Почему глухой ребенок не говорит?

АЛЬМАНАХ ИКП РАО выпуск 8 (2004 г.) КНИЖНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Адрес в интернет: http://www.ise.iip.net/almanah/bpr.htm

_________________________________________________________

©2000-2004 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО.

Все права защищены.

Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272

Регистрация ОФАП № 50200100254.

_________________________________________________________

Б.Д. КОРСУНСКАЯ

ВОСПИТАНИЕ ГЛУХОГО ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО “ПЕДАГОГИКА”

МОСКВА, 1970

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

Корсунская Б.Д.

Воспитание глухого ребенка в семье. М., “Педагогика”, 1970. 192 с. с илл.

В книге освещаются вопросы воспитания и обучения ребенка в семье до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном учреждении.

В приложении к книге даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребенка в семье.

Книга рассчитана на родителей и может быть использована сурдопедагогами и воспитателями дошкольных учреждений, студентами дефектологических факультетов.

ВВЕДЕНИЕ

Любовь к ребенку часто рождается раньше его появления на свет. К его рождению готовят не только пеленки. С ним, еще не родившимся, родители связывают свои лучшие мечты, жизненные планы. И вместе с тем счастье, которое переживают родители с появлением ребенка, почти всегда связано с чувством тревоги. Тревога – это ощущение ответственности за маленькое существо, которому они дали жизнь.

Счастье и ответственность – эти чувства будут сопутствовать вам всегда, если вы называетесь привычным, даже чуточку казенным словом “родители”.

Счастье и ответственность – эти чувства ждут испытания, и от вас зависит выдержать их с честью.

Эта книга написана для родителей глухих детей, чье чувство ответственности умножено и осложнено.

Долгие годы работы в сурдопедагогике, сотни бесед с родителями, тысячи их писем, а главное – многолетняя работа с неслышащими детьми дают основание утверждать, что, как ни тяжела беда, обрушившаяся на плечи родителей, в их силах ее преодолеть.

Часто случается наблюдать, как вслед за безграничным отчаянием, которое переживают родители, узнав, что у ребенка нарушен слух, раздаются настойчивые и почти одинаковые вопросы: “Отчего? Что делать? Как помочь? Будет ли он слышать? А говорить?”

На эти и некоторые другие вопросы, связанные с воспитанием и обучением вашего ребенка, мы и попытаемся ответить в предлагаемой вам книге.

В книге даны дактильная азбука и образцы рисунков для занятий с детьми.

ГЛАВА I

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЗАГОВОРИЛ

По каким причинам ребенок не начинает говорить?

Что вы должны знать о слухе ребенка, идя на прием к ушному врачу?

Почему глухой ребенок не говорит?

Практика общения с родителями, дети которых не слышат, позволяет нам дать некоторые советы и ответить на ряд вопросов, неизбежно возникающих перед родителями, беспокоящимися за жизнь и будущее своих детей, пораженных глухотой.

Как правило, родители обращаются к нам, когда ребенку исполняется 2,5–3 года, при этом они всегда жалуются на то, что их ребенок не говорит, и очень редко на то, что ребенок не слышит. А вместе с тем между этими явлениями имеется самая тесная связь.

Данная книга посвящена воспитанию и обучению только детей с нарушенным слухом, следствием чего и явилась их немота. Поэтому вам необходимо установить действительную причину того, почему ребенок не заговорил.

Не всегда немота следствие отсутствия слуха. Возможна и так называемая слухонемота – алалия, при которой ребенок, имея нормальный слух, все же не начинает говорить. Случается и так, что неумение говорить связано с умственной отсталостю ребенка.

