Олаготворител!века к Ш5 г в России было 36.5
ные учреждения^ 40 лечебных, воспитательных домов и
благотворительных приютов. Благотворительной деятельностью занимались Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество попечения об испорченных де-тях.
Многое для детей-сирот, детей из бедных семей во второй по-ловине XIX в. было сделано приходскими благотворительными организациями. Приходская благотворительность была направле-
на не только на поддержание богаделен для престарелых, но и на содержание приютов для детей.
В приходских приютах дети получали питание, уход и обучение в школе. Приходские приюты были постоянные и дневные. В днев-ных дети были в основном из беднейших семей. Так, в Петербурге при 33 благотворительных организациях было 12 дневных с 640 детьми и 26 постоянных приютов, где воспитывались 846 детей.
Во всех приютах учили какому-нибудь ремеслу, что было под-готовкой к будущей профессии. Установилась практика содержать в приюте детей до 14 лет, но она приводила к тому, что, попав в мастерские, выпускники особенно девочки, оказывались в тяже-лых условиях постоянного ученичества и снова бежали в приют. Тогда благотворительные общества стали создавать при приютах мастерские, где воспитанники учились и работали еще 3—4 года1.
Одно благотворительное общество создавало мастерскую по пошиву, другое -- кулинарную школу, третье организовывало школу для нянек, куда приводили малюток и где учились уходу за детьми. Так, при Христорождественской церкви на Песках благо-творительным братством был устроен ночной приют для сирот до 13 лет. Братство пристраивало этих ребят «в ремесла», а на ночь они возвращались в приют2.
Распространившиеся во второй половине XIX в. ясли-приюты были городскими и сельскими. Некоторые городские ясли-при-юты (например, Петербурга) были платными. Платили от 3 до 10 копеек за дневной приют и пропитание. В некоторых приютах было не только питание и гигиенический уход, но и обучение грамоте, знакомство с окружающим миром, явлениями природы; там же обучали рукоделию. Так, по этому принципу в Томской губернии был создан приют для детей арестантов.
Ясли-приюты для крестьянских детей пользовались особенным успехом в летнюю, страдную пору. Нередко община выделяла по 10 копеек на питание ребенка, и крестьяне сами доставляли в приют продукты. Кстати, в крестьянских богатых семьях было тра-диционным не только подавать милостыни, но и содержать ка-кое-то время в семьях нищих.
В период развития земств, распространения деятельности бла-готворительных обществ в губерниях увеличивается число не только больниц, инвалидных домов и богаделен, но и сиротских и вос-питательных домов. В тех губерниях, где земства активизировали
1 Рункевич С. Приходская благотворительность в Петербургс//Антология соци-
альной работы. - М., 1994. - Т. I. - С. 102-105.
2 Там же. -С. 105.
свою благотворительную деятельность, число сиротских и воспи-тательных домов с 1861 по 1891 г. увеличивается почти в 2 раза1.
В начале XX в. в развитии образования происходят существен-ные перемены, сказывается влияние демократического и револю-ционного движения в стране. В воспитании и обучении первосте-пенными становятся гуманистическое, духовное и нравственное направления. Воспитание на примерах добра и творчества, обра-щение к вопросам самосовершенствования личности, воспита-ния и обучения в семье, реформирования системы образования.
В совершенствовании системы образования усиливается роль благотворительного движения среди дворян, разночинной интел-лигенции. Увеличивается число земских школ, создаются клубы, летние колонии отдыха детей, воспитательные дома свободного творчества для детей из малоимущих семей, где ставится задача нравственного и физического воспитания. Социальным воспита-нием занимаются дворянские, христианские и женские попечи-тельства. Социальная работа ведется по частной педагогической инициативе. Так, Московский и Петербургский комитеты грамот-ности и Всенародный союз учителей и деятелей народного обра-зования становятся инициаторами открытия народных рабочих домов на окраинах; центров досуга, общего и нравственного об-разования народа; народных университетов для взрослых; бесплат-ных народных библиотек; городских и сельских народных театров.
«Это было стремление лучших просвещенных граждан мирно нести в общество свое посильное добро» (В.Я.Стоюнин).
Это был процесс социального воспитания, просвещения, об-разования широких масс народа.
В начале XX в. число благотворительных обществ и организа-ций в России, которые занимались благотворительной деятельно-стью по призрению детей бедноты, постоянно росло. Созданные в 1882 г. Московское и Петербургское общества попечения больных и бедных детей были не единичны. В 1892 г. Н.З.Стасовой было создано общество «Детская помощь».
В 1902 г. была попытка все созданные в крупных городах благо-творительные общества объединить в единый «Союз детской по-мощи», но это объединение просуществовало недолго2.
