Iii. слушательская деятельность.

Проблемное задание в форме теста на определение стиля русской музыки.

Задачи:

· определить фрагменты произведений, относящиеся к русской музыке;

У: Возьмите листочки. Сейчас я вам сыграю фрагменты трех музыкальных произведений, а вы определите, какие из них написаны русскими композиторами, и поставите букву «Р» напротив порядкового номера звучания.

Исполняю подряд три фрагмента.

1. М. Мусоргский. «Богатырские ворота» (первая тема).

2. И. Альбенис. «Кордова» (фрагмент).

3. П. Чайковский. «Июнь» из цикла «Времена года» (фрагмент).

Учащиеся пишут на листочках ответы.

У: Теперь поменяйтесь листочками с соседом. Вы будете проверять друг друга. Отмечайте верные ответы знаком «плюс». Какие фрагменты прозвучавших произведений мы можем отнести к русской музыке?

Д: Первый.

У: Правильно. Ставьте плюсы. Еще есть варианты?

Пишу верные ответы на доске.

Д: Третий.

У: Еще есть варианты?

Д: Нет.

У: Молодцы. Вторым номером прозвучал фрагмент пьесы испанского композитора Исаака Альбениса «Кордова».

На экране появляется образец выполнения теста.

У: Теперь определим, какой из фрагментов русской музыки принадлежит М. Мусоргскому. Послушайте и поставьте букву «М» напротив фрагмента музыки М. Мусоргского.

Исполняю фрагменты русской музыки. Ребята ставят «М» напротив музыки М. Мусоргского.

У: Какой музыкальный фрагмент написал М. Мусоргский?

Д: Первый.

У: Молодцы. Первым номером прозвучал фрагмент пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

На экране появляются правильные ответы с полным названием музыкальных произведений.

У: Какой образ возникает при прослушивании этой пьесы?

Д: Образ могучий, сильный. Музыка торжественная, радостная, могучая, решительная, героическая.

По мере необходимости напоминаю звучание пьесы.

У: Скажите, соответствует ли такое сооружение характеру музыки?

На экране изображение реконструкции «Золотых ворот» в Киеве.

Д:Да.

У: Я тоже так думаю. Скажите, где мы можем встретить упоминание о богатырях?

Д: В былинах, в сказаниях.

У: Правильно. В былинах и сказаниях мы можем встретить образы героев и богатырей, героическое повествование о прошлом. Путешествуем дальше.

Исполняю заключительное проведение темы из пьесы «Прогулка» М. Мусоргского из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

Слушание и анализ.

Задачи:

· в ходе интонационного анализа раскрыть музыкальный образ пьесы М. Мусоргского «Баба-Яга»;

· подобрать иллюстрацию, характеризующую образ каждой части.

У: Ой, ребята, а куда мы с вами попали?

На экране слайд с изображением темного леса.

Д: В лес.

У: А кто может жить в лесу музыкальной, сказочной страны?

Д: Звери, сказочные существа.

У: Кто из сказочных персонажей может жить в таком лесу?

Д: Леший, Кощей, Баба-Яга, Кикимора.

У:Сейчас мы послушаем пьесу М. Мусоргского, которая называется «Баба-Яга». Внимательно послушайте и подумайте, какой образ Бабы-Яги создал композитор.

Исполняю пьесу М. Мусоргского «Баба-Яга» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

У: Скажите, какая Баба-Яга была в пьесе?

Д:Сильная, страшная, большая.

У: На протяжении пьесы она всегда была одинаковой?

Д: Нет, разной.

У: Была ли повторяющаяся музыка?

Д: Да. В начале и в конце музыка была похожа, а в середине — другая.

У: Молодцы, так сколько же частей вы услышали в музыке?

Д: Три части.

У: Какой характер был в первой части?

Исполняю начало первой части.

Д: Похоже на движение Бабы Яги.

У: А какое?

Д: Сначала медленное, тяжелое, как бы в ступе, которая раскачивается, а потом все быстрее, но неповоротливо…

У: А какой была вторая часть? Как меняется характер музыки во второй части?

Исполняю начало второй части.

Д: Все затихло, как бы остановилось.

У: Что могло бы происходить во второй части. Послушайте еще раз.

Исполняю фрагмент второй части.

Д: Происходит колдовство, ворожба.

Исполняю начало второй части, выделяя интонацию Бабы-Яги

У: А кто услышал интонации Бабы-Яги? Послушайте еще раз и поднимите руки в момент звучания темы.

Дети хорошо справляются с заданием.

У: В каком регистре она прозвучала?

Д: Они звучат в среднем регистре, как бы затаились, поэтому не страшно.

У: Посмотрите на экран. Перед вами определения, обозначающие характер музыки.

