Дом. зад. с комментированием к нему

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ)ПРАКТИКИ

Студент: Сагазетдинова Рита Фларисовна

Форма обучения: заочная

курс 3, группа БФ-31с

Срок практики:

с «9» февраля 2015 г.

по «22» февраля 2015 г.

Место практики: МОБУ СОШ № 11 г. Нефтекамск

Отчет защищен «___»__________2015 г.

Оценка «_________________________»

Руководитель (преподаватель): канд. филол. наук, доц. Э.Р. Мардиева.

Нефтекамск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Основная часть 6

Заключение 11

Список использованных источников и литературы 13

Приложения 14

Введение

Педагогическая практика представляет собой одну из самых важных составляющих образовательного процесса в подготовке будущих преподавателей и является связующим звеном между теоретическим обучением студента в вузе и его самостоятельной профессиональной педагогической деятельностью в образовательном учреждении.

Цельюпрактикиявляетсяформирование профессионально-педагогической компетентности на данном этапе образования и развития студентов, а также закрепление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.

Задачи практики:

– углубление знаний студентов, развитие их умений, навыков по предметам, определяющим содержание практики;

– формирование педагогических умений студентов;

– развитие у студентов профессиональных творческих способностей;

– создание условий для самоактуализации и саморазвития студентов;

– создание условий для профессионального самоопределения студентов;

– выявление качественных характеристик индивидуального педагогического стиля студентов;

– создание диалогического коммуникативного пространства в ходе практики.

Производственная (педагогическая) практика проходила в средней общеообразовательной школе № 11 г. Нефтекамска РБ с 9 февраля 2015 г. по 22 февраля 2015 г.

Руководитель практики от кафедры – канд. филол. наук, доц. Э.Р. Мардиева. Руководителем от базы практики была Р.Т. Закирова.

СОШ № 11 открыта в 1985 году. Является муниципальным полным средним образовательным учебным заведением. Учредитель – Муниципальное управление отдела образования городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

Здание школы типовое. Имеются основной учебный корпус и пристрой, в которых расположены: 51 учебный кабинет, 2 компьютерных класса, 2 спортивных зала, библиотека, музей, столовая, 1 логопедический кабинет, 1 кабинет психолога, стоматологический кабинет, мед. кабинет, актовый зал. Техническое состояние помещений удовлетворительное, что соответствует современным требованиям. Школа работает в двухсменном режиме. Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия, спецкурсы, кружки, организуется работа студий, клубов по интересам, спортивных секций. Продолжительность занятий – 1кл. – 35 мин., 2 кл. – 11кл. – 45мин. Классы КРО – 40 мин. Учащиеся имеют возможность заниматься более чем в 30 кружках, секциях, малых научных обществах. 2010-2011 учебном году открыт социально-правовой милицейский класс.

Реализуемые профили подготовки:

– социально-гуманитарный;
– социально-правовой;
– физико-математический.

Изучаемые языки: русский, башкирский, татарский, марийский, английский, немецкий.

Проблемная тема школы – «Совершенствование творческого потенциала обучающихся через использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих и информационных технологий»

Во время прохождения практики встречалась со многими учителями, все они имеют большой опыт работы, бережно и требовательно относятся к ученикам и своей работе. Всегда проявляют творчество, активность и целеустремленность. В любой ситуации готовы помочь практикантам.

В ходе практики за мной закрепили 5 «в» класс, который состоит из 26 учащихся. Успеваемость в обучении 100%, двоечники отсутствуют. Очень дружный, старательный и трудоспособный класс. На уроках ведут себя спокойно, сдержанно, каждый старается проявлять глубокий интерес к учебе. Ребята активно участвуют в воспитательных мероприятиях.

Проведена психолого-педагогическая работа. Для психолого-педагогических наблюдений выбрана ученица 5 «в» класса Зайдуллина Айгуль.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

За время педагогической практики мной было проведено 8 уроков (6 уроков русского языка и 2 урока литературы), классный час. В ходе практики посещались и анализировались уроки учителя-предметника. К каждому уроку тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий классного часа и готовилась к его проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно хорошим: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Главной целью было приобретение опыта преподавания русского языка и литературы ученикам среднего звена, привлечение внимания учащихся к урокам русского языка и литературы, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Поставленные цели помогли реализовать методы и приемы развивающего обучения, проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, использование схем и таблиц, привлечение сведений из научно-популярной литературы.

Обучение русскому языку проводится по традиционным программам авторов М. Т. Баранова, Т. Д. Ладыженской и др. и учебникам названных авторов, обучение литературе осуществляется по программе под редакцией В. Я. Коровиной (5-11-й классы).

