Если в общении назревает конфликт, я...

1 - займусь делом

2 - постараюсь его сгладить

3 - буду действовать в соответствии со своими интересами

4 - уступлю, чтобы помочь собеседнику

5 - буду доказывать свою правоту

6 - ...

В общении я исхожу из...

1 - стремления утвердить свою точку зрения

2 - желания получить максимум пользы для себя

3 - необходимости решить проблемы другого человека, помочь ему

4 - необходимости избежать конфликта

5 - интересов дела

6 - ...

Когда я не понимаю собеседника...

1 - меня это не беспокоит

2 - я очень переживаю и ищу свою ошибку

3 - пересматриваю свою точку зрения

4 - значит, он плохо объясняет

5 - буду стараться понять, если мне это надо

6 - ...

Для меня главная цель общения

1 - помочь, поддержать собеседника

2 - решить деловой вопрос

3 - получить удовольствие

4 - избежать конфликта

5 - извлечь какую-нибудь пользу

6 - ...

Если я считаю, что собеседник не прав, то...

1 - я теряю к нему интерес

2 - думаю, чем могу ему помочь

3 - буду добиваться, чтобы он признал и исправил свою ошибку

4 - не буду обострять ситуацию

5 - меня это не беспокоит - это его проблема

6 - ...

Методика предназначена для изучения направленности личности в общении (НЛО), понимаемой как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентации в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представления о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении (Братченко, 1987).

Описание методики

Методика «НЛО» относится к проективным, в ее основе – метод неоконченных предложений. С ее помощью также могут изучаться индивидуальные особенности коммуникативной компетентности, этического сознания, важные аспекты профессионального сознания представителей коммуникативно насыщенных профессий (педагогов, руководителей и т. п.). Базовая форма методики не имеет профессиональной спецификации и может быть использована для получения более общей характеристики направленности в общении. Методика применима для средних и старших школьников, для реципиентов, получающих профессиональное обучение.

Теоретической основой методики «НЛО» является концепция диалога (М. М. Бахтин, М. Бубер, А. У. Хараш и др.), на базе которой автором в специальном исследовании (Братченко, 1987) были выделены шесть основных видов НЛО. Эти виды коммуникативной направленности характеризуются следующими признаками (которые служат одновременно и критериями для оценки проективного материала):

1) авторитарная коммуникативная направленность (АВ) – ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым (а точнее – требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение-функционирование», коммуникативная ригидность.

2) манипулятивная коммуникативная направленность (М) – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику, как к средству, объекту своих манипуляций; стремление понять («вычислить») собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, за счет другого.

3) альтероцентристская коммуникативная направленность (АЛ) – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т. д.; и при этом – бескорыстное жертвование своими интересами, целями; стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны; стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

4) конформная коммуникативная направленность (К) – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на «объективную» позицию для себя, ориентация на некритическое «согласие» (уход от противодействия), отсутствие стремления к действительному пониманию и желания быть понятым, направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.

5) индифферентная коммуникативная направленность (И) – отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминирование ориентации на «сугубо деловые» вопросы, «уход» от общения как такового.

6) диалогическая коммуникативная направленность (Д) – ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, к сотворчеству.

Опыт применения показал, что вариант «ответа», соответствующий диалогической направленности, обладает особой привлекательностью как наиболее социально желательный из всех вариантов. Поэтому Д-варианты были исключены и вместо них оставлен шестой, «открытый», вариант – для самостоятельной формулировки. В случае если отвечающего не устроит ни одни из пяти предложенных вариантов «ответов» и он предложит свой, этот «ответ» интерпретируется и оценивается содержательно и по возможности присоединяется к одной из пяти категорий.

Обработка и интерпретация результатов методики

Для обработки результатов в соответствии с ключом (таблица18) необходимо найти в строке номер вопроса, в столбце номер ответа, на их пересечении расположено название одной из пяти шкал. Далее необходимо подсчитать количество встречаемости каждой из 5 шкал: АВ, АЛ, М, И, К. Затем оценивается сумма выборов шестого варианта ответа.

Ключ

Таблица 18. Ключ к тесту «Опросник направленности в общении (НЛО) С. Л. Братченко».

Номер вопроса Вариант ответа
 
АЛ АВ И К М  
К АВ М И АЛ  
АЛ К М И АВ  
М И К АВ АЛ  
И М АВ К АЛ  
АВ АЛ М И К  
АЛ К И АВ М  
М К АВ АЛ И  
И АВ АЛ М К  
К М АЛ И АВ  
АВ И К М АЛ  
К М И АЛ АВ  
АЛ М И АВ К  
К И АЛ М АВ  
М И К АВ АЛ  
И К М АЛ АВ  
АВ М АЛ К И  
И АЛ К АВ М  
АЛ И АВ К М  
М АЛ АВ К И  

Наши рекомендации