Сущность и источники содержания образования

Содержание общего среднего образования представляет собою сумму знаний, умений и навыков, в основном соответствующую современному состоянию научного знания, педагогически перера­ботанную в общие основы наук, общественных отношений, произ­водства. Эти общие основы обеспечивают подрастающему поколе­нию возможность сознательного отношения к миру, участия в труде и общественной жизни, выбора профессии, развития сущностных человеческих сил, осуществления непрерывного образования, са­мостоятельного приращения знаний в меняющейся обстановке об­щественного прогресса и научно-технической революции.

Существует несколько основных, диалектически и органично взаимосвязанных источников содержания образования, материал которых подвергается психолого-педагогической переработке, по­сле чего становится предметом изучения в школе. Это: наука, производство материальных благ и культура; опыт общественных отношений; духовные ценности, содержание различных форм об­щественного сознания. Сначала содержание среднего образования комплектуется с учетом социальных,конкретно-исторических тре­бований. Например, по мере развития производства на научной

основе, усложнения производственных отношений, расширения ох­вата образованием самых различных слоев населения в содержа­ние образования стали включаться политехнические знания. В ус­ловиях научно-технической революции свое законное место в сис­теме общего образования занимает компьютеризация.

Содержание социального опыта подвергается также педагоги­ческой переработке, прежде чем стать предметом изучения в шко­ле. Весь научный, производственный, культурный, обществоведче­ский опыт в реальной жизни существует как целостность. Но целое познается через отдельное и особенное. Поэтому весь изучаемый школьниками опыт на начальных этапах обучения оформляется в виде отдельных учебных предметов. На заключительном этапе уча­щимся необходимы синтетические, обобщенные, интегративные об­щеобразовательные курсы, показывающие мир таким, каков он есть в действительности, в его взаимосвязях и опосредованиях. Синтетические курсы снимают условное дробление наук, показы­вают мир в единстве и противоречиях, обращают мышление уча­щихся к диалектике.

Содержание образования приводится также в соответствие с психологическими требованиями. Созревание психики школьни­ков — сложный и длительный процесс, противоречиво единый с процессом усвоения ими содержания образования. Преодоление препятствий и трудностей на пути усвоения учебного материала влечет за собой ускорение психического созревания детей. Поэтому отбор содержания образования производится одновременно с по­зиций его ценности и нужности для активного участия в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств дет­ской личности.

Наконец, при формировании содержания общего среднего обра­зования учитываются требованияиндивидуально-личностного раз­вития детей, их способностей, дарований и интересов. Помимо усвоения обязательных общеобразовательных предметов школьни­ку должна быть предоставлена возможность избрать для себя один или несколько родственных курсов, к которым он проявляет по­вышенный интерес. Это способствует углубленному познанию и развитию профессиональной направленности учащихся старших классов.

Таковы основные общенаучные требования к отбору содержа­ния общего среднего образования для изучения в школе. В кон­кретно-исторических условиях разрабатывались классово-обусловленные подходы к формированию содержания образования. На­пример, теория формального образования, отдававшая предпочте­ние интеллектуальному формальному развитию ребенка перед усвоением реальных знаний. Ей противостояла теория материаль­ного образования, сосредоточивавшая внимание на усвоении фак­тического материала. По сей день имеют хождение во всем мире различные педоцентрические концепции, исходящие в определении содержания общего среднего образования из направленности дет­ских интересов и конкретно проявляющихся способностей. Прагма-325

тические подходы к отбору образовательного материала характе­ризуются попытками приспособления ребенка к социальным усло­виям путем обучения достижению жизненного успеха. Учебная работа в этом случае сводится к овладению навыками практиче­ского «деления» в соответствии с проявляющимися природными возможностями.

В условиях перемен в нашем обществе педагогика формирует такое содержание образования, которое одновременно отвечает интересам всего общества и вместе с тем направлено на интен­сивное развитие способностей и дарований каждой отдельной личности.

Наши рекомендации