Как определить, слышит ли ребенок? К третьему-четвертому месяцу жизни ребенок начинает реагировать на различные шумы: поворачивать голову на хлопки, на голос, на звучащую игрушку (у физически ослабленных детей это может наступить несколько позже). В семь-восемь месяцев появляются первые признаки того, что ребенок понимает речь. Дети различают интонации, строгий и ласковый тон, даже не видя выражения лица. Это свидетельствует о том, что ребенок слышит. К десяти-одиннадцати месяцам ребенок, подражая взрослым, повторяет за ними разнообразные звуки и слоги, начинает понимать обиходные слова покажи, дай, по-разному выражает звуками удовольствие и неудовольствие. К году ребенок обычно произносит 6–10 слов: мама, папа, ав-ав и др. Пытается повторить отдельные слова.

Таковы возможности нормально развивающегося слышащего ребенка. Уже отсутствие у ребенка реакции на шум в возрасте 3–4 месяцев, а в дальнейшем непонимание слов-обращений должно насторожить родителей. Если у вас вызвало беспокойство отсутствие у ребенка речи, то, перед тем как обратиться к специалисту, попробуйте выяснить сами, только ли ребенок не говорит. Слышит ли он? Реагирует ли он на неожиданно включенное радио, телевизор, на звонок, озвученные игрушки, громкий голос? Реагирует ли он на удары по полу, по столу, воспринимаемые им на основе вибрации? Понимает ли речь? Если ребенок в 8–9 месяцев, даже не видя вас, откликается на имя, когда вы его зовете, отзывается на шепот; если в 1–1,5 года он не говорит, но понимает обращения, такие, как Принеси машину, Покажи руки, Позови маму и т. п., – значит, опасения ваши напрасны – ребенок слышит. Это всего лишь задержка развития самостоятельной речи, очень распространенная, особенно у мальчиков. Причиной этому могут быть условия, в которых растет ребенок, его физическая слабость, недостаточное общение со взрослыми. В этом случае вам следует посоветоваться с педиатром, укреплять физическое здоровье ребенка, заняться с ним разнообразной ручной деятельностью, побольше играть и в процессе общения стимулировать его речь. Говорите так, чтобы ребенок не только понимал вас, но был бы вынужден отвечать и даже самостоятельно обращаться к вам. При этом ни в коем случае не принуждайте ребенка произносить те или иные слова.

Если же во время наблюдений за ребенком в быту вы обнаружили, что он не слышит речь обычной разговорной громкости, а тем более громкую речь, что, находясь вблизи от вас, не реагирует на шепот, в этом случае вам следует обратиться к ушному врачу или в специальный сурдологический кабинет.

Точно установить степень потери слуха у ребенка до 3 лет в течение короткого амбулаторного приема бывает трудно. А вместе с тем это важно, и чем в более раннем возрасте вам удастся определить, глухой ваш ребенок или слабослышащий, тем более конкретными будут рекомендации к воспитанию, которые вы получите от специалистов по обучению детей с недостатками слуха.

Наблюдения за ребенком, которые вы можете собрать в короткий срок до прихода с ним на прием к специалисту, помогут врачу в установлении диагноза, а педагогу в оказании вам дальнейшей помощи в воспитании ребенка. Что и как нужно сделать?

Что вы должны знать о своем ребенке, идя на прием к ушному врачу? Прежде всего, попробуйте сами определить состояние слуха вашего ребенка. Для этого проведите проверку, придерживаясь приведенной ниже схемы. Результаты записывайте. Вот примерная запись.

Какого рода звуки Расстояние от источника звука примечания
у самого уха полметра от уха метр от уха три метра от уха
1. Телевизор или радио, включенные на полную мощность Слышит Слышит Слышит Слышит  
2. Озвученные игрушки или различный бытовой шум (звонок, стук ложки о стакан, звон будильника) Стук ложки слышит Слышит звон будильника Не слышит Не слышит  
3. Речь различной степени громкости (громкая, разговорная, шепот) Громкую речь слышит       Разговорную речь и шепот не слышит

Измерьте расстояние между отдельными объектами у себя в комнате, например: от двери до окна – 5м, от шкафа до кровати ребенка – 3м, до стола – 1м и т.д.

