Лекция 3.1. Педагогические основания диагностики и оценки здоровья субъектов педагогического процесса
В первой лекции третьего раздела представлены: 1) краткая характеристика существующих в настоящее время способов оценки состояния здоровья человека; 2) анализ подходов, сложившихся в психологии; 3) предлагаемый подход к разработке критериев оценки индивидуального здоровья человека с позиции его валеологической сущности; 4) возможность использования данных критериев в процессе организации здоровьетворящего образования в школе.
Разработка критериев диагностики и оценки уровня здоровья человека с позиции валеологии как науки, находящейся в настоящее время на эмпирической стадии своего развития, является одной из актуальнейших задач, требующих своего скорейшего решения. Это дает основание называть подобную диагностику валеологической, а построенные на основе ее результатов критерии валеологическими. Важность и неотложность данной задачи определяется, согласно нашим представлениям, тем, что от качества ее решения зависит в первую очередь качество образования современных школьников, а в перспективе и качество жизни будущего общества.
Согласно положениям системного подхода, достоверность результатов любого изыскания зависит от адекватности его методологической основы, поэтому, приступая к определению валеологических критериев оценки здоровья человека, представляется необходимым раскрыть исходные теоретические положения, на основе которых мы строим наши рассуждения.
Первое положение касается сущностной характеристики человека как синкретического природно-культурного «творения». В соответствии с этим положением объективная оценка здоровья человека возможна только на основе идеи его целостного, комплексного рассмотрения, а трактовки здоровья человека как состояния целостного организма во взаимосвязи и взаимодействии его телесного, психического и интеллектуального начал, в свою очередь, позволяет классифицировать две группы критериев. Первая группа – это, так сказать, объективные критерии, показатели которых отражают характер и качество соматической составляющей здоровья: уровень кровяного давления, частота пульса, количество сердечных сокращений за единицу времени, скорость восстановления пульса после физической нагрузки, продолжительность контрольной дыхательной паузы, цвет кожи, склеры глаз, состояние ногтей, степень гибкости, силы, выносливости организма и т. п., то есть показатели, отражающие качество физического и физиологического функционирования организма человека. Они доступны для достаточно точной фиксации с помощью специальных приборов или зрительного, слухового или кинестетического наблюдения. С анализа этих показателей традиционно начинается медицинская диагностика состояния здоровья человека. Вторую группу показателей мы называем субъективными, так как их содержание составляют те характеристики состояния организма, которые человек дает сам, руководствуясь своими внутренними ощущениями. Можно сказать, что это состояния, относящиеся к эмоциональной и интеллектуальной сферам личности индивида (различные болевые или другие дискомфортные ощущения, оттенки настроения, ощущение бодрости или усталости, активности или апатии, различные переживания, желания, отношение к людям и пр.).
Второе положение связано с принципом иерархичности, установленным Б. Ф. Ломовым для изучения психического в человеке как целостной системы. В соответствии с этим принципом человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. Г. С. Никифо-ров считает возможным в самом общем приближении выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. Об этих уровнях изучения человека писал еще А. Н. Леонтьев: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа, уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс» [141, с. 231].
