Внеурочная деятельность в 5 классе

Наименование модулей Название направлений Кол-во часов
Спортивно-оздоровительная деятельность Кружок «Жизнь без опасностей»
Духовно-нравственная деятельность Кружок «Духовный мир музыки»
Общеинтеллектуальная деятельность Кружок «Математика вокруг нас»  
Социальная деятельность Кружок «Эрудит»
Общекультурная деятельность Кружок «Занимательный русский язык»
Итого

Вторая часть учебного плана формировалась на основе потребностей и возможностей образовательного учреждения. Учащимся предоставляется право выбора спектра занятий.

Внеучебная деятельность проходит в форме различных форм организации, отличной от урочной системы обучения. Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями.

Занятия могут проводиться учителями школы в форме: кружков, секций, проектов, экскурсий и др.

Пояснительная записка к учебному плану для 6-11 классов.

Учебный план школы для 6 – 11 классов составлен на основе Регионального базисного учебного плана Московской области для общеобразовательных учреждений Московской области, утверждённого приказом министра образования Московской области 26.05.2015 № 2758, а также на основе других нормативно-правовых документов федерального уровня:

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

· Закона Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 № 17/59-П;

· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

· федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённых приказом Министерства образования Российской Федерацииот 9 марта 2004 года № 1312;

· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312";

· Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010. № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011. № 19993).

Базисный учебный план рассчитан на введение предпрофильной подготовки на основной ступени и профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с концепцией профильного обучения и является одним из механизмов, обеспечивающих процесс реализации направлений модернизации общего образования.

Учебный план школы рассчитан на освоение обучающимися государственного образовательного стандарта. Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В вариантной части учебного плана полностью реализуется компонент государственного стандарта общего образования, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.

Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Региональный базисный учебный план для 6-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год для 6-8 классов и 34 учебные недели в год для 9 класса. Продолжительность урока – 45 минут.

Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами:

Учебный предмет «Русский язык» изучается по 4 часа в неделю в 6-7 классах, 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.

Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:

· коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

· интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

· организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Учебный предмет «Литература» изучается в 6-8 классах по два часа, в 9 классе по три часа в неделю.

Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с 6-9 классы по три часа в неделю.

Основными целями изучения иностранного языка являются:

· развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

· развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Основу разработки федерального стандарта по иностранному языку составляют следующие концептуальные положения.

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.

Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет «Математика» в 6 классе, математика (алгебра) и математика (геометрия) в 7-9 классах изучается по пять часов в неделю.

Цели обучения математике:

· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с 8 класса по 1 часу, в 9 классе – по 2 часа в неделю.

Учебный предмет «История» изучается с 6 по 8 класс по 2 часа в неделю, в 9 классе учебный предмет предметной области «История» (2 часа в неделю) целесообразно разделить на два предмета: «История (история России)» и «История (всеобщая история)», отводя им отдельные листы классных журналов.

Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Цели учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Учебный предмет «География» изучается в 6 классе по 1 часу, в 7, 8 и 9 классах – по 2 часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

Учебный предмет «Биология» изучается в 6 классе по 1 часу в неделю, в 7, 8 и 9 классах – по два часа в неделю.

Учебный предмет «Искусство» изучается в 6-7 классах по 2 часа в неделю, построен по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю в 6-7 классах) и «Музыка» (по 1 часу в неделю в 6-7 классах).

В 8-9 классах учебный предмет «Искусство» изучается по 1 часу в неделю в каждом классе.

Региональный компонент содержания общего образования в Московской области носит комплексный характер, чтобы обеспечить целостный взгляд школьника на особенности того региона, в котором он родился и живет. Из регионального компонента в 2015-16 учебном году в 8 и 9 классах изучается предмет «Духовное краеведение Подмосковья» по 1 часу в неделю.

Учебный предмет «Технология» изучается в 6-7 классах по 2 часа в неделю, в 8 классе 1 час в неделю.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 6-9 классах по 1 часу в неделю.

В рамках преподавания предмета предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.

Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 6-9 классах по 3 часа в неделю.

При разработке содержания образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования целесообразно учтены основные направления развития физической культуры в рамках следующих направлений:

· оздоровительное;

· спортивное;

· общеразвивающее.

Вариативная часть базисного учебного плана на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

· развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

· выполнение социального образовательного заказа;

· удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

· реализация предпрофильной подготовки;

· подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.

Для развития содержания учебных предметов на базовом уровне за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана выделены дополнительные часы:

· в 6 классе – русского языка (1 час в неделю в 6 классе) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка, биологии (1 час в неделю) с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся, географии (1 час в неделю) с целью реализации модуля краеведческой направленности.

· в 9 классе – технологии (1 час в неделю) и «Духовного краеведения Подмосковья» (1 час в неделю) с целью завершения образовательной программы основного общего образования по данному учебному предмету, математики (алгебры) (1 час в неделю) с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся;

· в 7-8 классах – математики и математики (алгебры) по 1 часу в неделю в каждом из классов с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся;

В 9 классе на организацию предпрофильной подготовки выделяется 2 часа в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения. Предпрофильная подготовка обучающихся 9 класса – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством ориентационных элективных курсов, помогающих обучающемуся в его профильном (профессиональном) самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Элективный курс «Уроки истории русского языка» (1 час в неделю) рассчитан на 34 часа; элективный курс «Грамматическая стилистика» (1 час в неделю) рассчитан на 34 часа.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этих целей возможно при введении профильного обучения.