Теперь приступаете к проверке слуха. Ее лучше проводить вдвоем. Постарайтесь, чтобы ребенок не видел источника звука: не видел, как вы включаете телевизор или радио, берете игрушку, постукиваете ложечкой о стакан. Проверяя, слышит ли ребенок речь у самого уха, прикройте губы листом бумаги, чтобы реакция ребенка на дыхание не обманула вас. Второй из присутствующих наблюдает за лицом ребенка, за его реакцией на звук. Разумеется, ребенок при этом не должен быть увлечен другим занятием. Чтобы предотвратить случайные реакции, желательно делать пробу слуха 2–3 раза с промежутками в 1– 2 часа. Еще лучше повторить пробу на следующий день. Разумеется, если ребенок не реагирует на шум около уха, излишне проверять эти же шумы на расстоянии метра, трех и т. д. Точно так же, если нет реакции на громкий звук, незачем проверять более тихий. В графе “Примечания” вы записываете всевозможные случайные реакции ребенка: скажем, ребенок видел, как включали радио, или заметил в руках игрушку. Отмечаете, если это имеет место, что он по-разному слышит правым и левым ухом.

Хотелось бы предупредить, что реакция ребенка на громко захлопнувшуюся дверь, стук по столу, по полу, даже на звук телевизора, включенного на полную мощность, и т. д. сама по себе не показатель, характеризующий наличие слуха. Это может быть только восприятие вибрации. Ребенок ощущает возникающие при этом воздействия воздуха на кожу.

Среди глухих детей почти нет таких, у которых совсем не сохранились остатки слуха. О степени сохранности слуха свидетельствуют не только данные, полученные при проверке слуха, но и состояние речи ребенка. Поэтому наряду с наблюдениями за состоянием слуха необходимо зафиксировать возможные проявления речи у ребенка. Это может быть лепет, вроде ма, па, ба, отдельные искаженные слова. В этом случае важно проследить, насколько сознательно пользуется ими ребенок в общении. В зависимости от состояния слуха и речи дети делятся на слабослышащих и глухих.

К слабослышащим относятся дети, которые самостоятельно накапливают минимальный словарь без специального обучения. Иногда у слабослышащего ребенка речь не развивается до двух-трех лет, но реакция его на речь разговорной громкости (если он оглядывается на зов или на звучащие игрушки на расстоянии до 3 метров) дает основание полагать, что у ребенка есть остатки слуха, характерные для слабослышащего. Если такой ребенок и попадет поначалу в группу глухих, не тревожьтесь. Предупредите педагога о своих наблюдениях. С таким ребенком необходимо проводить специальные занятия по развитию слухового восприятия, обучать умению различать звуки на слух. В течение первых месяцев обучения в детском саду состояние его слуха проверит сурдопедагог, и если ваши наблюдения совпадут с заключением специалиста, то ваш ребенок будет обучаться как слабослышащий.

Хочется предупредить родителей: если у вашего ребенка есть показатели небольших остатков слуха, не торопитесь определять его в детский сад для слабослышащих. Не представляет сомнения, что слабослышащему вредно быть в коллективе глухих, и методы обучения, которые применяются при формировании речи глухих детей, не подходят для обучения слабослышащего, но так же не полезно для развития глухого, не владеющего речью, обучаться вместе со слабослышащими. Это вредно не только для формирования речи, но и для воспитания характера. Разные возможности развития, не зависящие от старания ребенка, создают неблагоприятное положение его в коллективе детей, лучше говорящих и быстрее усваивающих речь. У ребенка портится характер, он теряет уверенность в своих силах, что важно не только для усвоения речи, но и для его будущего.

Если остатки слуха у ребенка таковы, что не позволяют ему самостоятельно в процессе общения со взрослыми хотя бы в какой-то степени накапливать словарь (понимать слова и искаженно произносить их), то такому ребенку необходимо посещать детский сад для глухих детей. Бывает и так, что к семи годам, когда ребенок в результате специального обучения заговорит и у него разовьется слуховое восприятие, он научится более рационально пользоваться имеющимися у него остатками слуха, и тогда с помощью слухового аппарата он сможет обучаться в школе слабослышащих.