Одним из бедствий в России была детская смертность. В 1904 г. в стране был создан Союз для борьбы с детской смертностью. В него входило свыше 600 человек, и в первый год существования
' Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрения//
Антология социальной работы. - М., 1994. - Т. I. - С. 31. 2 Доватор Р.Л. Указ. соч. - С. 165.
пожертвования составили свыше 7 тыс. рублей. Союзом при город-ских амбулаториях выдавалось молоко, в ряде городов были от-крыты детские ясли, где воспитывали внебрачных детей. Среди населения Союзом было распространено «Обращение», призы-вавшее обратить внимание на надвигающуюся катастрофу, к ко-торой могла привести детская смертность1.
Одной из форм благотворительности было создание для детей бедноты народных детских садов на частные пожертвования и на средства из бюджета местных самоуправлений. В таких садах дети находились днем, по 6-8 часов; с группой из 40—50 человек рабо-тала одна воспитательница. Здесь следили за здоровьем детей, при необходимости лечили; играли и занимались с ними.
Для детей городской бедноты создавались летние детские пло-щадки. Многие из таких были открыты Обществом физического образования П.ФЛесгафта. В Петербурге в 1894 г. такую площадку сделало Фребелевское общество, а летом 1895 г. оно же открыло летнюю детскую колонию, где ребят закаляли, знакомили с при-родой2.
Частную помощь детям-сиротам, больным, детям из бедней-ших семей оказывали служители православной церкви. Так, мит-рополит Гавриил перед кончиной (1800) завещал все свое состояние передать на содержание бедных учеников Александ-ро-Невской академии и Новгородской семинарии. В 1884 г. ста-рец отец Амвросий в обители в Шамардине открыл школу для приходящих крестьянских детей. Протоиерей отец Иоанн Серги-ев Кронштадтский (1829-1908), поняв, что раздача милостыни мало что дает для нищих и обездоленных, на благотворительные средства открывает «Дом трудолюбия» и при нем ночлежный дом, где были устроены и трудились бездомные дети.
Жена военного министра Милютина основала в 1892 г. жен-ский монастырь, а при нем школу и приют.
Активная благотворительная деятельность земств в конце XIX в. была сосредоточена на создании воспитательных домов для подкидышей. В начале XX в. работа земств была направлена на создание смешанных яслей-приютов, где содержались дошколь-ники и школьники. Такие ясли-приюты были созданы земствами в Пермской, Воронежской, Нижегородской, Полтавской, Кур-ской, Екатеринославской, Московской губерниях3.
' Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного крес-та//Антология социальной работы. - М., 1994. - Т. I. - С. 171-172.
2 Доватор Р.Л. Указ. соч. - С. 165-166.
3 Там же. - С. 167.
В середине XIX в. проявлением социальной помощи в распро-странении просвещения среди народа явилось движение откры-тия воскресных школ для юношей и девушек из малоимущих се-мей.
Это был период «хождения в народ», период милосердной по-мощи со стороны интеллигенции, создания народных школ, хо-рошо оснащенных наглядными пособиями, программы которых были близки запросам крестьянской жизни. Такие школы ставили целью выпускать из своих стен хозяина, человека, способного ве-сти культурное крестьянское хозяйство.
Создание земств усилило внимание общественности к народ-ному образованию. Правительство увеличивает ассигнования на начальную школу, открываются учительские семинарии. После реформ, к 1894 г., в России было создано 13146 народных школ.
Открытие воскресных школ для молодежи из рабочей среды было социальным движением в России. Так, профессором Киев-ского университета П.В. Павловым была открыта воскресная шко-ла в Киеве, Х.Д.Алчевской - в Харькове. Воскресные школы от-крывались по всей России. Обучение в них было бесплатным, без вознаграждения в них работали преподаватели университетов и гимназий, а также студенты.
Вопросы и задания
1. Государственная политика защиты детей в XIX в. Ведомство импе-ратрицы Марии.
2. В.Ф.Одоевский о воспитании в приютах, его «Наказ лицам, непо-средственно работающим в приютах».
3. Статья В.Я.Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отде-ления Московского воспитательного дома».
4. Благотворительность в истории России XIX - начала XX в.
Литература к лекции
1. Антология пед. мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.
2. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1990.
3. Благотворительная Россия. - СПб., 1902.
4. Бадя Л.В Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993.
5. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. - СПб., 1904.
6. Иещеретный П.И. Исторические корни и традиции благотворитель-ности в России. - М., 1993.
7. Об общественном призрении в России. - СПб., 1818.
8. Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим дет-скими приютами//Избр.пед.соч. - М., 1955.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991.