Поэтому базисный учебный план на третьей ступени обучения направлен на реализацию следующих целей:

· создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

· обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;

· установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

· расширение возможностей социализации обучающихся;

· обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;

· удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.

Учебный план для 10-11 классов профильный: 10 класс – социально-гуманитарный, 11 класс – химико-биологический, и состоит он из инвариантной части и вариативной части федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Инвариантная часть это – базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами в 10 классе являются: «Литература», «Иностранный язык (английский)», «История», «Физическая культура», «Математика», а также интегрированный учебный предмет «ОБЖ». Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами в 11 классе являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык (английский)», «История», «Физическая культура», «Математика», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)», «ОБЖ».

Вариативная часть базисного учебного плана на 3 ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию регионального компонента в БУП отводится 3 часа в неделю, на компонент образовательного учреждения при 6-дневной неделе 4 часа на каждый год обучения (в 10-м – 4 часа, в 11-м – 4 часа).

Вариативная часть- это предметы по выбору:

· в 10 классе на базовом уровне: физика (2 часа в неделю), география (1 час в неделю), информатика и ИКТ (1 час в неделю), экономика (0,5 часа в неделю), право (0,5 часа в неделю), химия (1 час в неделю), биология (1 час в неделю), технология (1 час в неделю).

· в 11 классе на базовом уровне: физика (2 часа в неделю), география (1 час в неделю), информатика и ИКТ (1 час в неделю), технология (1 час в неделю); на профильном уровне в 10 классе: русский язык (3 часа в неделю), обществознание (3 часа в неделю); на профильном уровне в 11 классе: химия (3 часа в неделю), биология (3 часа в неделю).

Составляющая вариативной части учебного плана – региональный представлена предметами в 10 классе: русское речевое общение (1 час), информатика и ИКТ (1 час), экономика (0,5 часа), право (0,5 часа); в 11 классе: русское речевое общение (1 час), математика (алгебра и начала анализа) – 2 часа.

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для добавления часов в 10 классе: химия (1 час), технология (1 час); в 11 классе: физика (1 час), информатика и ИКТ (1 час), а также для элективных курсов – 10-11 классы по 2 часа.

Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступени среднего общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Выбраны предметные элективные курсы, которые решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план:

· 10 класс – «Избранные вопросы математики» (1 час), «Экономические аспекты энергетики) (1 час).

· 11 класс – «Человек-Общество-Мир» (1 час), «Деловой русский язык» (1 час).

Элективные курсы рассчитаны на 35 часов в 10 классе, на 34 часа – в 11 классе.

Учебный план 6-9 классы

Учебные предметы Классы
VI класс VII класс VIII класс IX класс
Инвариантная часть Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
Математика      
Математика (алгебра)  
Математика (геометрия)  
Информатика и ИКТ    
История (история России) 0/2 0/2 0/2 0/2
История (всеобщая история) 2/0 2/0 2/0 2/0
Обществознание (включая экономику и право)
География
Физика  
Химия    
Биология
Искусство    
Изобразительное искусство    
Музыка    
Технология  
Предметы регионального компонента «Духовное краеведение Подмосковья»      
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
  Итого:
Вариативная часть Компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)      
Технология      
Математика (алгебра)      
«Духовное краеведение Подмосковья»      
Элективные курсы: «Уроки истории русского языка в школе» «Грамматическая стилистика»        
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)      
Компонент образовательного учреждения (5- дневная неделя)  
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) -

Учебный план 10-11 классы

Федеральный компонент
Обязательные учебные предметы на базовом уровне
Инвариантная часть Учебные предметы Кол-во часов за годы обучения
10 класс (социально-гуманитарный) 11 класс (химико-биологический профиль)
Русский язык -
Литература
Иностранный язык (английский)
Математика (алгебра и начала анализа)
Математика (геометрия)
История (всеобщая история) 2/0 2/0
История (история России) 0/2 0/2
Обществознание (включая экономику и право) -
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
Итого инвариантной части
Учебные предметы по выбору Базовый уровень Профильный уровень Базовый уровень Профильный уровень
Вариативная часть Русский язык - - -
Обществознание - - -
Экономика 0,5   - -
Право 0,5   - -
Информатика и ИКТ   -
География   -
Физика - -
Химия - -
Биология - -
Технология - -
Итого вариативной части
Всего
Региональный (национально-региональный компонент)
Русское речевое общение
Экономика 0,5 -
Право 0,5 -
Информатика и ИКТ -
Математика (алгебра и начала анализа) -
Итого
Компонент образовательного учреждения
Физика -
Химия -
Технология -
Информатика и ИКТ  
Элективные курсы:    
«Избранные вопросы математики» -
«Человек-Общество-Мир» -
«Деловой русский язык» -
«Экономические аспекты энергетики» -
Итого
Всего
               

Наши рекомендации