Лекция № 12. Функции и принципы социально-культурной

Деятельности

Слово «функция» (исполнение, деятельность) ши­роко используется в различных областях деятельности человека и при этом имеет различные социальные значения. Примени­тельно к социальным отношениям функция понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной сис­теме отношений. Речь идет о проявлении сущностных свойств объекта или явления, его специфических качеств.

Функции социально-культурной деятельности - это оп­ределенные направления, сферы, через которые реализуются ее сущность и общественное назначение, это категории, выражаю­щие основные ее свойства, направленные на реализацию куль-туросозидающих возможностей общества и личности.

Функции социально-культурной деятельности отражают по­требности, интересы личности и потребности требования обще­ства к ее развитию. Соотношение этих групп потребностей, личностных и общественных, разграничивается не по содержанию деятельности, а по уров­ню общественной значимости потребностей, на основе которых определяются функции.

Рассматриваются два основных уровня функций СКД: социологический, при ко­тором за основу берутся потребности общественного развития, и Лекция № 12. Функции и принципы социально-культурной - student2.ru личностный, когда функции СКД определяются с позиций по­требностей личности.

Социально-культурная деятельность многообразна: много­образны ее виды и подходы к человеку - главному элементу этой деятельности. Человек как субъект познания, как потреби­тель культуры, как объект воспитания - в этом многообразии можно выделить определяющее звено. Им является человек как объект социализации, инкультурации, воспитания и развития - субъект воспитывающей деятельности. И это звено – человек - может быть рассмотрено с точки зрения общест­венных потребностей.

Именно потребности общественного раз­вития, главным образом, позволяют верно установить основные социальные функции.

Потребности общества - фактор возник­новения и функционирования СКД, требования общественного развития оказывают определяющее влияние на формирование видов и и определение функций СКД. Потребности общества в социализации, инкультурации его чле­нов в сохранении и воспроизводстве культурного наследия, ин­теграции культурных сил, общении и взаимодействии различ­ных культур, эстетизации среды проживания вызвали к жизни такое явление как социально-культурная деятельность.

Потребности общественного уровня в функционировании СКД могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общест­ва к этому виду деятельности, как способствующему культурно­му развитию и укреплению общественных отношений.

Проблемы, связанные с социальной адаптацией личности, необходимостью развития у него общегуманистических нравст­венных качеств, основ физический и санитарно-гигиенической культуры, развитием способности к самоконтролю, решают­ся посредством различных институтов социально-культурной среды, деятельность которых направлена на достижение этих целей в соответствии с общественными ожиданиями.

Характеристика потребностей общественного развития. Потребности

общественного развития в функционировании социально-культурной деятельности могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности., как способствующему культурному развитию и укреплению об­щественных отношений.

Потребность в осуществлении процесса социализации через социокультурные институты является одной из ведущих.

Социокультурные институты воспитания, образования и до­суга представляют собой своеобразные хранилища неспецифи­ческого знания и механизмы его трансляции из поколения в по­коление. На социальном уровне наиболее показательным инсти­тутом является клуб, досуговый центр и др. учреждения куль-турно-досугового типа. Социально-культурные и культурно-досуговые формы деятельности этих учреждений дают общее представление о развитии культуры в стране и регионе, о куль­турных ценностях, нормах социальной жизни, способах и стилях существования и т.д. Поэтому в процессе деятельности, органи­зуемой этими учреждениями, приобретаются наборы разнород­ных и общих представлений, которые служат определенными ориентирами в культуре и социальной жизни.

В культурно-досуговых учреждениях приобретаются такие определенные навыки поведения и общения людей друг с дру­гом в официальных и неформальных институциональных ситуа­циях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту, приобре­таемому в школе, семье и др. социальных учреждениях. Здесь усваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях; приобретаются практические знания и навы­ки, необходимые для адекватного существования в непосредст­венной жизненной среде. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоя­тельная подсистема общей системы социализации личности, со­циального воспитания и образования людей.

Потребность в сохранении и передаче культурного на­следия.

В культуре каждого народа можно выделить разновременные слои, которые аккумулируют культурные ценности, накоплен­ные прежними поколениями. Зафиксированные в них програм­мы человеческих отношений и деятельности концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общно­стей. Ключевым в этом плане является понятие «традиция».