Приведенная мысль А. Н. Леонтьева позволяет сделать вывод о трех ступенях развития как здоровья, так и болезни, и утверждать, что первоисточником и того, и другого состояния человека являются отношения, в которые он вступает с окружающим миром; затем организм человека начинает реагировать на эти отношения соответствующим эмоциональным тонусом; и только после этого появляются психосоматические симптомы – различного рода напряжения, отзывающиеся в теле болями или другими дискомфортными ощущениями, – которые думающего человека подвигают к размышлению по поводу причин своего состояния, а «не думающего» вводят, как показывают наши жизненные наблюдения, в состояние страха, беспокойства и «сетования на весь мир». Таким образом, сохранение и становление здоровья человека обеспечивается адекватной цели системой его социальных отношений, которые можно классифицировать на основе оригинальной и целесообразной, на наш взгляд, идеи Т. Ф. Акбашева о том, что каждый человек в процессе своей жизни выстраивает три группы отношений или, другими словами, идет одновременно тремя взаимосвязанными, взаимообусловливающими и взаимодополняющими параллельными путями (рис. 5):
1) первый, согласно названию автора идеи, «Путь совершенства», содержанием которого являются отношения в системе «Я – Я», то есть отношение к себе;
2) второй путь – это «Пути любви», двигаясь по которому человек строит отношения в системе «Я – Другой»;
3) и третий путь – это «Путь служения», сущность которого составляют отношения в системе «Я – Иерархи» (под иерархами в данном контексте мы понимаем всех, от кого человек находится во взаимозависимости, то есть всех тех, кому подчиняется, или, точнее, служит он, и кто в то же время одновременно подчиняется или также взаимно служит ему. При этом служение мы понимаем в высоком смысле этого слова – «делать что-либо для кого-либо; направлять свою деятельность на пользу кого-либо или чего-либо». Такое отношение естественно строится на добровольной и сознательной основе и приводит к тому, что каждый человек одновременно находится в двух позициях – и субъекта служения, и объекта служения. Приведем два примера, поставив вопрос: кто кому служит – родители детям или дети родителям; учителя ученикам или ученики учителям? И ответим на него диалектично: служат и те, и другие, но и подчиняются тоже и те, и другие. Так, без родителей не было бы детей, поэтому дети как бы «служат» родителям в благодарность за данную им жизнь; однако взрослые не могли бы стать родителями без детей и «служат» своим детям по статусу, по обязанности, а более всего по любви. Аналогична ситуация и в системе отношений «учитель – ученик»: учителя востребованы, потому что есть дети, которых нужно учить, отсюда получается, что учителя «служат» ученикам, но и ученики находятся по отношению к учителям в ситуации служения, во-первых, в силу возрастных различий тех и других, а во-вторых, в силу благодарности за служение первых. Безусловно, что форма служения во всех четырех позициях будет разная, но основа, как мы считаем, одна – взаимное уважение и чувство благодарности. Заметим, что в идеале данное положение должно касаться любых взаимоотношений между людьми, ибо только в этом случае, по нашему мнению, возможно согласие и их мирное сосуществование.
Рис. 5. Схема жизненных путей человека
Рассуждая о служении, представляется уместным привести здесь одно наше умозаключение, сделанное в результате длительных размышлений по поводу причин такого широко распространенного в настоящее время у подавляющего большинства современных школьников качества личности, как потребительское отношение к жизни (или, как часто говорят, потребительства), ибо это имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья. Поясним данный тезис. Потребительская позиция по отношению к окружающему миру выражается у человека в установке, что окружающие люди ему что-то должны. Эта установка порождает у него претензии, которые и определяют его отношения с миром. Не требует особого доказательства тот факт, что удовлетворение всех претензий (желаний) человека просто невозможно, а попытки сделать это приводят к неограниченному развитию в ребенке эгоизма, который далеко не способствует сохранению здоровья в силу того, что его «спутниками», как правило, являются такие «болезнетворные» чувства, как зависть, гневливость, высокомерие, тщеславие и пр.
Неудовлетворенные же претензии по обыкновению вызывают в человеке недовольство, которое может проявляться посредством самых разнообразных эмоций – от легкого понижения эмоционального тонуса до самого сильного гнева и даже злобы. Переживание чувства неудовлетворенности, как показал в своих исследованиях В. И. Гарбузов, является, по его мнению, одной из фундаментальных психологических причин нездоровья человека [73, с. 118]. В то же время известно, что одним из достоверных показателей зрелой и гармонически развитой личности является способность соотносить свои потребности и возможности, и именно это свойство человека можно считать базовым в деле сохранения здоровья.
Методологическое обоснование идеи о детерминирующей роли в здоровье человека его отношений с окружающим миром, и в том числе с собой и с другими людьми, мы находим у Э. В. Ильенкова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. Франкла, Э. Фромма и других представителей философии и психологии, реализующих в своих научных концепциях гуманистические принципы. Так, связывая качество телесного бытия (физическое состояние) человека с его настроением, С. Л. Рубинштейн пишет, что «органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо-локализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов», составляют «лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни» [174, с. 177].
На важность для здоровья человека его отношения к внешней среде (природе, людям, социальным группам, духовным ценностям и пр.) указывал еще А. Ф. Лазурский, который рассматривал личность как биосоциальный организм, главной основой которого является его нервно-психическая организация. Анализируя работы А. Ф. Лазурского, Г. С. Никифоров пишет: «Он придавал отношениям особое значение в достижении душевной гармонии личности, под которой понимал разносторонность, полноту и согласие психических функций человека» [171, с. 159].
