Внеурочная деятельность в 5 классе
Наименование модулей | Название направлений | Кол-во часов |
Спортивно-оздоровительная деятельность | Кружок «Жизнь без опасностей» | |
Духовно-нравственная деятельность | Кружок «Духовный мир музыки» | |
Общеинтеллектуальная деятельность | Кружок «Математика вокруг нас» | |
Социальная деятельность | Кружок «Эрудит» | |
Общекультурная деятельность | Кружок «Занимательный русский язык» | |
Итого |
Вторая часть учебного плана формировалась на основе потребностей и возможностей образовательного учреждения. Учащимся предоставляется право выбора спектра занятий.
Внеучебная деятельность проходит в форме различных форм организации, отличной от урочной системы обучения. Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями.
Занятия могут проводиться учителями школы в форме: кружков, секций, проектов, экскурсий и др.
Пояснительная записка к учебному плану для 6-11 классов.
Учебный план школы для 6 – 11 классов составлен на основе Регионального базисного учебного плана Московской области для общеобразовательных учреждений Московской области, утверждённого приказом министра образования Московской области 26.05.2015 № 2758, а также на основе других нормативно-правовых документов федерального уровня:
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Закона Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 № 17/59-П;
· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённых приказом Министерства образования Российской Федерацииот 9 марта 2004 года № 1312;
· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312";
· Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010. № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011. № 19993).
Базисный учебный план рассчитан на введение предпрофильной подготовки на основной ступени и профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с концепцией профильного обучения и является одним из механизмов, обеспечивающих процесс реализации направлений модернизации общего образования.
Учебный план школы рассчитан на освоение обучающимися государственного образовательного стандарта. Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В вариантной части учебного плана полностью реализуется компонент государственного стандарта общего образования, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.
Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Региональный базисный учебный план для 6-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год для 6-8 классов и 34 учебные недели в год для 9 класса. Продолжительность урока – 45 минут.
Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами:
Учебный предмет «Русский язык» изучается по 4 часа в неделю в 6-7 классах, 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.
Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:
· коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
· интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
· организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебный предмет «Литература» изучается в 6-8 классах по два часа, в 9 классе по три часа в неделю.
Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с 6-9 классы по три часа в неделю.
Основными целями изучения иностранного языка являются:
· развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
· развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.
Основу разработки федерального стандарта по иностранному языку составляют следующие концептуальные положения.
В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.
Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
Учебный предмет «Математика» в 6 классе, математика (алгебра) и математика (геометрия) в 7-9 классах изучается по пять часов в неделю.
Цели обучения математике:
· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с 8 класса по 1 часу, в 9 классе – по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «История» изучается с 6 по 8 класс по 2 часа в неделю, в 9 классе учебный предмет предметной области «История» (2 часа в неделю) целесообразно разделить на два предмета: «История (история России)» и «История (всеобщая история)», отводя им отдельные листы классных журналов.
Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
Цели учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Учебный предмет «География» изучается в 6 классе по 1 часу, в 7, 8 и 9 классах – по 2 часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.
Учебный предмет «Биология» изучается в 6 классе по 1 часу в неделю, в 7, 8 и 9 классах – по два часа в неделю.
Учебный предмет «Искусство» изучается в 6-7 классах по 2 часа в неделю, построен по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю в 6-7 классах) и «Музыка» (по 1 часу в неделю в 6-7 классах).
В 8-9 классах учебный предмет «Искусство» изучается по 1 часу в неделю в каждом классе.
Региональный компонент содержания общего образования в Московской области носит комплексный характер, чтобы обеспечить целостный взгляд школьника на особенности того региона, в котором он родился и живет. Из регионального компонента в 2015-16 учебном году в 8 и 9 классах изучается предмет «Духовное краеведение Подмосковья» по 1 часу в неделю.
Учебный предмет «Технология» изучается в 6-7 классах по 2 часа в неделю, в 8 классе 1 час в неделю.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 6-9 классах по 1 часу в неделю.
В рамках преподавания предмета предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 6-9 классах по 3 часа в неделю.
При разработке содержания образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования целесообразно учтены основные направления развития физической культуры в рамках следующих направлений:
· оздоровительное;
· спортивное;
· общеразвивающее.
Вариативная часть базисного учебного плана на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:
· развитие личности ребенка, его познавательных интересов;
· выполнение социального образовательного заказа;
· удовлетворение образовательных потребностей учащихся;
· реализация предпрофильной подготовки;
· подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.
Для развития содержания учебных предметов на базовом уровне за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана выделены дополнительные часы:
· в 6 классе – русского языка (1 час в неделю в 6 классе) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка, биологии (1 час в неделю) с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся, географии (1 час в неделю) с целью реализации модуля краеведческой направленности.
· в 9 классе – технологии (1 час в неделю) и «Духовного краеведения Подмосковья» (1 час в неделю) с целью завершения образовательной программы основного общего образования по данному учебному предмету, математики (алгебры) (1 час в неделю) с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
· в 7-8 классах – математики и математики (алгебры) по 1 часу в неделю в каждом из классов с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
В 9 классе на организацию предпрофильной подготовки выделяется 2 часа в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения. Предпрофильная подготовка обучающихся 9 класса – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством ориентационных элективных курсов, помогающих обучающемуся в его профильном (профессиональном) самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Элективный курс «Уроки истории русского языка» (1 час в неделю) рассчитан на 34 часа; элективный курс «Грамматическая стилистика» (1 час в неделю) рассчитан на 34 часа.
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этих целей возможно при введении профильного обучения.
Поэтому базисный учебный план на третьей ступени обучения направлен на реализацию следующих целей:
· создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
· обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;
· установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;
· расширение возможностей социализации обучающихся;
· обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;
· удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.