«Традиция - это механизм непосредственной трансляции куль­турной информации во времени» [5, с. 353-354]. Одним из ком­понентов этнических традиционных культурных форм являются обряды. Празднично-обрядовая деятельность — одна из основных в работе социокультурных учреждений, выступает как эффек­тивное средство социального регулирования общественных и личных отношений. Обрядовая деятельность выполняет ряд важных функций: интериоризация индивидами групповых норм и ценностей; установление психологических сопереживаний групповой солидарности; снятие в повседневной жизни эмоцио­нальных напряжений; утверждение социальной значимости жизненных состояний (рождение, вступление в брак, смерть); кооперирование деятельности индивидов. В этом своем качестве социокультурные учреждения реализуют важную социальную потребность в укреплении общества, связи между поколениями через процесс сохранения и передачи культурных ценностей.

Потребность в социальной регуляции досуга. Управлять деятельностью людей в целях их развития и рационального ис­пользования досуга - эта общественная потребность также обу­словила создание и развитие системы социально-культурных учреждений. Всякое общество, являясь саморегулирующей сис­темой, стремится направлять деятельность людей, добивается согласованности в их действиях, так или иначе регулирует их деятельность. В обществе действуют различные виды регулиро­вания, соответствующие конкретному периоду развития, по­требностям данного общества. Социально-культурная деятель­ность является одним из видов социального управления. В усло­виях досуга социальное управление осуществляется преимуще­ственно средствами ненормативного регулирования деятельно­сти людей, путем организации одобряемых обществом форм и средств удовлетворения культурных потребностей, путем фор­мирования и актуализации общественного мнения.

Потребность общества в регулировании деятельности людей в условиях досуга имеет следующие взаимосвязанные цели: во-первых, обеспечить развитие духовных творческих сил челове­ка; во-вторых, - рационально организовать досуг, создать усло­вия для позитивной деятельности личности, нейтрализуя отри­цательные способы времяпрепровождения.

Обществу далеко не безразлично, какой выбор сделает инди­вид, как он распоряжается своим свободным временем. К досугу предъявляются требования не только восстановления физиче­ских и психических сил человека, но также их дальнейшего обо­гащения и развития, расширенное воспроизводство личности. «Досуг - громадное культурное пространство со своими законо­мерностями. К нему относятся проблемы свободного развития личности, исторической преемственности и территориального взаимодействия культур, а также коммуникативной культуры личности, выработанной в сфере досуга» . Таким обра­зом, целенаправленная организация досуговой сферы - важней­шая задача на государственном уровне.

Реализацией всех вышеуказанных потребностей не ограни­чивается деятельность социокультурных учреждений. Безуслов­но, потребностей общественного развития, удовлетворению и развитию которых призваны служить учреждения социально-культурной сферы, гораздо больше. Мы выбрали самые веду­щие, основные, которые отражают требования общества и дея­тельности учреждений данного типа и без удовлетворения и раз­вития которых невозможно существование общества как ста­бильного и продуктивно функционирующего целого.

Характеристика потребностей личностного развития. Любая деятельность, в основе которой лежит работа с лич­ностью, невозможна без понимания потребностей личности как одного из важнейших механизмов, ею управляющих. Функции социально-культурной деятельности определяются необходимо­стью удовлетворения объективных потребностей личности, ко­торые имеют большое значение для существования людей. По­требности рассматриваются как движущий фактор активности личности, имеющий различные формы проявления и находя­щийся в процессе постоянного развития.

Социально-культурная деятельность представляет собой ду­ховно-нравственный способ существования человека, а значит и удовлетворения его культурно-творческих и духовных потреб­ностей.

2.1. Потребность в оценке собственного поведения окру­жающими. Эта потребность вызвана необходимостью для чело­века корректировать свое поведение и ценности, соотносить с нормами поведения и ценностями, принятыми в группе обще­ния. Потребность согласовывать свои действия с действиями и поведением других людей изначально присуще человеку. Удов­летворение данной потребности является условием существова­ния человека в обществе.

Потребность реализуется путем обмена суждениями, пред­ставлениями, мнениями с последующей корректировкой собст­венного поведения в соответствии с принятыми в обществе нор­мами. Любое культурно-досуговое учреждение или досуговое объединение представляет собой такое пространство, где лич­ные устремления и представления увязываются с общественны­ми, где создаются условия для обмена информацией, суждения­ми и сопереживаниями, где. формируется общественное мнение и общественное настроение.

Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутвер­ждении, в получении общественного признания. Именно с этой потребностью связано стремление личности к проявлению соци­альной активности, получения подтверждения собственной по­лезности и значимости. Стремление стать активным субъектом общественной жизни, оказывать реальное влияние на решение различных социально-политических, историко-культурных, эко­логических и других проблем региона является побудительной причиной участия личности в деятельности экологических, со­циально-культурных, историко-культурных общностей и объе­динений. Художественно-творческие коллективы и объединения непрофессиональной направленности также являются простран­ством для личностного самоутверждения и творческой самореа­лизации. Предоставляя личности иные дополнительные соци­альные роли и возможности, социально-культурные учреждения, объединения, общности выполняют компенсаторную функцию, т.е. представляют собой дополнительное поле для развития и самоутверждения личности.

Социально-культурное объединение или досуговое учрежде­ние, во-первых, компенсирует неудовлетворенность личности в основной трудовой сфере деятельности. Человек в силу различ­ных обстоятельств не получает возможности самоутверждения в трудовом коллективе, тогда он стремится проявить себя в другой сфере: в деятельности историко-культурных или поисковых клубах, на сцене, в турпоходах по краю, в заботе о тех, кто соци­ально не защищен и т.д. Во-вторых, получив признание в основ­ной сфере профессиональной деятельности, человек стремится добиться признания в других сферах, получить новые признания его способностей, умений.

С вышеуказанной социальной потребностью личноститесно связана в самовыражении, самоактуализации. Эта потребность в данной группе является наиболее сложной,так как предполагает достаточно высокий уровень самосознания личности, ее способность к творчеству и потребность занимать­ся творчеством. Безусловно, что самовыражение личности, как и
самоутверждение, осуществляется человеком в его основной профессиональной деятельности, но культурио-досуговые учре­ждения и досуговые объединения имеют значительные возмож­ности для удовлетворения потребности в самореализации в наиболее массовых ее проявлениях и на самых различных уровнях.

2.3. Потребности, связанные с психофизическими особенно­стями человека. Под ними в данном случае подразумевается со­стояние человека, вызываемое нарушением гармонии между ре­альными физическими и психическими возможностями индивида и объемом нагрузок, с которыми нередко приходится иметь дело любому из нас. В связи с этим заметно возрастает роль многообразных профилактических средств, способствующих, наряду с другими общественными факторами, естественному восстановлению физических сил и ресурсов. Возможности такой профилактики увеличиваются с расширением досуга людей. Возрастание жизненных ритмов, интенсификация современного производства, значительное изменение характера труда, быта, экологических условий. В этой ситуации возникает необходи­мость снизить эмоциональную напряженность, помочь человеку в преодолении нервного переутомления, импульсов негативного порядка. Досуговые объединения и общности, культурно-досуговые учреждения располагают необходимым потенциалом средств, форм и методов, наличием условий, способствующих рекреации и релаксации. Участие в рекреационно-развлекательных программах, программах релаксации и оздоровления организма; занятия непрофессиональным художественным творчеством и социально ценными видами любительства — все это позволяет рассматривать культурно-досуговые учреждения и общности как действенные средства профилактики и психологи­ческой гармонизации. В интересах общества активизируются поиски культурно-досуговыми учреждениями оптимальных средств освобождения людей от угрожающих им стрессовых состояний.

Досуговая деятельность обладает возможностями освобож­дения человека от утомления, угрозы стресса, чреватого различ­ного рода срывами поведенческого характера, в укреплении их жизненного тонуса и психического состояния. Интересные досуговые занятия, заполненные любимым видом творчества, обес­печивают содержательный и приятный отдых от напряженности трудового дня. Тесно связана с вышеуказанной потребностью потреб­ность в получении социокультурной помощи в какой-либо соци­альной ситуации. Именно социальная работа как организация личностной, общественной, государственной помощи людям является сегодня неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Она основана на альтруизме и направлена на ока­зание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудо­способности, душевным срывом, безработицей, принятием жиз­ненно важных решений. Человеку, оказавшемуся в этих ситуа­циях, необходима психологическая помощь с использованием культурно-досуговых средств, форм и методов, которые способ­ны эффективно воздействовать на установки и представления личности. Основная цель социально-культурной работы — созда­ние благоприятной досуговой атмосферы, которая выполняла бы определенные защитные функции по отношению к психике лич­ности; создавала определенные условия, необходимые для само­развития, самоутверждения и творчества. Рассмотренные социальные потребности личности проявля­ются в виде сложного и порой неочевидного переплетения кон­кретных интересов, мотивов, желаний, в которых имеет место доминирующая потребность. Все эти потребности личности являются объективно ценными и должны стать основой разви­вающего воздействия на личность.