Известно, что индивидуальные способы действия личности по реализации каких-либо целей всегда обусловлены ее активными отношениями, которые проявляются в каждой индивидуальной черте характера и в индивидуальном стиле деятельности. Доказано также, что деформация отношений сознания в целом неизбежно ведет к дезинтеграции личности, если даже при этом особенности психических процессов остались в норме. Личность может деградировать или измениться, если изменятся ее отношения к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволяет личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, препятствия, возникающие на ее жизненном пути, и в конечном итоге достигать поставленных целей и осуществлять реализацию своих намерений [171].
Таким образом, можно утверждать, что на ментальном уровне здоровье человека детерминируется, в первую очередь, его отношением как к жизни в целом, так и к каждой ее конкретной ситуации и каждому ее конкретному моменту. Следовательно, в составе субъективных критериев валеологической диагностики здоровья человека уместна, на наш взгляд, также оценка его отношения к людям, динамика которого может служить критерием динамики здоровья человека.
И, наконец, третье положение связано с динамичностью жизни человека и сущностью его бытия, для которого характерны (по Аристотелю) четыре принципа: принцип материальности, принцип активной формы, принцип причинности и принцип цели. Согласно этим принципам, каждый человек есть соответственно самостоятельная отдельная реальность или фактическая данность (в чем проявляется принцип материальности), обладающая структурой, части которой соотнесены между собой (что отражает проявление принципа активной формы); также каждый человек – это данность, указывающая на свое происхождение (что есть проявление принципа причинности) и имеющая свое определенное назначение (что указывает на принцип цели) [189]. При этом философы разных эпох единодушны в своем мнении, которое выразил А. Г. Спиркин в утверждении, что «объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем объеме, ни во всех способах проявления» [189, с. 257]. Приведенное рассуждение чрезвычайно важно по отношению к здоровью человека, которое, являясь атрибутом его жизни и, следовательно, определенного рода объективной реальностью, «бытует» в соответствии с теми же вышеназванными принципами материальности, активности, причинности и цели. Это значит, что здоровье:
во-первых, закономерно и неотвратимо проявляется на соматическом уровне;
во-вторых, проявляется посредством активности протекающих процессов;
в-третьих, имеет причинную обусловленность во всех диалектически взаимосвязанных структурах человеческого организма;
и, наконец, в-четвертых, будучи практически важнейшим, определяющим, необходимым и достаточным условием полноценного бытия человека, является в этом смысле одной из главных целей его жизнедеятельности.
Поскольку жизнь человека протекает во времени, то одной их существенных характеристик здоровья является его изменчивость, динамичность. Это значит, что в каждый данный момент качественная характеристика совокупности показателей здоровья будет другой, отличной от его характеристики в любой предыдущий, а также последующий момент. Отсюда следуют два важных вывода: первый – об уникальности нормы и уровня здоровья для каждого конкретного человека, а также ограниченности этой нормы для каждого конкретного человека в каждый конкретный период его жизни, и второй – о необходимости установления такой нормы и ее границ для каждого конкретного человека в каждый конкретный период его жизни, что и будет исходным критерием для определения уровня здоровья человека на каждый данный момент его жизни. Особенно важно это требование для растущего организма ребенка школьного возраста, ибо именно в детском возрасте, как доказали физиологи, когда происходит наиболее интенсивное психофизиологическое развитие ребенка, закладываются основы здоровья человека, которое затем проявляется в форме культуры его отношения к себе и к окружающему миру в целом, поэтому важно следить за изменением самочувствия и состояния здоровья учащихся в течение учебного дня и учитывать эти изменения в процессе организации их учебной деятельности.
Исходя из того, что одним из специфических признаков валеологии является ее личностно-ориентированная направленность, при которой сам человек является и субъектом, и объектом своей собственной деятельности в плане здоровьетворения, мы считаем, что валеологическая диагностика состояния его здоровья должна строиться, с одной стороны, на принципах интеграции, комплексности и корреляции, а с другой стороны, на принципах простоты, доступности, безопасности и эффективности.
Согласно принципу интеграции наиболее объективную картину в области состояния здоровья человека можно получить при соотнесении и сравнительном анализе результатов валеологической и медицинской диагностики. Это условие может быть обеспечено, если каждый человек будет приучен постоянно наблюдать за собой, фиксировать наиболее существенные изменения в своем состоянии, осмысливать их причины с тем, чтобы в дальнейшем сохранять положительные результаты и корректировать отрицательные, то есть если у человека будет сформирована потребность в здоровьетворении.
