Правила к написанию курсовой работы

Башкирский костюм как отражение этнического самосознания народа.

  1. Современные условия бытования народного искусства башкир.
  2. Ансамблевый характер башкирского народного искусства.
  3. Традиционные и новые черты в оформлении сельских домов башкир.
  4. Различные виды декоративно-прикладного искусства башкир в системе интерьера.
  5. Влияние верований башкир на композицию и оформление предметов декоративно-прикладного искусства.
  6. Значение орнамента в организации художественного пространства жилища башкир.
  7. Космологическое отражение мироздания в башкирском жилище.
  8. Преломление традиций народного башкирского искусства в творчестве современных художников.
  9. Мотив спирали как отражение представлений о бесконечности вселенной в скифо-сарматском и башкирском искусстве.
  10. Мотив ромба и его семантическое толкование в народном искусстве.
  11. Костюм и предметная среда в башкирском народном искусстве.
  12. Символика цвета и его роль в организации ансамблевого убранства башкирского дома.
  13. Сакральное значение орнамента в башкирских хараусах.
  14. Декоративно-прикладное искусство современных башкирских художников и его связь с народным искусством.
  15. Эстетический идеал в творчестве Ю. М. Ракши.
  16. Мир детства в отечественной живописи 19-20 вв.
  17. Автопортрет в отечественном искусстве 19-20 вв.
  18. Стилистические особенности архитектуры Уфы конца19-начала 20 века.
  19. Мотив пути в отечественном искусстве 19-20 века.
  20. Мотив приюта в русской живописи 19 века.
  21. Женский образ в произведениях русских художников 18-19 вв.
  22. Парадный портрет в русском искусстве 18 века.
  23. Пути развития сюжетно-тематической картины в отечественном искусстве 1970-1980-х годов.
  24. История становления, основные этапы, идейные и художественные задачи Товарищества передвижных художественных выставок.
  25. Памятник Петру 1 Б. К. Растрелли и «Медный всадник» Э. М. Фальконе (сравнительный анализ восприятия личности Петра 1 с позиции 2-х эпох).
  26. Романтизм как стиль и мироощущение в русском искусстве 1 половины 19 века.
  27. Модерн - концепция стиля и его проявление в различных видах искусства.
  28. Модерн в творчестве М. В. Нестерова.
  29. Образ Христа в русском искусстве 19 века.
  30. Символизм в русской живописи рубежа 19-20 вв.
  31. Стиль «модерн» в архитектуре Уфы начала 20 века.
  32. Ислам в творчестве башкирских художников.
  33. Акварель в контексте развития изобразительного искусства РБ.
  34. Образ Уфы в живописи и графике 1960-1990-х годов.
  35. Культовая архитектура Уфы.
  36. Анализ творчества башкирского художника (по выбору).
  37. Дореволюционная архитектура Уфы или Стерлитамака.
  38. Монументально-декоративное искусство Уфы или городов Башкирии
  39. Монументальная скульптура Уфы.
  40. Образ Салавата Юлаева в творчестве башкирских художников.
  41. Группа «Чингисхан» как творческий феномен в контексте изобразительного искусства Башкортостана.
  42. Историческая тема в искусстве РБ.
  43. Башкирская живопись 1980-1990-х годов: проблемы творчества.
  44. Натюрморт в башкирской живописи.
  45. Пейзаж в башкирском искусстве.
  46. Портрет в творчестве башкирских художников.
  47. Театрально-декорационное искусство РБ.
  48. Станковая скульптура РБ.
  49. Башкирская графика.

ПРАВИЛА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

I. Общие положения

1.1.Курсовая работа по истории изобразительного искусства - это глубокое и объемное исследование избранной проблемы по данному курсу. Ее написание также предусмотрено рабочим и учебными планами по специальности «ИЗО».

1.2.Выполняется курсовая работа студентом ХГФ на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов: учителей изобразительного искусства. Это могут быть рефераты, монографические исследования, лекции, исследования по художественной педагогике, обзоры выставок.

1.3.Написание студентом ХГФ курсовой работы по учебной дисциплине преследует цели: сформиро­вать личность будущего учителя, активизировать его познаватель­ную деятельность, научить его тем методам работы, ко­торые оказывают наибольшее воспитательное воздействие на уча­щихся средствами искусства; систематизировать знания и навыки в научной работе и закрепить практические умения и навыки в научно-исследовательской работе; развить творческую инициативу и самооргани­зацию на этапе подготовки к итоговой государственной аттестации (ГЭ, ВКР).

1.4.Сроки выполнения курсовых работ определены Учебным и Рабочим учебным
планами.

