Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать

Задачи развития школы.

Социально-экономический эффект инновационной деятельности проявляется в различных формах: в повышении уровня образования, культуры, в устранении негативных явлений (второгодничество, правонарушения), в рационализации умственного и физического труда, в формировании полезных навыков и привычек, в рациональном размещении сети образовательных учреждений, сокращении сроков обучения, повышении квалификации преподавателей и т. д.

Эффективность инновационной деятельности зависит от масштабов внедрения. Инновация может быть использована в одной или нескольких школах, в области, регионе или во всех школах страны. Имеет значение число реальных и потенциальных пользователей, заинтересованных в использовании данного новшества. Чем больше это число, тем выше практическая значимость инновации. Некоторые разработки могут представлять ограниченный интерес, в их решении заинтересованы лишь сами исполнители. Вместе с тем оценка инноваций в сфере образования не

должна быть формальной. В отдельных случаях инновация может иметь большое практическое значение даже тогда, когда в ней заинтересованы немногие лица, но потребность в решении данного вопроса велика.

Инновационная деятельность предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения.

Критерии (от греч. – kriterion) – средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка.Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств:

1. Актуальность – соответствие инновации социокультурной ситуации

развития общества.

2. Новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое,

для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению педагогов в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.

Новизна – это степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения.

3. Оптимальность в системе критериев эффективности педагогических

инноваций означает затрату сил и средств педагогов и обучающихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково

высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда

учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации

и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

4. Результативность как критерий инновации означает определенную

устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.

Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения

и воспитания.

Результаты инновационной деятельности могут быть различны. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.

5. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом

новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они

могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

6. Образовательная значимость – степень влияния инновации на развитие, воспитание, образование личности.

7. Общественная значимость – воздействие инновации на развитие образовательной системы в целом.

8. Реализуемость – реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов.

Особое влияние на эффективность инновационной деятельности оказывают индивидуально-личностные качества педагогов-новаторов.

Было установлено значимое влияние, оказываемое на нее субъективным фактором как на стадии внедрения, так и на стадии распространения новшества. Педагог-новатор выступает в данном случае в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца, трансформирующего его в

процессе внедрения. Это позволяет утверждать, что эффективность инновационной деятельности педагога целиком и полностью зависит от степени развитости внутреннего потенциала его личности, от его интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей.

Таким образом, становится очевидной необходимость включения в систему психологического сопровождения инновационной деятельности педагогов программы по саморазвитию их личностного и творческого потенциала. Ее цель – оказание помощи педагогам в преодолении барьеров и затруднений, с которыми они встречаются в процессе внедрения инновций в образовательный процесс школы. Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации

от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же – эти критерии – создают основу для педагогического творчества.

Любой ли педагог готов стать новатором?

Поскольку инновация выступает как особым образом организованная деятельность, самовоспроизводящая себя, то она требует совершенно определенную совокупность характерологических черт личности, среди которых:

- потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя

точки развития и адекватные им социальные механизмы;

- наличие творческости как личностного качества и творческого (креативного) мышления;

- способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;

- системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений;

- способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска;

- готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;

- развитая способность к рефлексии, самоанализу.

Безусловно, это не исчерпывающий ряд черт инновационной личности,

но необходимый и достаточный для обозначения инновационности как

типического качества личности.

Существующие в образовательной деятельности попытки типизировать субъект инновации на личностном уровне, на наш взгляд, на самом деле выражают скорее сложившееся отношение к инновации, нежели собственно

инновационную деятельность. Другими словами, в общем массиве педагогических работников определяются группы, тем или иным образом ориентированные на инновацию. В этом смысле рассмотрим наиболее распространенную классификацию Роджерса, в которой построены идеальные типы «субъектов - реализаторов» новшеств:

- новаторы – всегда открытые к новому; постоянно заряженные на освоение

новшеств в собственной практике; хорошо ориентированные в коммуниативном пространстве инноваторов; склонные к риску; осуществляющие свой выбор на основе проектирования процесса получения результата. Их всегда немного и они составляют лишь 2,5 % всей целевой аудитории;

- ранние реализаторы – в буквальном смысле следуют за новаторами;

ориентированы на их достижения, но без риска; не идут смело за каждым нововведением; расчетливы на основании оценки возможностей

полученных результатов нововведений – 13,5 %;

- предварительное большинство – осваивают уже оправдавшие себя в

работе новаторов и ранних реализаторов нововведения; достаточно

велика дистанция от ознакомления с оправдавшими себя нововведениями и собственным решением; отличаются высокой степенью свободы

выбора; ориентированы на разные варианты действий – 34 %;

- позднее большинство – скептически настроенные по отношению к любому

нововведению; к освоению приходят под сильным давлением образовательной среды; в выборе не свободны, поскольку ориентированы только на те нововведения, которые становятся признанными в профессиональной среде; по форме – это простое воспроизводство – 34 %;

- колеблющиеся – жесткая ориентация на традиционные ценности и опыт предыдущих поколений; ограниченное коммуникационное поле, способствующее профессиональной замкнутости этой группы; новаторы не пользуются авторитетом и признанием; нововведение осваивается только тогда, когда становится содержательной и организационной нормой – 16%.