Согласно принципу комплексности, объективная картина состояния здоровья человека возможна только при условии отслеживания процессов, протекающих в каждой сфере человеческого организма: в теле (в физическом и физиологическом аспектах) и в психике во всем многообразии ее проявлений (как на уровне эмоциональной сферы, так и на уровне ментальной сферы).
Согласно принципу корреляции, объективную оценку состояния здоровья человека возможно получить: во-первых, при соотнесении данных нескольких разных диагностик; во-вторых, при соотнесении данных этих диагностик за определенный период времени; в-третьих, при соотнесении отмеченных изменений в состоянии здоровья человека с изменением условий (психологических, климатических, трудовых и пр.) в той жизненной ситуации, которая сложилась на момент диагностики. Относительно здоровья в науке считается, что человек вообще может быть здоровым только в определенных жизненных условиях. Причем одни и те же условия для одного человека могут быть вполне нормальными, а для другого они уже будут вредны, ненормальны и могут привести к нарушению функционирования его организма; в-четвертых, при соотнесении природного потенциала здоровья человека и наследственности в этом отношении с его сознательными усилиями в плане здоровьетворения.
Согласно же принципам простоты, доступности, безопасности и эффективности, объективную оценку состояния здоровья человека обеспечивают такие методы валеологической диагностики, которые может легко освоить любой человек, которые не требуют сложной специальной аппаратуры и длительного обучения для их использования, которые применяются им сознательно и добровольно и исключают любое насильственное вмешательство в его психику, и, наконец, при помощи которых можно быстро получить объективную информацию о функционировании исследуемой системы организма (это, например, измерение таких показателей, как пульс в покое, скорость его восстановления после нагрузки, частота дыхания, контрольная дыхательная пауза, максимальный объем легких, гибкость, быстрота реакции, настроение, ощущения и мысли в момент диагностики и т. д. и т. п.).
Таким образом, в каждой группе критериев можно выделить две подгруппы: в объективных – 1) физические показатели, отражающие состояние и функционирование костно-мышечной системы человека (или опорно-двигательного аппарата), и 2) физиологические показатели, свидетельствующие о протекании некоторых физиологических процессов в организме человека (кровообращения и работы сердца, дыхания, водно-солевого обмена, пищеварения, сна, доступных для простого, но точного измерения); в субъективных – 1) показатели, характеризующие самочувствие человека, и 2) показатели, отражающие его отношение к окружающему миру.
Важно отметить, что субъективные критерии тесно связаны с сознанием и самосознанием человека и фиксируются в процессе его рефлексивной деятельности, предметом которой является осмысление человеком реакций его организма на различные раздражители: внешние, возникающие как результат вступления человеком во взаимоотношения с окружающим миром, и внутренние (влечения, мысли, соматические ощущения, эмоциональные движения и т. д.).
Все сказанное по поводу критериев оценки здоровья человека отражено в табл. 5. В первой графе данной таблицы перечислены все системы организма человека, обеспечивающие его жизнедеятельность; во второй – физиологические показатели их активности, например: частота пульса, скорость восстановления пульса после нагрузки, соотношение вдоха и выдоха, продолжительность контрольной дыхательной паузы, данные тестирования гибкости позвоночника, быстроты реакции и пр.; в третьей графе отмечаются субъективные оценки самочувствия человека: положительные или негативные ощущения в органах соответствующих систем организма – боли, напряжение, дискомфорт или расслабленность, активность, комфорт, а в четвертой графе фиксируется эмоциональное состояние, настроение; в пятой, шестой, седьмой и восьмой графах дается характеристика отношения соответственно к себе (Я), к другим людям, т. е. к обществу (О), к природе (П) и к культуре (К) при помощи оценки качества этих отношений или в форме мыслей, которые отражают характер этих отношений. Заполнение граф, отражающих субъективные оценки психологической и интеллектуальной составляющей здоровья индивида, стимулирует также развитие речи и мышления, так как требует не только фиксации состояния, но и вербального его выражения.
