго регламентировано, всё делится на белое и чёрное. «Сверхсоциальный» ребёнок растёт педантом, он, как правило, эмоционально сдержан, так как его эмоции подавляются с младенчества. Для такого ребёнка характерны тревожность и мнительность, которые в случае неудачи или краха притязаний могут привести к психосоматическим заболеваниям и неврозам.
- Третий тип неправильного воспитания — тревожно-мнительный
наблюдается в случаях, когда ребёнка с рождения сопровождает чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Этот тип воспитания — антипод неприятия. Он характерен для семей с единственным или поздним ребёнком. Для них характерны тревожность и мнительность, нервность, неврозы, и фобии. - Четвёртый тип неправильного воспитания — «эгоцентрический». В этом случае ребёнку навязывается представление о себе как сверхценности: он вундеркинд, он кумир семьи, он — смысл жизни и т.д. При этом интересы других членов семьи игнорируются. У таких детей усилен инстинкт самосохранения, как правило, они эгоистичны.
В основе классификации неблагополучных семей Г.П. Бачкаревой — переживания ребёнка. Она выделяет такие типы неблагополучных семей:
- семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но неуважительны и грубы по отношению к своему ребёнку, подавляют его волю;
- семьи, в которых родители при внешнем благополучии безразличны к потребностям ребёнка, так как между ними отсутствуют эмоциональные контакты. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
- семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Здесь ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Б.Н. Алмазов называет четыре типа неблагополучных семей,способствующих появлению проблемных детей:
1. Семьи с недостатком семейных ресурсов. К ним относят разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточным общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказать помощь в учёбе ребёнку; семьи, где родители тратят много сил и времени для поддержания материального благополучия.
2. Конфликтные семьи, где напряжённая обстановка между родителями. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, конфликтно-демонстративно. Иногда протестуют против и существующего конфликта и встают на сторону одного из родителей;
3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам другого, использование чужого труда, желание подчинить своей воле другого;
4. Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие знания о ребёнке заменяют реальную картину его развития [1].
Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию — объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах:
- семей одиноких матерей.
- семьи военнослужащих срочной службы с детьми.
- семьи с детьми-инвалидами.
- семьи с родителями-инвалидами.
- семьи, взявшие детей под опеку (попечительство).
многодетные семьи.
- семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет).
- студенческие семьи с детьми.