Чтобы понять реакцию человека на инновацию, необходимо учитывать, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другие являются приверженцами стереотипного поведения. Руководитель обязан учитывать наличие этих групп в любом коллективе.

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня мотивационной готовности членов коллектива к восприятию и освоению новшеств.

Что влияет на формирование отношения педагогов к нововведениям?

Позитивное отношение педагогов к нововведениям формируется при:

- неудовлетворенности результатами образовательного процесса;

- потребности в творчестве, осознании происходящих перемен в обществе;

- положительной оценке творческих возможностей коллег;

- совпадении собственных воззрений с целями нововведений, наличии

собственных идей, применимых в инновационном процессе;

- высоком уровне информированности о достижениях педагогической

науки;

- демократическом стиле отношений в коллективе;

- практическом опыте инновационной деятельности.

Безразличноеотношение к нововведениям формируется:

- отсутствием значимых мотивов нововведений;

- отсутствием интереса к инновациям;

- отрицательной оценкой творческих возможностей коллег;

- напряженными отношениями в коллективе.

Негативноеотношение к нововведениям формируется:

- несогласием воззрений педагога с сутью планируемых преобразований;

- отсутствием других мотивов инновационной деятельности, кроме соображений престижа, материальной заинтересованности и т. п.;

- авторитарным стилем руководства педагогическим коллективом.

Какие существуют барьеры и затруднения в инновационной деятельности педагогов?

Наиболее полным представляется нам перечень барьеров, выделенный И. Е. Пискаревой:

1. Педагогические (профессиональные):

- отсутствие стремления к высоким результатам своего труда;

- отсутствие способности к сотворчеству;

- отсутствие интереса к новым идеям в области педагогики;

- отсутствие интереса к внедрению новых педагогических технологий.

2. Психологические:

- отсутствие способности к рефлексии собственной деятельности;

- отсутствие стремления к самосовершенствованию;

- отсутствие интереса к педагогической инноватике.

3. Социальные:

- низкий уровень заработной платы;

- невнимание общества к образованию (быт, условия труда и др.);

- отсутствие условий для профессионального роста.

Выявление количества и характера антиинновационных барьеров педагогов, препятствующих освоению инноваций позволит оптимизировать и более результативно организовать инновационный процесс в образовательном учреждении. Чем меньше у педагогов антиинновационных барьеров, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

С точки зрения раскрытия сущности затруднений педагога в инновационной деятельности наиболее интересным нам представляется определение, данное этому феномену А. Ф. Балакиревым. Оно трактуется им как «осознание педагогом противоречия между необходимостью достижения определенной цели, обусловленной инновационной деятельностью, и отсутствием для этого соответствующих возможностей и путей ее осуществления».

Непосредственное столкновение педагога с преградой знаменует собой начало первого этапа процесса затруднения – этапа беспричинного затруднения. Показателем его возникновения является низкий уровень осознанности педагогом педагогической задачи. Он осознает цель, которая представляется ему недостижимой и он не осознает причин затруднения, мешающих ему ее достичь. Результатом разворачивающегося на данном этапе анализа и поиска причин, вызвавших затруднение, становится их отыскание. Психологически это проявляется в некоторой облегченности, ощущении завершенности первого шага и усилении чувства мобилизационной готовности к преодолению трудности. Это свидетельствует об окончании первого этапа и наступлении периода затруднения с осознанной причиной.

На втором этапе развивается ориентировочная реакция на поиск путей и способов преодоления трудности. В данном случае имеет место быть два

сценария развития дальнейших событий. Если подходящий вариант решения

найден, то процесс затруднений разрешается благополучно. При этом педагог испытывает чувство эмоционального и творческого подъема. Успешное снятие учителем затруднения ориентирует его на дальнейшее плодотворное продолжение инновационной деятельности. Если же выход из затруднения не найден, то наступает период осложнений. Учитель при этом прекращает инновационную деятельность, или же она сводится к имитации.

Как оценить инновационный потенциал педагогического коллектива и отдельного педагога?

Организуя инновационную деятельность в образовательном учреждении, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому – это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;

б) постоянно занимается самообразованием;

в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе

деятельности;

г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;

д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Опираясь на эти пять признаков, при помощи простого тестирования

(приложение 3) можно оценить педагогов.

2. Подготовленностьк освоению новшеств включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

Оценить подготовленность педагогов можно посредством наблюдения,

анкетирования, бесед, в которых может раскрыться личность педагога.

Наши рекомендации