В практике нашей экспериментальной работы мы использовали так называемый словарь эмоциональных состояний, содержащий определения, оперируя которыми можно достаточно точно охарактеризовать свои состояния, ощущения, переживания, чувства. Кроме этого, во второй части словаря предлагаются фразы, при помощи которых учащиеся могут оценить систему своих отношений к окружающему миру и в том числе к себе. Согласно результатам нашей экспериментальной работы, использование данного словаря способствует не только формированию у учащихся положительного отношения к своему здоровью и тем самым готовности к здоровьетворению, но также развитию речи и мышления, так как требует различных мыслительных операций, таких как анализ своих ощущений, чувств, переживаний, настроений, сравнение найденного определения с тоном переживаемого состояния, обобщение результатов произведенных действий и формулирование вывода. Наряду с этим развитие мыслительной деятельности учащихся обеспечивается в ходе выявления динамики изменения
Таблица 5
Сводная таблица критериев оценки здоровья человека
Объективные критерии | Субъективные критерии | ||||||
Системы | Показатели их | Самочувствие | Отношение к | ||||
организма | функционирования | Соматич. | Психологич. | Я | О | П | К |
Центральная нервная система | – Умственная работоспособность – Рефлекторная деятельность | Ощущения в теле | Эмоциональные ощущения | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки |
Сердечно-сосудистая система | – Пульс – Кровяное давление | Ощущения в теле | Эмоциональные ощущения | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки |
Дыхательная система | – Дыхание | Ощущения в теле | Эмоциональные ощущения | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки |
Пищеварительная система | – Баланс потребления и выделения – Скорость и характер пищеварения | Ощущения в теле | Эмоциональные ощущения | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки |
Мочеполовая система | – Баланс потребления и выделения | Ощущения в теле | Эмоциональные ощущения | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки |
Костно-мышечная система | – Гибкость суставов и позвоночника – Сила мышц – Выносливость организма | Ощущения в теле | Эмоциональные ощущения | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки |
Иммунная система | –Устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды | Ощущения в теле | Эмоциональные ощущения | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки | Субъект. кач. оценки |
состояния здоровья, когда сравниваются результаты одной этапной диагностики с другой.
Комплекс критериев оценки здоровья человека будет неполным без учета принципа экспертируемости, то есть без фиксации динамики развития тех или иных показателей здоровья, ибо, как мы неоднократно подчеркивали, здоровье – это динамическое явление, имеющее тенденцию к постоянному изменению. Следовательно, в процессе становления здоровья человека важен не столько его уровень на данный момент, сколько динамика этого уровня в сторону наращивания энергетического потенциала всех сфер человека. При этом существенным и специфически валеологическим, на наш взгляд, критерием в диагностике здоровья человека как культуры его отношения к себе и к окружающему миру является, согласно нашей концепции валеологии, мера его усилий, вложенных в достижение данного уровня по сравнению с исходным или предыдущим. Именно поэтому многие авторы, исследующие разные аспекты здоровья человека, в качестве критериев его оценки предлагают такие деятельностные показатели, как умение, способность, управление, то есть то, в чем человек проявляется как культурно действующий субъект.
Так, например, А. А. Меграбян в качестве одного из важнейших признаков душевного здоровья личности называет ее способность к саморегуляции, то есть умение человека свободно управлять в бодрствующем состоянии своими сенсорно-перцептивными процессами, мыслями, эмоциями и моторными функциями [171, с. 143]. Способность человека к самоуправлению психическими процессами как критерий его психического здоровья рассматривает Г. С. Никифоров. Под психическим самоуправлением (саморегулированием) он предлагает понимать «сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования)… ». При этом «субъектом самоуправления (саморегулирования) является сам человек, а в качестве объектов могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая деятельность или собственное поведение» [171, с. 155-156], что соответствует выдвинутой нами гипотезе о личностно-ориентированной направленности как специфической черте валеологии.
Для нас важным также является утверждение Г. С. Никифорова о том, что «процессы психического самоуправления (саморегулирования) обязательно носят сознательный (но не всегда осознанный) и целенаправленный (а следовательно, и активный) характер» [171, с. 156]. Поскольку же ребенок, как известно, не способен управлять своей психикой, ибо «управлять собой – это, прежде всего, уметь самому формировать мотивы собственного поведения, ставить перед собой конкретные цели» [171, с. 156], постольку одна из главных валеопедагогических задач заключается в том, чтобы учить ребенка управлять собой, формируя у него определенную, соответствующую его возрастному статусу готовность к самостоятельной постановке целей и их достижению. Решение данной задачи смыкается, на наш взгляд, с задачей развития рефлексивного сознания человека, ставшего на путь здоровья, и в первую очередь ребенка-школьника.