Осуществление рассмотренных потребностей общественного развития через удовлетворение потребностей развития личности путем включения ее в разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности раскрывает социальную значимость этой деятельности. Понятие социальной значимости складыва­ется из соединения определенных потребностей общества и личности со специфическими качествами социально-культурной деятельности, обеспечивающими эффективность реализации этих потребностей. Подходы к определению функций социально-культурной деятельности в основе своей имеют источником вышеуказанные потребности и интересы общественного и личностного уровня. Так как в ответ на эти социальные потребности с целью их удов­летворения и развития сложились основные виды, формы соци­ально-культурной деятельности; основные направления ее функционирования.

В результате проделанный анализ позволяет остановиться на следующих основных функциях социально-культурной деятель­ности, которые можно назвать постоянными, присущими боль­шинству социально-культурных институтов, в отличие от вспо­могательных, временных, которые возникают и исчезают на оп­ределенных временных отрезках. К основным функциям соци­ально-культурной деятельности относятся:

- развивающая;

- информационно-просветительная;

- нормативная;

- коммуникативная;

- культуротворческая, преобразовательная;

- рекреативно-игровая.

Развивающая функция. Цели, содержание и назначение социально-культурной деятельности определяют ее развиваю­щее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплоще­но в каждой функции.

Информационно-просветительная функция. В основе этой функции лежит процесс накопления, хранения и распро­странения информации, культурно-просветительная деятель­ность. Цель этой функции формирование интеллектуальных качеств, стимулирование самообразования, приобретение опре­деленной системы знаний, получение необходимой информации;
обновление знаний. Особенности реализации этой функции в деятельности культурно-досуговых учреждений:

- информационно-просветительная функция не связана с оп­ределенным регламентом, установленном и обязательном в учебных заведениях, основана на добровольности, инициативе, самодеятельности;

- обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых
интересов людей различного возраста и профессий;

- использует более разнообразный потенциал средств, форм
и методов приобретения знаний, умений, навыков;

- продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту инфор­мацию, которую люди получают в учебных заведениях и из дру­гих источников.

Нормативная функция. Цель этой функции - формиро­вание общегуманистических нравственных качеств, социализа­ция личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образ­цы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территриальной общности, в которые входит индивид. Она дает воз­можность понять и принять особенности взаимодействия, обще­ния людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье (санитар­но-гигиеническая культура, культура речи, способность к само­
контролю, саморегуляции поведения и т.д.).

Коммуникативная функция проявляется на двух уров­нях.

На одном уровне - диалог культур, взаимовлияние локаль­ных культур, раскрытие достижений национальных и регио­нальных культур, обеспечение адекватного и гуманного воспри­ятия субкультур.

На другом уровне - межличностное общение, формирование культуры деловых и неформальных отношений. Общение в сис­теме социально-культурных учреждений и объединений удовле­творяет и развивает следующие культурные потребности:

а) человек получает ответы на интересующие его вопрос (информационно-познавательный аспект);

б) утверждается или разуверяется в истинности какого-либо мнения, суждения, оценки (ценностный аспект);

в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопережива­нии (эмоциональный аспект);

г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем обычном кругу (коммуни­кативный аспект);

д) удовлетворяет потребность в избирательном общении (гедонистический аспект);

е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рек­реационный аспект).