Календарно-тематические планы по предметам «Русский язык» и «Русская литература» были составлены на основе планов учителя-предметника Закировой Р.Т., воспитательный – на основе плана классного руководителя.

В течение практики по календарно-тематическому было проведено 6 уроков русского языка, которые в тематическом плане были объединены общей темой «Имя существительное», в их числе уроки по следующим темам:

– «Морфологический разбор имен существительных. Род имен существительных»;

– «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа»;

– «Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа»;

– «Комплексный анализ текста. Падеж имен существительных»;

– «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»;

– «Множественное число имен существительных».

Тематика уроков полностью соответствует учебному плану, предоставленному учителем.

Было проведено 2 урока литературы по творчеству В.Г. Короленко, в их числе уроки по следующим темам:

– «В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений»;

– «Жизнь детей в повести «В дурном обществе». Общение Васи с Валеком и Марусей»;

В ходе практики были освоены и применялись следующие методы, приемы и средства обучения:

– Метод преподнесения знаний (познавательный): на уроках преобладал объяснительный метод, который реализовывался через сообщение учителя по новой теме. Но кроме того, использовался самостоятельный анализ языкового материала, при котором ученики должны были, опираясь на ранее полученные знания, вывести новые для них закономерности того или иного явления;

– Метод формирования знаний и умений (практический): метод монологического высказывания на лингвистическую тему использовался не на каждом уроке, поскольку требовал от учеников достаточно прочного овладения знаниями, этот метод целесообразно было применять на уроках обобщения по пройденному материалу. Метод постановки вопросов применялся на каждом уроке кроме контрольных и заключался в небольшом устном опросе по теоретическому материалу;

– Методы контроля: метод контроля за усвоением знаний и метод контроля за формированием умений были реализованы в ходе самостоятельных работ по изучаемой теме;

– Метод формирования опознавательных умений реализовывался через следующие приемы: нахождение языкового явления, подбор примеров;

– Метод формирования классификационного умения реализовывался на обобщающих уроках в виде составление таблиц, с классификацией, описанием и приведением примеров по пройденной теме;

– Метод формирования орфографической и пунктуационной зоркости. Проводились упражнения с следующими заданиями: подчеркнуть в данных словах все орфограммы, привести примеры слов на изученную орфограмму, пунктограмму;

– Метод формирования умения обосновывать условия выбора орфограмм и знаков препинаний: орфографический или пунктуационный разбор или же частичные разборы такого типа, комментированное письмо;

– Метод формирования умения правильно писать слова и ставить знаки препинания реализовывались на каждом уроке через следующие приемы: списывание, сочинение;

– Метод формирования умения видеть орфографические и пунктуационные ошибки и исправлять их большей частью применялся в виде контроля за работой у доски. Ученики исправляли неправильное написание или неверную постановку знаков препинания;

– Метод формирования некоммуникативных речевых умений: проводились упражнения, где необходимо было по смыслу вставить подходящий предлог или союз, реконструировать предложения из сложноподчиненного и сложносочиненное.

В ходе уроков русского языка были применены такие средства обучения как наглядные пособия, письменные упражнения, эмоциональными средствами служил подбор дидактического материала определенного содержания, который должен быть увлечь учеников своей яркостью и познавательной стороной. Из средств наглядности применялись схемы, таблицы, репродукция картины для написания сочинения, ТСО.

На уроках русской литературы также были использованы такие методы и приемы обучения как:

– Метод творческого чтения: этот метод был реализован на начальных уроках по изучению произведения без предварительного домашнего ознакомления с текстом. Он реализовывался через следующие приемы:

– Выразительное чтение произведения студентом-практикантом произведения.

– Обучение учеников выразительному чтению произведений ( по В. Г. Короленко).

– Постановка перед прочтением морально значимой проблемы, которую можно разрешить на основе прочитанного произведения.

– Эврестический метод. Он реализовывался в ходе анализа художественного произведения. Были использованы следующие приемы:

– Построение беседы по принципу «от содержания к анализу, от частного к общему»

Постановка проблемных, неоднозначных вопросов, на которые могут быть разные мнения

– Репродуктивный метод. Был реализован в процессе изучения биографии В. Г. Королеко через следующие приемы:

– Рассказ студента-практиканта об эпохе и жизни писателя.

– Самостоятельная подготовка учениками материала учебника.

На обобщающем уроке ученики рассказывали то, как они восприняли эпоху и личность писателя на основе ранее полученных знаний.

В ходе уроков литературы были использованы следующие средства: наглядность (портреты писателя, фотографии, иллюстрации к произведениям) и мультимедийный проектор (показ диафильма «Дети подземелья»)

Проведен классный час, посвященный 23 февраля в виде рыцарского турнира. В ходе воспитательной работы были поставлены следующие цели:

– Наладить взаимопонимание с учениками;

– Воспитать командный дух и чувство уважения к соперникам по игре;

– Воспитать умение слушать другого человека;

– Воспитать чувство ответственности за свои поступки;

– Дать представление о возникновении данного праздника.

