Общая типологическая характеристика учебных изданий
Учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь
Учебно-методический отдел
Учебно-методические издания:
структура, содержание
Методические указания
Минск 2007
Рекомендованы к выпуску учебно-методическим советом
Учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь
Составители: Ю.М. Головейко – редактор
Т.А. Сидоревич – заведующая учебно-методическим отделом
Учебно-методические издания: структура, содержание : Методические указания / Сост. Ю.М. Головейко, Т.А. Сидоревич. – Мн., 2007. – 27 с.
В данных методических указаниях отображено формирование учебно-методической литературы, рассмотрены основные требования к методической продукции, структура и содержание. Представлены основные требования по написанию аннотации педагогического опыта.
Методические указания предназначены для методистов и педагогов системы внешкольного воспитания и обучения.
Компьютерный набор и верстка: Ю.М. Головейко
© Учреждение образования
«Национальный центр художественного
творчества детей и молодежи»
Министерства образования Республики
Беларусь, 2007
Оглавление
Учебные издания…………………………………………………………….…………………………….… Общая типологическая характеристика учебных изданий Читательский адрес Формирование изданий учебной литературы Содержание, структура и композиция учебно-методического издания Язык и стиль учебно-методического издания Цитаты в издании Методический аппарат в учебно-методическом издании Иллюстрации в издании | |
Методические издания….…………………………………………..…………………….. Основные требования к методическим изданиям Структура методического издания | |
Аннотация педагогического опыта…………………………………………..……………….. Задачи аннотации педагогического опыта Основные требования Состав аннотации педагогического опыта Характерные языковые средства, используемые при составлении | |
Приложение 1. Примерные требования к образовательной программе детского коллектива (кружка, школы, студии) в учреждениях внешкольного воспитания и обучения ……………. | |
Приложение 2. Примеры оформления выходных сведений………………………………………………………..........…… | |
Словарь понятий и терминов ..……………………………………………………………. | |
Список литературы ……………………………………………...…….………….……… |
Предисловие
Ежегодно в системе внешкольного воспитания и обучения проходят выставки методических материалов и педагогического опыта – готовятся методические рекомендации, разработки, сценарии, буклеты и другие виды методической продукции; проводятся творческие презентации методических пособий и опыта. Создать и выпустить качественную методическую продукцию сегодня стремятся многие внешкольные учреждения. В этом одна из наиболее актуальных и серьезных задач методических служб.
В профессиональном багаже каждого методиста должны быть знания и умения по разработке моделей учебно-методических изданий, их целевому назначению и характеру информации.
Данные методические указания, являясь продолжением словаря-справочника «Методическая продукция учреждений внешкольного воспитания и обучения» (2005 г.), раскрывают сущность, особенности, виды и существующие требования к ним: учебно-методический комплекс, методические издания, аннотации педагогического опыта. В приложениях приводятся Примерные требования к образовательной программе детского коллектива
(кружка, школы, студии) в учреждениях внешкольного воспитания и обучения (рекомендованы Республиканской научно-методической секцией, 19–20 октября 2005 г.), примеры оформления титула, выходных сведений. Будет полезен в работе над созданием методической продукции словарь терминов и понятий.
Пользуясь данными указаниями к разработке учебно-методических изданий, каждый методист сможет оценить уровень готовящейся к изданию методической продукции и обеспечить общие параметры их качества: эстетичность, оригинальность, доступность, многофункциональность, технологичность.
Обращаем внимание руководителей учреждений внешкольного воспитания и обучения и их методических служб на необходимость организации работы по подготовке и качественному отбору материалов для представления их на X Республиканскую выставку научно-методической литературы и педагогического опыта «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и учащейся молодежи» (методические рекомендации «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2006-2007 учебном году», зборнік нарматыўных дакументаў).
Желаем успеха!
Учебные издания
Общая типологическая характеристика учебных изданий
Подготовка учебных изданий – особая область редакционно–издательской деятельности. Дело в том, что процесс создания учебной литературы отличается от создания произведений любого другого вида литературы тем, что автор и редактор должны определенным образом конструировать учебный материал. При конструировании необходимо исходить из двух положений.
Учебное издание – одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса.
Учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности.
Эти два положения диктуют ряд требований к изданиям. Так, первое положение предполагает, что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого. Второе положение говорит о том, что информация, характеризующая предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Причем учитываются не только особенности деятельности или знания, но и задачи формирования информационной культуры обучаемого.
Педагогические основания учебного издания реализуются в достижении воспитательных целей, в обеспечении формирования личности.
В самостоятельный комплекс учебные издания выделяются по целевому назначению и по характеру информации. ГОСТ 7. 60–90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» трактует учебное издание как «издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста».
Именно подчиненность задачам обучения и образования диктует необходимость при подготовке учебных изданий опираться на достижения педагогики, учитывать основные характеристики учебного процесса.
Под информационной культурой личности понимают определенным образом ранжированные знания и представления субъекта, необходимые ему в практической деятельности. Содержание информационной культуры формируется в процессе овладения человеком определенной информацией, которая становится основой, базой действий и поведения человека.
Предмет учебного издания – специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом знания, характеризующие основы науки и практической деятельности. /1, 4/
Предметная область учебных изданий включает специально отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения.
Кроме того, предметная область учебного издания содержит информацию, обеспечивающую воспитательное воздействие на обучаемого. Предметная область конструируется применительно к виду учебного издания, читательскому адресу и целевому назначению.