2. Требования к курсовой работе

2.1.Темы курсовых работ должны соответствовать рекомендуемой тематике курсовых работ с учетом целесообразности выбора каждого из студентов ХГФ.

2.2.В исключительных случаях допускается написание курсовой работы по одной теме группой студентов.

2.3.Курсовая работа может быть составной частью (разделом, главой) выпускной ква­лификационной работы, соответствующей направлению, профилю и специальности.

2.4.К выполнению и оформлению курсовой работы, как и к другим научно-
исследовательским работам, предъявляются определенные требования, зафиксированные в рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования ГОУ ВПО. Курсовая работа должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. Студенту рекомендуется следующие виды работы:

- изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования;

- изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состоя­ние с учетом передового опыта, а также личного опыта, приобретенного в процессе практи­ки;

- четко определить цели и методы исследования;

- обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практиче­ские рекомендации;

- оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта.

2.5. По объему курсовая работа должна состоять из не менее 25-30 страниц печатного текста.

3. Примерная структура курсовой работы

3.1.По структуре курсовые работы могут быть реферативного, монографического, опытно-экспериментального характера. Отличия их друг от друга заключаются в следующем:

- в курсовой работе реферативного характера (это основной вид курсовых работ) в теоретической части дается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы, исходя из сравнительного анализа изученной литературы. Затем, общие теоретические положения или исторические факты объединяются с анализом конкретных художественных произведений. В такой работе не следует анализировать слишком большое количество памятников. Правильные выводы можно сделать на основе сравнительного анализа наиболее ярких типичных для того или иного явления произведений искусства.

- курсовая работа монографического характера состоит в углубленном изучении творчества одного мастера или творческого коллектива, истории создания значительного произведения или ансамбля. Здесь в основу решения обязательно должно быть положено изучение оригиналов. Самобытное творчество мастера или коллектива художников, выдающийся архитектурный ансамбль и т.д. необходимо рассматривать в общем контексте исторического развития искусства, тем самым определить место и значение того или иного художественного явления.

- курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает проведение
эксперимента или его фрагмента, анализ его результатов и рекомендаций по практиче­скому применению. В качестве эксперимента может выступать атрибуция ранее неисследованных музейных экспонатов желательно какой-то одной определенной коллекции (например, фарфора, церковной металлопластики, народного искусства), разработка цикла лекций, посвященных музейному собранию, написание каталога музейной коллекции или выставки. В основной части нужно затронуть вопросы создания музея, содержание его основных разделов, затем всесторонне тщательно исследовать выбранные произведения. Очень важно привлекать архивные материалы, сопоставлять рассматриваемые экспонаты с произведениями, хранящимися в других музейных собраниях. В практической части – представить результаты проведенного эксперимента в виде апробированных автором экскурсий, лекций, факультативных занятий. На их основе сделать выводы о ценности исследованных произведений искусства для учебных и воспитательных целей, предложить формы и методы использования изученной экспозиции в педагогической деятельности.

3.2. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, оглавление
(содержание), введение, основную часть (2-3 главы), заключение, список используемой ли­тературы и приложение.

Форма «Титульного листа» составляется с учетом требований ГОС (см. приложение). В «Со­держании» (см. приложение) включаются структурные элементы всей курсовой работы: вве­дение, название разделов или глав, параграфов курсовой работы, заключение, список литературы, приложение. При этом названия всех разделов (глав плана) должны точно соот­ветствовать логике содержания работы, быть краткими и четкими. Обязательно указываются страницы, с которых начинаются все пункты плана.

«Введение» - это вступительная часть научно-исследовательской работы, содержащая научный аппарат исследования. В небольшом по объему (1-1,5 листа) «Введении» содержат­ся: обоснование выбора темы исследования, актуальность темы, практическую значимость курсовой работы, формулировка цели и задач исследования. Решению этих задач и посвящена основная часть работы. Отдельный памятник, группа произведений, творчество того или иного художника, ставшие предметом анализа, должны рассматриваться в свете общих проблем, но при этом не нужно перегружать текст широко известными истинами и фактами. Это не текст популяризаторской статьи или лекции, а профессиональный разговор формирующегося специалиста со своими учителями и коллегами

Если курсовая работа, предшествующая дипломной работе как углубленный исследова­тельский труд, будет являться логическим продолжением выпускной квалификационной рабо­ты (ВКР), то в этом случае во введении следует определить объект, предмет и гипотезу (науч­ное предположение, вариант решения проблемы) исследования.

В зависимости от характера курсовая работа может быть иллюстрирована снимками, чертежами и обмерами или оставаться без иллюстраций. Визуальная информация преимущественно выводится в приложение.

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, описание сложностей в проведении исследования, способы их решения и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.