Все эти цели были реализованы на проведенных классных часах, ученики очень активно учувствовали в их подготовке, готовили выступления по заранее переданному им материалу.

Для активизации учащихся старалась использовать богатый, интересный материал при изучении темы, провела разнообразные виды работ на уроках, использовала как можно больше красочных наглядностей, раздаточных материалов для улучшения умственных, мыслительных способностей. Ученики активно участвовали на уроках, проявляли интерес к этому языку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впечатления от учебного заведения, коллектива учителей, учеников были только положительными. На протяжении всей практики и педагоги, и методисты оказывали всевозможную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Учитель русского языка и литературы Закирова Раузия Тауфиковна и классный руководитель Фарвазетдинова Гульсина Магдановна оказывали всестороннюю поддержку и помощь в работе с классом. Она тщательно редактировали все конспекты уроков, классного часа, вносили необходимые критические замечания, многое рассказали об особенностях 5 «в» класса.

Во время практики научилась работать с детьми разных возрастов. Если в первые дни было трудно найти общий язык с ними, то в последующем эта проблема решилась. Они быстро привыкли к моим методам и приемам воспитания, обучения. С пониманием отнеслись к моим требованиям и поручениям. Так же постепенно я научилась рационально использовать свое время. При составлении конспектов уроков трудностей не было, так как опиралась не только на учебники, но и использовала интернет.

Кабинет, где проводились уроки, был оснащен мультимедийным проектором, что, в свою очередь, позволяло использовать на занятиях иллюстративный материал в полном объеме.

Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок, и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с учащимися достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.

Для улучшения педагогической практики нужно, чтобы все студенты- практиканты серьезно относились к предстоящей работе. Надо проявлять как можно больше старания, усилий, и творческой активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М. : Просвещение, 2003.

2. Лебедев, В.А. Русский язык. Поурочные разработки к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». – М. : Дрофа, 2001.

3. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М. : Высшая школа, 2003.

4. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: учеб. для студ. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. – 3-е изд., стер. – М. : Академия , 2004.

5. Якибова, Д.У. Методика преподавания литературы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Д.У. Якибова – М. : Российский университет дружбы народов, 2012. – 152 с. – Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online». – ISBN 978-5-209-04320-1.— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/128598/>.

6. Коровина, В.Я. и др. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия: В 2 ч. / В.Я. Коровина – М. : Просвещение, 2006.

7. Коровина, В.Я., Збарский, И.С. Литература: 5 класс : Методические советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский. – М. : Просвещение, 2003.

Приложение 1. Календарно - тематический план уроков по русскому языку и литературе, классного часа

А) Календарно - тематический план по дисциплине «Русский язык»

№ п/п Название темы Кол-во часов Дата проведения Тип урока Форма, приемы урока
                                      Существительные собственные и нарицательные   Р/Р Сжатое изложение «В лесной землянке»   Морфологический разбор имен существительных. Род имен существительных.   Имена существительные только множественного числа   Имена существительные только единственного числа   Три склонения имен существительных. Словарный диктант   Комплексный анализ текста. Падеж имен существительных   Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.числе   Существительные на – ИЯ, - ИЕ, -ИЙ   Множественное число имен существительных   Правописание О, Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных   Тестирование по теме «Имя существительное»                                     10.02.15     11.02.15   12.02.15   13.02.15   14.02.15     16.02.15     17.02.15     18.02.15     19.02.15     20.02.15   21.02.15     21.02.15 комбинированный     урок развития речи     урок практикум   урок изучения нового материала     урок изучения нового материала   комбинированный урок   комбинированный урок   комбинированный урок   комбинированный урок   урок изучения нового материала     комбинированный     урок контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков     изложение   морфолог. разбор     устный опрос     устный опрос     устный опрос   работа с текстом   перфокарта     перфокарта     перфокарта     тестирование в формате ЕГЭ

Б) Календарно - тематический план по дисциплине «Русская литература»

№ п/п Название темы Кол-во часов Дата проведения Тип урока Форма, приемы урока
              И.Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.     В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.   Жизнь детей в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.   Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко           09.02.15     14.02.15     16.02.15   19.02.15 Урок внеклассного чтения     Урок формирования новых знаний     Урок практикум     Урок развития речи взаимоконтроль     взаимоконтроль     задание по карточке     сочинение

В) Календарно - тематический план классного часа

февраль 2015
23-я неделя Индивиду­альная ра­бота с учащимися Работа с классом Работа с родителями Работа с педагогиче­ским коллективом Внешние связи
 