Кроме специальных наблюдений, связанных со слухом ребенка, к моменту встречи с врачом и специалистом по обучению глухих, полезно собрать и некоторые данные, не связанные непосредственно с дефектом, но позволяющие уяснить индивидуальные особенности ребенка. Постарайтесь выяснить, соответствует ли развитие вашего ребенка нормам, принятым для нормального развития. К 6–7 месяцам ребенок может сидеть. Ходить здоровые дети начинают в период от 9–10 месяцев до 13–14 месяцев, в 1,5 года – влезать на стул. Рост ребенка к двум годам должен быть 85–86 см. Вес ребенка к двум годам – 12–13 кг.

К концу года ребенок (если его этому учат) должен уметь держать чашку, пить из нее; выполнять по просьбе взрослого активные движения: при одевании продевать в проймы лифчика руки, при умывании подставлять руки под струю воды. К полутора годам уметь самостоятельно есть ложкой, класть кубики в коробку, освобождать небольшой предмет, завернутый в бумагу, понимать требования, связанные с выполнением режима, бросать мяч, чертить карандашом штрихи, строить башенку из трех кубиков. К двум годам – самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, сидеть в правильной позе, снимать и надевать чулки и ботинки, ставить их на место; к двум с половиной годам – ходить смело широкими шагами, уверенно преодолевать препятствия, ходить по лестнице вверх и вниз, бегать, складывать башенку из четырех-шести кубиков, проводить карандашом по вашему образцу вертикальные и горизонтальные линии.

Помните, если наряду с тем, что ребенок не говорит, в развитии его имеются и другие отклонения, то это должно привлечь ваше внимание.

Далее проследите: Опрятен ли ребенок? Что он делает, будучи предоставлен самому себе? Во что и как играет? Какая у него любимая игрушка? К чему проявляет особый интерес? Как относится к взрослым? К слышащим сверстникам? Отчего капризничает? Часто ли плачет? И т. п. Эти сведения помогут специалистам дать вам более конкретные советы по воспитанию вашего ребенка.

Вопрос о том, почему ребенок не слышит, – один из самых частых и самых горьких вопросов, задаваемых родителями. И ответить на этот вопрос определенно и точно можно далеко не всегда.

Приобретенная глухота наблюдается чаще, чем врожденная, и нередко возникает в результате перенесенных ребенком инфекционных заболеваний – церебрального менингита, скарлатины, кори; реже глухота бывает в результате таких болезней, как тиф, сифилис, дифтерия, свинка, грипп и коклюш. Воспаление легких в раннем возрасте и лечение антибиотиками, особенно применение стрептомицина, иногда является причиной потери слуха. Перенесенные ребенком травмы черепа также могут привести к глухоте.

Причиной врожденной глухоты иногда бывают перенесенные матерью во время беременности различные заболевания (ветрянка, краснуха, грипп), лечение медикаментами. Глухота может быть и наследственной. Дети глухих родителей бывают более предрасположены к глухоте, которая может наступить в результате даже легко перенесенного заболевания из числа названных выше. При здоровой наследственности этого могло и не случиться.

Бывают случаи, когда при самом тщательном обследовании выявить причины поражения слуха все же не удается. Практически, если никаких других последствий заболевания у ребенка нет, причина возникновения глухоты не имеет существенного значения для последующего развития ребенка и его воспитания.

Итак, вследствие одной из перечисленных выше или других причин, ваш ребенок не слышит или слышит плохо. Но почему он и не говорит? Почему, потеряв слух, перестал говорить? Какая связь между слухом и речью? Для того чтобы уяснить это, проследим, как развивается речь у слышащего ребенка.