Список литературы представляет собой перечень использованных книг, статей, перио­дической литературы и сайтов в Интернет. Фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературных источников, а сайты Интернет по теме исследования размещаются в конце списка. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания (по определенной форме).

Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем уг­лу, например: «Приложение 1».

По содержанию курсовая работа может

4. Этапы работы над курсовой работой

Чтобы эффективно оправиться с выполнением курсовой работы, необходимо четко опре­делить последовательность этапов её выполнения. В частности:

- выбрать из предложенного перечня тем совместно с преподавателем направление и об­-
ласть научного исследования в курсовой работе;

- формулирование темы курсовой работы с четким определением объекта и предмета научно- го исследования и, в полной мере отражающих специфику учебной дисциплины;

- подбор литературы, справочников и других источников по теме исследования;

- обоснование актуальности темыкурсовой работы и дальнейшее изучение необходимой литературы и других источников по теме курсовой работы;

- определение структуры (плана содержания) курсовой работы;

- анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изучаемого
вопроса;

- поиск, анализ и обобщение передового опыта исследователей;

- написание введения и теоретической части курсовой работы;

- оформление практического раздела курсовой (иллюстрации, чертежи, обмеры, и т.д.), если работа носит практический характер;

- подготовка и проведение эксперимента, если работа носит опытно-, экспериментальный характер;

- анализ результатов эксперимента, описание его и формулировка выводов;

- написание заключения;

- составление списка используемой литературы и сайтов в Интернет;

- подготовка и оформление приложения;

- оформление титульного листа;

- представление работы руководителю и на кафедру на проверку (на соответствие
требованиям к оформлению курсовой работы и оценку содержания);

- учет замечаний руководителя и кафедры к курсовой работе, исправление неточно­
стей, коррекция содержания;

- подготовка к публичной защите курсовой работы (если эта защита предусмотрена).

4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

4.1.При выборе темы курсовой работы преподавателю следует руководствоваться
сведениями о потенциальных возможностях, научном интересе студентов, о глубине их
знаний по выбранному направлению, о желании выполнить работу реферативного, монографического или опытно-экспериментального характера и о преемственности курсовой ра­боты выпускной квалификационной работе.

4.2.Утвердив тему у преподавателя и на кафедре, студент должен продумать и напи­сать план-график выполнения курсовой работы, предусмотрев этапы изучения теоретического материала, проведения и оформления исследования и описания результатов прове­денной научно-исследовательской работы.

4.3. Курсовая работа, являясь по своему характеру в основном описательно-
обобщающей, требует анализа только необходимой литературы и выборки из нее наибо­лее важного материала. Поэтому в курсовую работу нет смысла включать весь прорабо­танный материал, да и сама проработка должна осуществляться дифференцированно. Од­
ни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют вниматель­ного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы,
относящиеся к теме курсовой, могут быть представлены отдельными выписками. Изуче­ние литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки
и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений с тем, чтобы на основе анализа, систематизирования, осмысле­ния полученного материала выяснить современное состояние вопроса. В связи с этим ре­комендуется фиксировать письменно все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками. Записи (конспекты литературы) могут иметь форму плана, тезисов, конспек­тов, выписок, а также картотеки идей, цитат методик, что в дальнейшем облегчит класси­фикацию и систематизацию полученной информации.

Записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, одной из обязательных форм организации умственного труда.

Курсовая работа предполагает обзор литературыпо избранной теме, изложение со­временного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргу­ментацию. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка различных подходов к реше­нию поставленной проблемы разными авторами.

Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студен­тами при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах и вы­писках. Теперь особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собст­венных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана курсовой работы.

Обобщение собранного материала требует его систематизации и классификации. Вы­полнить эту работу с наименьшей затратой времени помогает принятая форма записи на одной стороне листа, позволяющая свободно оперировать материалом: разрезать, переклады­вать, подклеивать и т. п.

В обзоре не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя од­ну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана курсовой работы. Обзор должен носить не хронологический, а проблем­ный характер, раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам. Причем излагать свои мысли следует простым литературным языком, используя общедоступные для понимания термины. Содержание курсовой работы заключается в отражении своего собствен­ного понимания и осмысления проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов теории и концепций со ссылкой на их авторов, доказательства каких-либо положений с привлечением цитат. Ссылка на автора и его работу очень важна для читателя. Она позволяет ему непосредственно обратиться к первоисточнику и сделать необходимые уточнения. Надо только помнить, что цитирование не должно превращаться в самоцель, за­глушать собственную мысль автора курсовой работы, его понимание проблемы. В конце ци­таты следует определить источник высказывания.

Наши рекомендации