Учебный план для 10-11 классов профильный: 10 класс – социально-гуманитарный, 11 класс – химико-биологический, и состоит он из инвариантной части и вариативной части федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Инвариантная часть это – базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами в 10 классе являются: «Литература», «Иностранный язык (английский)», «История», «Физическая культура», «Математика», а также интегрированный учебный предмет «ОБЖ». Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами в 11 классе являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык (английский)», «История», «Физическая культура», «Математика», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)», «ОБЖ».
Вариативная часть базисного учебного плана на 3 ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию регионального компонента в БУП отводится 3 часа в неделю, на компонент образовательного учреждения при 6-дневной неделе 4 часа на каждый год обучения (в 10-м – 4 часа, в 11-м – 4 часа).
Вариативная часть- это предметы по выбору:
· в 10 классе на базовом уровне: физика (2 часа в неделю), география (1 час в неделю), информатика и ИКТ (1 час в неделю), экономика (0,5 часа в неделю), право (0,5 часа в неделю), химия (1 час в неделю), биология (1 час в неделю), технология (1 час в неделю).
· в 11 классе на базовом уровне: физика (2 часа в неделю), география (1 час в неделю), информатика и ИКТ (1 час в неделю), технология (1 час в неделю); на профильном уровне в 10 классе: русский язык (3 часа в неделю), обществознание (3 часа в неделю); на профильном уровне в 11 классе: химия (3 часа в неделю), биология (3 часа в неделю).
Составляющая вариативной части учебного плана – региональный представлена предметами в 10 классе: русское речевое общение (1 час), информатика и ИКТ (1 час), экономика (0,5 часа), право (0,5 часа); в 11 классе: русское речевое общение (1 час), математика (алгебра и начала анализа) – 2 часа.
Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для добавления часов в 10 классе: химия (1 час), технология (1 час); в 11 классе: физика (1 час), информатика и ИКТ (1 час), а также для элективных курсов – 10-11 классы по 2 часа.
Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступени среднего общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Выбраны предметные элективные курсы, которые решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план:
· 10 класс – «Избранные вопросы математики» (1 час), «Экономические аспекты энергетики) (1 час).
· 11 класс – «Человек-Общество-Мир» (1 час), «Деловой русский язык» (1 час).
Элективные курсы рассчитаны на 35 часов в 10 классе, на 34 часа – в 11 классе.
Учебный план 6-9 классы
Учебные предметы | Классы | ||||
VI класс | VII класс | VIII класс | IX класс | ||
Инвариантная часть | Русский язык | ||||
Литература | |||||
Иностранный язык (английский) | |||||
Математика | |||||
Математика (алгебра) | |||||
Математика (геометрия) | |||||
Информатика и ИКТ | |||||
История (история России) | 0/2 | 0/2 | 0/2 | 0/2 | |
История (всеобщая история) | 2/0 | 2/0 | 2/0 | 2/0 | |
Обществознание (включая экономику и право) | |||||
География | |||||
Физика | |||||
Химия | |||||
Биология | |||||
Искусство | |||||
Изобразительное искусство | |||||
Музыка | |||||
Технология | |||||
Предметы регионального компонента «Духовное краеведение Подмосковья» | |||||
Основы безопасности жизнедеятельности | |||||
Физическая культура | |||||
Итого: | |||||
Вариативная часть | Компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) | ||||
Технология | |||||
Математика (алгебра) | |||||
«Духовное краеведение Подмосковья» | |||||
Элективные курсы: «Уроки истории русского языка в школе» «Грамматическая стилистика» | |||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) | |||||
Компонент образовательного учреждения (5- дневная неделя) | |||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) | - |
Учебный план 10-11 классы
Федеральный компонент | |||||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||||||
Инвариантная часть | Учебные предметы | Кол-во часов за годы обучения | |||||
10 класс (социально-гуманитарный) | 11 класс (химико-биологический профиль) | ||||||
Русский язык | - | ||||||
Литература | |||||||
Иностранный язык (английский) | |||||||
Математика (алгебра и начала анализа) | |||||||
Математика (геометрия) | |||||||
История (всеобщая история) | 2/0 | 2/0 | |||||
История (история России) | 0/2 | 0/2 | |||||
Обществознание (включая экономику и право) | - | ||||||
Физическая культура | |||||||
Основы безопасности жизнедеятельности | |||||||
Итого инвариантной части | |||||||
Учебные предметы по выбору | Базовый уровень | Профильный уровень | Базовый уровень | Профильный уровень | |||
Вариативная часть | Русский язык | - | - | - | |||
Обществознание | - | - | - | ||||
Экономика | 0,5 | - | - | ||||
Право | 0,5 | - | - | ||||
Информатика и ИКТ | - | ||||||
География | - | ||||||
Физика | - | - | |||||
Химия | - | - | |||||
Биология | - | - | |||||
Технология | - | - | |||||
Итого вариативной части | |||||||
Всего | |||||||
Региональный (национально-региональный компонент) | |||||||
Русское речевое общение | |||||||
Экономика | 0,5 | - | |||||
Право | 0,5 | - | |||||
Информатика и ИКТ | - | ||||||
Математика (алгебра и начала анализа) | - | ||||||
Итого | |||||||
Компонент образовательного учреждения | |||||||
Физика | - | ||||||
Химия | - | ||||||
Технология | - | ||||||
Информатика и ИКТ | |||||||
Элективные курсы: | |||||||
«Избранные вопросы математики» | - | ||||||
«Человек-Общество-Мир» | - | ||||||
«Деловой русский язык» | - | ||||||
«Экономические аспекты энергетики» | - | ||||||
Итого | |||||||
Всего | |||||||