На экране два столбика слов из словаря эмоциональных состояний В. Ражникова.

Решительно

Молитвенно

Мощно

Мечтательно

Яростно

Грациозно

Неистово

Свирепо

Тревожно

Величественно

Затаенно

Напевно

Колдовски

Гневно

Таинственно

Вкрадчиво

Исполняю первую часть пьесы «Баба-Яга». Прошу выбрать те определения, которые наиболее точно соответствуют характеру первой части пьесы. Учащиеся предлагают варианты, обсуждаем их, опираясь на звучание музыки. Такую же работу провожу на материале второй части пьесы.

IV. ОБОБЩЕНИЕ.

У: Ребята, давайте вспомним, с какими образами в музыкальной стране М. Мусоргского мы встретились сегодня?

Д: С образами шутливыми (сорока), с могучими («Богатырские ворота»), фантастическими («Баба-Яга»).

У: Какие разные образы! И все истинно русские, тесно связанные с музыкой и жизнью русского народа. Такое богатство музыкальных образов свидетельствует об огромном таланте Модеста Петровича Мусоргского. Именно поэтому М. Мусоргского называют великим русским композитором.

Вы сегодня отлично работали на уроке. Молодцы! Урок окончен.

В.Г. ВОУБА

лауреат I степени

Международного конкурса

«Учитель музыки XXI века».

Научный руководитель:

Заслуженный учитель РФ, доцент Рачина Б.С.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ: ВАРИАНТЫ, ВАРИАЦИИ

КЛАСС: 4.

ТЕМА УРОКА: Развитие музыки: варианты, вариации.

ЦЕЛЬ:раскрыть смысл и значение вариантно-вариационного принципа развития в музыке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

· основные принципы развития музыки: повторение, вариант, контраст;

· содержание понятий канон, вариации, вариант.

Уметь:

· исполнять полифоническое двухголосие (канон);

· сравнивать музыкальные фрагменты;

· осмысленно и выразительно интонировать хоровые произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

· понимание основных принципов развития в искусстве: повторение и контраст;

· освоение вариантности как основного выражения философского принципа развития по спирали в музыкальном искусстве;

· развитие умения анализировать и сравнивать музыкальный материал;

· коллективное сотрудничество в решении проблемных ситуаций;

· раскрытие личностного потенциала учащихся в ходе сочинения вариантов заданной мелодии;

· проявлять эмоциональную отзывчивость в процессе хорового исполнения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

· осваивать содержание понятий вариант и вариации в различных видах музыкальной деятельности учащихся. в том числе в процессе творческой;

· работать над осмысленным интонированием и эмоциональным исполнением учащимися предложенного певческого материала

· способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся в процессе вокальной импровизации;

· осваивать технологию многоголосного пения.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вариант, вариации, канон, композитор Ш. Данкля.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

· М. Мусоргский. «Богатырские ворота»;

· А. Бородин. «В монастыре»;

· русская народная песня «Как по морю»;

· русская народная песня «Я с комариком».

МЕТОДЫ:

· метод эмоциональной драматургии;

· метод сравнения;

· метод интонационного анализа;

· метод сочинения уже сочиненного;

· метод слуховой наглядности;

· метод зрительной наглядности (презентация);

· словесные методы (диалог, объяснение, разъяснение, пояснение);

· практические методы (пение упражнений, игра на элементарных музыкальных инструментах).

· русская народная песня «Калинка».

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, фортепиано, компьютер, проектор, экран, элементарные музыкальные инструменты, подготовленная презентация.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

· выразительное и осмысленное исполнение предложенных песен и канонов;

· создание вокальной импровизации;

· анализ музыкального произведения;

· анализ в ходе сравнения основных принципов развития в музыкальном искусстве;

· исполнение ритмического сопровождения к песне на элементарных музыкальных инструментах;

· устные ответы на вопросы.

СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:

Вид деятельности Музыкальный материал Время (мин.)
I. Организационный момент. Введение в тему урока. Ритмическое приветствие (варианты простого ритма); французская народная песня «Пастушья песня».
II. Певческая деятельность: 1. Распевание. Варианты исполнения гаммы C-dur.
2. Работа над песней (канон). Венгерская народная песня «Моется цапля».
III. Музыкально-творческая деятельность. Вокальная импровизация на темы: · французской народной песни «Пастушья песня»; · Ш. Данкля. «Вариации на тему Пачини» (фрагмент темы Пачини).
IV. Музыкально-слушательская деятельность. Ш. Данкля «Вариации на тему Пачини».
V. Певческая деятельность. Русская народная песня «Калинка».
VI. Обобщение. Материал урока.

ХОД УРОКА:

Наши рекомендации