Анализ валеологической и в большей степени валеопедагогической литературы последних лет показывает, что поиски многих педагогов, психологов идут именно в направлении разработки таких средств и форм диагностики состояния здоровья, при помощи которых можно фиксировать результаты именно рефлексивной деятельности учащихся. Это так называемые дневники, паспорта, листки, анкеты здоровья и другие подобные формы, целью которых, говоря языком нашей концепции педагогической валеологии, является развитие у учащихся готовности к здоровьетворению. В качестве примеров можно назвать тетрадь для занятий «Физическая культура и здоровье», разработанную В. С. Быковым, «Анкету здоровья», разработанную Т. Ф. Акбашевым и Т. А. Солдатовой и откорректированную и адаптированную к реальным условиям педагогического процесса вуза С. А. Циттель. Достоинство названных форм состоит в том, что ребенок (учащийся, студент) сам производит все необходимые измерения, руководствуясь результатами собственных наблюдений за протеканием различных процессов в своем организме, сам наблюдает за своим самочувствием, настроением, сам фиксирует и анализирует характер отношения к различным сторонам окружающего мира и т. д.
Самостоятельное заполнение учащимися паспорта здоровья предусматривается и программой уроков здоровья и нравственности «Здоровое поколение» в первой четверти каждого года обучения на протяжении всех десяти лет. В настоящее время студенты отделения педагогической валеологии факультета педагогики и методики начального образования Магнитогорского государственного университета практикуют разные формы дневников здоровья, подбирая наиболее оптимальную, удобную и малозатратную по времени и приложенным усилиям, однако содержательно все эти формы строятся на основе предложенных нами, выше изложенных и теоретически обоснованных критериях.
Завершая разговор о валеологических способах отслеживания здоровья человека, следует сказать, что формы дневников здоровья, как показывает наш опыт, могут быть предельно разнообразны. Здесь открывается необозримый простор для творчества учителя и самого субъекта, творящего свое здоровье. Каждый человек, каждый ребенок может разработать собственную, только для него приемлемую форму дневника здоровья, соответствующую специфическим, лишь ему присущим личностным характеристикам. Главное, чтобы этот дневник стал для человека инструментом формирования потребности быть здоровым и способствовал наращиванию жизненных сил, являющихся количественным показателем здоровья.
Раскрывая теоретические предпосылки и практические основания для разработки валеологических критериев оценки здоровья человека, представляется целесообразным привести два интересных подхода к решению данной задачи. Один подход практикуется в психологии здоровья – новой молодой науке, исследующей проблемы становления психического здоровья и осуществляющей поиск позитивных, гуманистически ориентированных критериев здоровья. В этой связи И. Н. Гурвич пишет: «В эмпирических исследованиях оценка здоровья дается по следующим показателям:
1) медицинская оценка состояния, находящая свое выражение в клиническом диагнозе – психиатрическом для нервно-психического или поведенческого расстройства, и соматическом – для физического заболевания;
2) субъективная личностная репрезентация своего физического и (или) психического состояния, интегрально выраженная в самооценке здоровья;
3) восприятие личностью адекватности своего функционирования в главных социальных ролях, оцениваемое по уровню удовлетворенности и целостно проявляющееся в общей удовлетворенности жизнью (субъективном благополучии, счастье, позитивном аффекте);
4) адаптация индивида к социальному окружению, которая может включать в себя самооценочные показатели, но обычно определяется по объективизируемым оценкам со стороны других людей, входящих в ближайшее социальное окружение индивида (Kasl, 1974)» [171, с. 9].
Как видно из цитаты, комплексный подход к оценке здоровья человека как целостного явления обеспечивается совокупностью объективных и субъективных показателей.
Второй подход также разработан в психологии, но касательно исследования проблемы психологии аномальных детей и подростков. Это десять критериев нормальности человека по Э. Сыржиштевой, которые приведены в работе Л. Пожар «Психология аномальных детей и подростков – патопсихология» [166]. Анализ этих критериев с позиции обоснованной нами концепции валеологии показывает, что человека, имеющего восемь из десяти данных показателей, можно считать в целом здоровым. Приведем эти критерии с нашими собственными комментариями относительно их содержания.