Структура и содержание предметной области учебных изданий имеют своеобразный характер. Сюда включены не только знания, но и методы их получения, не только представления и навыки, но и методы их практического использования. Содержание предметной области учебных изданий структурируется на основе содержания деятельности и с учетом педагогической направленности информации.
Предметная область изданий обеспечивает выполнение ряда функций, свойственных учебной литературе. И это также определяет ее состав. Содержание каждого учебного издания реализует те функции, которые призвана выполнять система образования и профессионального обучения в целом.
Функциональная область учебных изданий. Учебные издания выполняют следующие функции:
Ø коммуникативную;
Ø информационную;
Ø познавательную;
Ø развивающую;
Ø воспитывающую;
Ø организационную;
Ø систематизирующую.
Коммуникативная функция обеспечивается показом связей и отношений разного рода, проявляя для читателя место и роль всякого объекта и явления в процессе вечного развития, видоизменения, взаимодействия элементов действительности. Отсюда – динамизм содержания, связь его с прошлым и с современным состоянием описываемых вопросов.
Информационная функция реализуется в том, что, как и любое издание, учебная книга вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам человеческой деятельности.
Информационная функция реализуется за счет передачи обучаемому определенного объема информации. Эта функция направлена на то, чтобы сформировать у обучаемого определенный тезаурус понятий и характеристик об объектах, предметах, явлениях окружающего мира, о месте субъекта в этом мире, о методах и способах овладения информацией.
Необходим оптимальный отбор фактов и характеристик, определенный объем информации. Последнее связано с особенностями дисциплины, категорией обучаемых, ступенью и формой образовательного процесса.
Познавательная функция учебной литературы характеризуется тем, что каждая дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знания. Знания должны быть ранжированы, причем на наиболее важные, значимые для данной дисциплины знания, должно быть обращено специальное внимание.
Кроме того, важное значение, имеет качество знания. Знание может быть «открытым» (оставлять впечатление незаконченности рассмотрения вопроса) и «закрытым» (отличаться полнотой, завершенностью). Например, обсуждая историю отечественной литературы, автор подчеркивает, что показывает только наиболее значительные в социальном плане литературные произведения. Обучаемый понимает, что его знание о литературе рассматриваемого в данном учебнике периода может быть дополнено из других источников. Следовательно, он усваивает «открытое» знание. А вот пример «закрытого «знания. Изучая теорему Пифагора, ученик понимает, что имеет дело с определенной закономерностью и что данную теорему нужно не анализировать, а применять на практике.
Развивающая функция ориентирована на преемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства, знаний о преобразовании и охране окружающей среды. Развитие личности обеспечивает возрастание способностей, расширение возможностей совершенствования психофизических и умственных операций, речевой деятельности.
Воспитывающая функция связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта, направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам, явлениям, на расширение границы социализации индивида. Воспитывающая функция характеризуется конкретно–историческими условиями, имеет социальные основания и ориентирована на определенную категорию обучаемых. Реализация данной функции связана с воздействием на духовные потребности, эмоционально–волевую и действенно–практическую сферы обучаемого.
Организационная функция учебных изданий выполняется каждым отдельным изданием и всей системой этих изданий. Она реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязи и взаимодействия, тем, что каждое издание ориентировано на строго определенную категорию читателей и учитывает возможности восприятия содержания и особенности воздействия учебной книги. Кроме того, организационная функция лежит в основе дифференциации учебных изданий на виды, обеспечивая учебно-методическую поддержку различных форм и методов учебного процесса на различных его этапах и ступенях обучения.
Систематизирующая функция обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений. Реализуется ранжированием в соответствии с принятым пониманием значимости знаний и представлений, формированием иерархической структуры информации, критериев оценки, предпочтений личности, объединением частей в целое, отражением существующей картины мира и места в ней человека, моделированием процессов и явлений, сообщая им качества общего, особенного, единичного в конкретной дисциплине и по отношению к окружающему.
Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором, особой обработкой и представлением учебного материала. При подготовке учебных изданий необходимо учитывать комплексные характеристики, лежащие в основе разработки модели каждого издания, входящего в систему. /1, 5/
Читательский адрес
Читательский адрес – важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации и объем включаемых знаний. Читатели представлены различными группами обучаемых (учащиеся школ, вузов, системы повышения квалификации) и обучающих (учителя школ, преподаватели вузов и др.).
В категорию обучаемых входит на определённых этапах практически всё население. Общество заинтересовано в том, чтобы все были охвачены различными формами учебной работы, чтобы информационная культура в целом имела наиболее высокие показатели.
В соответствии со ступенью обучения выделяют дошкольное, школьное общее образование; среднее и высшее профессиональное образование; повышение квалификации специалистов; переподготовку кадров. Каждой ступени образования соответствует своя система требований к характеру обучения, целям и задачам учебного процесса, формам и методам, используемым на различных его этапах.
Главный отличительный признак каждой категории – уровень первоначальных знаний и возможности их развития. Так, среднее образование на «входе» в систему получает субъекта, который не имеет сформированной информационной культуры, на «выходе» субъект является социальной личностью, имеющей знания и навыки, позволяющие участвовать в практической деятельности и продолжать свое образование.
Этот процесс имеет свои закономерности. Ступень обучения характеризует особенности учебного процесса, специфику комплекса учебных изданий, характер и объем отраженной в них информации, а так же общие подходы к конструированию учебных изданий. /1/