Культуротворческая функция - освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества. Способность к созиданию - не приви­легия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедея­тельности. В связи с этим представляется важным создание ус­ловий для реализации и развития творческих способностей ши­роких слоев населения в деятельности социально-культурных учреждений. Самодеятельное художественное творчество - одно из направлений реализации культуротворческой функции, наи­более эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация самодеятельного художественно­го творчества на освоение локальных национально-культурных традиций. Социальное творчество - созидательный процесс, на­правленный на преобразование социальных отношений, общест венного бытия. Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на общественные отношения (поддержка экологических движений, общественных инициатив семьи, организация социальной по­мощи), общественное мнение и общественное настроение. Субъ­ектом этой деятельности выступает социально-активная, ини­циативная, а значит творчески утверждающая себя личность.

Рекреативно-игровая функция. Цель ее — формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зре­лищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Социально-культурные учреждения выполняют задачи регуляр­ного восстановления физических и интеллектуальных сил чело­века, гармонизации психики через организацию различных ви­дов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободное межличностное общение, игра, восприятие развлекательных зрелищ и любитель­ское художественное исполнительство.

Все вышеуказанные функции представляют собой категории, которые выражают содержание, назначение социально-культурной деятельности и способы реализации ее в обществе. Через эти функции реализуются культуросозидающие возмож­ности общества, и происходит культурно-творческое развитие личности.

С функциями социально-культурной деятельности связано понятие «принципы социально-культурной деятельности». Сло­во «принцип» имеет латинское происхождение, означает «осно­ва», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами: основными, исходными положе­ниями, которые вытекают из установленных наукой закономер­ностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализа­ция которых происходит через определенные правила. Принци­пы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество. Таким образом, принцип - руководя­щая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на всеявления какой-либо деятельности, Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требова­ния, которым следуют профессионалы в ее организации. Прин­ципы социально-культурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы» [1, с. 36].

Современная социально-культурная деятельность, ее функ­ции, виды, формы проявления основаны на следующих принци­пах:

1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества.
Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда
условий:

а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воз­действия);

б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соот­ветствующими формами, средствами, методами;

в) оперативность деятельности социально-культурных учре­ждений (актуальность, динамичность реагирования на общест­венные процессы, стимулирование социальной активности личности);

г) непрерывность процесса социально-культурной деятель­ности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

2. Принцип добровольности и общедоступности социально-
культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограм­мированию личностного содержания своей культуроразвивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

3. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В ос­нове действия этого принципа лежит потребность в самовыра­жении и утверждении себя в системе многообразных общест­венных отношений. Человеку присуще желание, расширить диа­пазон своей социальной роли и связей с обществом в проявле­нии себя как личности с различных сторон и в разных общест­
венно-творческих качествах.

4. Принцип преемственности и последовательности в освое­нии культурного наследия. Воспроизводство достижений чело­веческой культуры, передача традиционных ценностей от поко­ления к поколению всегда осуществляется обществом через вос­питание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценно­стные ориентиры личности формируются через культурную дея­тельность, организованную в учреждениях культуры. В совре­менных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствии ее единой линии особое значение для духовного возрождения россиян (восстановление морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация фактиче­ского материала из многовековой истории предшествующих по­колений, так как этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следова­тельно, этот принцип должен быть положен в основу деятельно­сти учреждений, располагающих подобным материалом, форма­ми его распространения и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксеологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохране­нию и развитию культурного наследия.

Принцип дифференцированного подхода к различным со­циально-демографическим группам. Изучение конкретных соци­ально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования), интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных меро­приятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности. Дифференци­рованный подход может осуществляться на групповом и инди­видуальном уровнях. Групповой подход предполагает вычлене­ние из состава аудитории совокупности лиц, характеризующих­ся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенно­стей, потребностей и интересов конкретной личности. Диффе­ренцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков: учитывать воз­раст, образование, профессию и характер проявления культур­ных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам. Также при организации социально-культурной работы необходимо учитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.

6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятель­ность должна рассматриваться с позиций системного подхода: целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее ком­понентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм со­циально-культурной деятельности — все эти элементы необхо­димо рассматривать как часть единой системы — взаимосвязан­ные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Дан­ным принципом необходимо руководствоваться при социокуль­турном проектировании - создании проектов развития различ­ных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы. Прогнозирование, моделирование и конст­руктивная разработка видов, форм, методов и технологий СКД, базируется также на реализации данного принципа.

­Итак, принципы социально-культурной деятельности пред­ставляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объектив­ный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в прак­тической работе.

Наши рекомендации