1. Субъективная удовлетворенность. С позиции валеологии субъективную удовлетворенность можно объяснить через способность человека видеть позитивное в любой складывающейся в его жизни ситуации, уметь расценивать каждую ситуацию как жизненный урок и переживать в связи с этим чувство искренней благодарности к окружающей действительности. Достижение субъективной удовлетворенности возможно при условии баланса между потребностями и возможностями человека. При этом высшим уровнем субъективной удовлетворенности, как показывают наши наблюдения, является удовлетворение человека, способного откладывать удовлетворение потребностей (за исключением физиологических нужд) и переносить фрустрацию желаний.
2. Идентичность как способность адекватно ощущать свою половую принадлежность, свой социальный статус и согласно этому строить свое поведение в социуме. По мнению Отто Вейнингера, в природе не существует «чистых» мужских и «чистых» женских особей. Это, по его мнению, в полной мере относится и к человеку, означая, что в каждом организме наличествуют признаки и мужского и женского пола. О. Вейнингер считает, что даже отдельная клетка несет в себе признаки обоих полов. Принадлежность же к одному или иному, противоположному полу определяется количественным соотношением мужских и женских половых признаков. Более того, он утверждает, что до определенного срока эмбрион развивается как своеобразный андрогин – двуполое существо [66]. Эту гипотезу О. Вейнингера можно, наверное, подвергнуть критике, но физиологически доказано, что и в мужском, и в женском организме вырабатываются гормоны обоих полов, баланс которых влияет на формирование мужских и женских черт характера человека.
В аспекте нашего исследования чрезвычайно важно учитывать данное положение, так как это связано с проблемами полового воспитания детей и подростков, которое имеет существенное значение для решения задач становления их здоровья. Как утверждают психологи, адекватная половая идентификация является одним из главных показателей психического здоровья личности.
3. Интегральность (целостность) как умение личности поддерживать динамическое равновесие с окружением на фоне устойчивой способности к саморегуляции, которая понимается как умение человека свободно управлять в бодрствующем состоянии своими сенсорно-перцептивными процессами, мыслями, эмоциями и моторными функциями. Можно считать, что показателями интегральности личности являются такие психологические характеристики, как способность человека к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами в окружающей обстановке, а также способность организовывать свое поведение в соответствии с общественно установленными нормами.
4. Автономность (независимость) как форма проявления индивидуальности человека и его самостоятельности. Автономность проявляется, на наш взгляд, в наличии у человека своей собственной жизненной позиции, в его способности противостоять негативному воздействию своего социального окружения, как говорится, «сметь свое мнение иметь», в умении сохранять позитивный эмоциональный настрой в ситуации общего эмоционально-психического напряжения. В то же время способность человека «самому стоять в этом мире» зависит от количества его связей с другими людьми: чем больше у него таких связей, тем крепче он «стоит на ногах».
5. Адекватное восприятие реальности (действительности), показателем которого является соответствие психических реакций человека интенсивности внешних раздражителей, максимальное соответствие субъективно воспринимаемых образов отражаемым предметам и явлениям, адекватность отраженных личностью обстоятельств действительности, воспроизводимых в ее переживаниях.
6. Адекватное самопознание, самопереживание и самооценка проявляется, по нашим представлениям, в наличии у человека рефлексивной потребности, в направленности его интереса в первую очередь на себя, в способности искать причины и истоки происходящих с ним событий в своем собственном поведении, а также в принятии себя как данности и в способности сохранять душевное спокойствие в ситуации неопределенности. Кроме того, достаточно информативными показателями данного критерия можно считать степень самоуважения личности и способности к сохранению достоинства, что предупреждает, на наш взгляд, формирование комплекса неполноценности и степень выраженности тревожности.
7. Сильная толерантность к фрустрации, то есть терпимость к обману, которая понимается какэмоциональная устойчивость личности в ситуации не оправдавшихся надежд, способность первоначально принимать любую ситуацию, не впадая в состояние безысходности, но, напротив, обнаруживая в ней положительные для себя моменты. Данный критерий тесно связан с целостностью личности, с ее автономией и самооценкой. Наличие у человека толерантности к фрустрации является фактором предупреждения переживания обиды, которая, как было показано ранее, является одной из серьезных психологических причин многих психосоматических заболеваний.
8. Резистентность по отношению к стрессу или, по-другому, стрессоустойчивость, показателем которой является уравновешенность психических процессов, способность к самообладанию и сознательной регуляции своей деятельности в стрессогенных ситуациях. Резистентность по отношению к стрессу является важнейшим условием сохранения целостности личности и ее устойчивости в психологическим нагрузкам.