С рождения у ребенка начинает развиваться речевой аппарат. Крик, кряхтенье, хныканье дают начало развитию его голоса. На втором-третьем месяце начинается гуление ребенка, т. е. произнесение разнообразных несложных звуков. К четвертому месяцу гуление становится более четким, переходит в лепет, состоящий из разнообразных звукосочетаний типа агу, абу, дада, баба и даже papa. К этому времени слышащий ребенок располагает уже простейшими интонациями.

С рождения к ребенку обращены ласковые слова окружающих, говорящих на разных языках, но лепет детей различных национальностей одинаков. Происходит это потому, что лепет развивается независимо от слуха, он связан с созреванием их речевого аппарата. Вот почему такого рода гуление и элементарный лепет возникают и у глухого ребенка. По мере развития слышащего ребенка, с расширением реакции на речь окружающих, различением интонаций, лепет его становится более активным и выразительным. Благодаря слуху в лепете ребенка появляются не только звуки, но и слоги, части слов, характерные для речи окружающих его людей. К десяти-одиннадцати месяцам, начав понимать некоторые слова, ребенок пытается повторять их за говорящим и сам более осмысленно произносит лепетные слова, т.е. начинает активно пользоваться речью. Это иногда те же звукосочетания, тот же лепет, но теперь ребенок использует их как средство общения, он пытается, хотя искаженно, повторить то, что слышит. Гага – произносит он, желая пойти гулять, токи – просит он картошки и т. д.

О связи слуха и речи свидетельствует тот факт, что у не владеющих речью глухих родителей, если воспитанием ребенка занимаются только они, их слышащие дети долго не начинают говорить; даже если в яслях для слышащих с детьми мало разговаривают, то их речь будет развиваться сравнительно поздно.

Даже если ребенок, хорошо владеющий языком, теряет слух, то и тогда глухота влияет на дальнейшее развитие его речи. У оглохшего ребенка речь не только перестает развиваться, но, если этому не уделить специального внимания, он начинает забывать и то, чем владел до потери слуха. Чтобы сохранить уже развивающуюся у ребенка речь, необходимы специальные условия, в противном случае речь начинает распадаться: исчезает интонация, забываются слова, становятся неправильными ударения, недостаточно внятно произношение, забываются слова, в речи появляется много грамматических и стилистических ошибок. В то же время, если сразу начать учить потерявшего слух ребенка, эти явления можно предупредить. Умелым обращением с оглохшим ребенком удается сохранить имеющуюся у него речь и обеспечить полноценное ее развитие. Приходится встречаться с такими родителями, которые, уделяя специальное внимание занятиям с ребенком, оглохшим даже в 2–2,5 года, сохраняют ему речь, хотя к этому возрасту ребенок владеет обычно запасом всего около 500 слов. В то же время всего 2–3 месяца, упущенных родителями непосредственно после потери слуха у ребенка, приводят к тому, что уже спустя 3–4 месяца он поступает в детский сад совершенно неговорящим.

Конечно, детей с сохранившейся речью, хотя они и лишены слуха и практически глухи, все же не следует отдавать в школу для глухих. Законом предусмотрено обучение глухих детей, владеющих речью, в школе слабослышащих.

Таким образом, от состояния слуха нормально развивающегося ребенка зависит его возможность самостоятельно, в общении с говорящими взрослыми, овладеть речью.

Теперь вам ясно, какая связь между слухом и развитием речи; понятно, что ребенок ваш не говорит не потому, что он не способен говорить, а только потому, что не слышит речи.

Вот почему вы должны в первую очередь посоветоваться с врачом по ушным болезням. Если на основе обследования и ваших наблюдений врач делает вывод, что ребенок не слышит, следовательно, это и есть причина того, почему он не говорит. На данном этапе развития науки вернуть ему слух невозможно. Перед вами встает задачи – использовать возможности вашего ребенка: специальными приемами научить его понимать речь и говорить, а также воспитать умение пользоваться сохранившимися остатками слуха, научить его слышать.

ГЛАВА II

Наши рекомендации