9. Приемлемая социальная адаптация проявляется в наличии у человека широких возможностей для полноценного включения в нормальную общественную жизнь. Социально адаптированный человек – это человек, у которого есть профессия или удовлетворяющая его работа, у которого есть семья, обеспечивающая ему «надежные тылы», есть друзья, обеспечивающие ему удовлетворение потребности в позитивном общении. Показателями приемлемой социальной адаптации, по нашему мнению, можно считать способность человека испытывать радость в труде как отклике на нужду другого (по А. Ц. Гармаеву), строить гармоничные отношения с близкими и родными на основе принятия уникальности каждого из них и сохранения собственной уникальности, а отношения с друзьями строить на основе их достоинств, прощая им их недостатки.
10. Оптимальное самоутверждение – это в идеале цель жизни человека, по сути, само его существование, показателем которого является полноценное самораскрытие. Оптимальное самоутверждение – это та вершина, к которой направлен путь совершенства и достижение которой возможно только при условии движения человека по пути любви и пути служения.
Таким образом, можно утверждать, что содержание данных критериев носит культурную направленность, а это доказывает возможность трактовки здоровья как педагогической категории и, следовательно, формирования его у учащихся педагогическими средствами в процессе образования.
Исходя из сказанного, можно обозначить специфику и задачи валеологической диагностики и оценки здоровья индивида. Первая специфическая черта состоит в том, что эту диагностики проводит сам субъект, исследуя уровень своего собственного здоровья и его динамику. Вторая черта вытекает из первой и заключается в воспитательной направленности валеологической диагностику в силу того, что, во-первых, в процессе ее проведения формируются такие новообразования личности, как отношение к своему здоровью, осознание его личностной и общественной значимости и, как результат, потребность заниматься своим здоровьем, а во-вторых, обеспечивается нравственное становление личности благодаря включению ее в процесс осмысления причин выявленного состояния здоровья на всех уровнях: духовно-ментальном, эмоционально-психологическом и биолого-соматическом. На основании сказанного можно определить логику проведения валеологической диагностики и ее задачи.
Первый этап диагностики – установление индивидуальной нормы здоровья самостоятельно каждым индивидом. Отсюда вытекают следующие педагогические задачи: а) обеспечение необходимой и достаточной валеологической подготовки субъектов, в том числе и учащихся, к измерению уровня своего здоровья в соматическом, психическом и духовном аспектах; б) обучение его соответствующим диагностическим методам и приемам; в) создание условий для самодиагностики наличного уровня здоровья.
Второй этап диагностики – установление индивидуальных границ модуляции той или иной диагностируемой функции. Проведение данного этапа обеспечивается решением следующих задач: а) овладение индивидом знаниями о функционировании органов и систем организма человека в объеме, доступном его пониманию на данном возрастном этапе развития; б) обеспечение условий для систематического и планомерного отслеживания данной функции за определенный отрезок времени с целью установления ее нормы; в) выявление резервных мощностей органов и систем собственного организма через установление скорости восстановления функции после максимальной нагрузки. Здесь следует напомнить, что резервные мощности, как показал Н. М. Амосов, имеет не только физическая составляющая организма человека, но также психическая и интеллектуальная сферы.
Третий этап – установление динамики здоровья посредством периодического проведения общей диагностики. Реализации данного этапа обеспечивается решением следующих задач: а) обеспечение условий для регулярной и постоянной самодиагностики учащимися состояния своего здоровья во всех его аспектах; б) управление аналитической деятельностью учащихся с целью выявления динамики состояния здоровья; в) обеспечение условий для самостоятельного выявления учащимися причин зафиксированной динамики.
Результаты проводимой подобным образом диагностики служат основанием для организации дальнейшей деятельности человека по творению своего здоровья. При этом положительная динамика свидетельствует о целесообразном пути здоровья человека и возможности его продолжения в данном направлении, а отрицательная нацеливает на поиски способов коррекции «болезнетворных» результатов через изменение, в первую очередь, системы отношений человека к себе и к своему здоровью.
Таким образом, искусство валеологической диагностики состоит в том, чтобы каждое слово, каждое действие ребенка, а также любого другого индивида, в процессе его жизнедеятельности было и для него, и для учителя материалом для диагностики состояния и уровня здоровья, на основании которого можно сделать вывод о функционировании всех сфер его организма.