Учёба Проверка дневников. Беседа с учащимися по формированию положительной мотивации учения. Приглашение родителей некоторых учащихся для беседы с конкретным учителем-предметником.  
Общение и развитие Беседа с учащимися о поведении в столовой. Тематический классный час «Рыцарский турнир» Информирование родителей некоторых учащихся об их поведении в школе.    
Досуг     Организация поздравлений ветеранов Вов с праздником. .  
Здоровье Организация питания учащихся. ППБ. Занятие по теме «Пожар. Как себя вести». Беседа с родительским коллективом по организации внеклассного мероприятия. Спортивные соревнования  
Научно-методическая работа Наблюдение за ………………... Составление социального паспорта данного учащегося и его семьи. Подготовка материалов для классного часа и занятия по ППБ. Посещение ……………………на дому. Подготовка плана воспитательной работы.  
Оформление школьной документации.

Приложение 2. Разработка конспекта урока по русскому языку по теме « Множественное число имен существительных»

Тема:Множественное число имен существительных.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

– Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных;

– Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе;

– Развивать и обогащать речь учащихся.

Оборудование:учебник, тетрадь, пенал,иллюстрации(вокзал, троллейбус), раздаточный материал(текст),ТСО.

Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент   Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку, на партах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал. Садитесь  
2. Сообщение темы и целей урока Посмотрите на доску. У меня на доске записаны слова в два столбика.(слайд 1) утенок зеркала кот утята мышонок девочки зеркало котята девочка мышата - Прочитайте их про себя. Какие пары слов можно составить?( дети говорят, а учитель на доске составляет пары) -Правильно, и тема сегодняшнего урока «Множественное число имен существительных».       Утенок-утята, кот-котята, мышонок-мышата, зеркало- зеркала, девочка-девочки    
3 Минутка чистописания     Сегодня на уроке мы с вами изучим новые словарные слова и для того чтобы научиться его правильно писать, нам необходимо повторить технику написания буквы В и ее соединений с другими буквами. (ву, во, ви, ва, вл, вк, вг, вс) -Напишите эти соединения в строчку) - также нам с вами необходимо прописать букву Л, пропишем ее. (л, лл, л, лл)     1 строчка в тетради     2 строчка в тетради  
4. Словарно- орфографическая работа   Запишите число Классная работа. А теперь приступим к изучению новых словарных слов. Первое слово – вокзал.( На доске изображение вокзала и картинка со словом вокзал).(Слайд 2) -Прочитайте его по слогам. -Какой слог ударный? - В корне слова (вокзал) безударная гласная «о» правописание которой нужно запомнить и парный согласный «к».( Выделение корня, безударной гласной и парного согласного) - Ребята, а кто мне может объяснить значение слова вокзал? - Правильно. Вокзал это большая станция на путях сообщения. - Послушайте, как возникло это слово. Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «ВОКСХОЛЛ». А звали даму ДЖЕЙН ВОКС, «ВОКСХОЛЛ» в переводе на русский язык означает «ЗАЛ ГОСПОЖИ ВО». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную станцию назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России. Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную и парную согласную.   - Составьте предложение с этим словом и запишите его в тетрадь.   -А вот второе словарное слово, которое надо запомнить, это троллейбус. (На доске изображение троллейбуса и картинка со словом троллейбус)(Слайд 3) -Прочитайте его по слогам. -Какой слог ударный? - В корне слова (троллейбус) безударная гласная «о» написание которой надо запомнить и двойная буква «л», написание которой надо тоже запомнить. - Ребята, а что такое троллейбус? - Троллейбус – это средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. Это название возникло как сочетание trolley «трамвайный вагон» и английского bus «автобус». -Запишите слово троллейбус в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную и двойную букву «л». - Составьте предложение с новым словом.     Вок-зал 2 слог ударный.     Ответы учеников.   Дети записывают слово вокзал и выделяют орфограммы.     Дети составляют предложения, читают их вслух и записывают.   Тро-ллей-бус 3 слог   Ответы учеников     -Дети записывают слово троллейбус и выделяют орфограммы.     - Дети составляют предложения, читают их вслух и записывают.  
5. Повторение   - Начертите в тетради табличку. Учащимся раздается текст. (на карточках) Тень на дороге. Стоял яркий солнечный день. Мы с братом шли через поле. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил её и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго. - Прочитайте его(читает ученик) -Все ли вам понятно в этом тексте? - Выпишите из этого текста в тетрадь им. сущ. ед.ч. в табличку через запятую     - Как определить какие существительные относятся к ед.ч? (на доске заполняется табличка и параллельно в тетради) - Сейчас выполним морфологический разбор слова вокзал. Вы составляли с этим словом предложение. И теперь опираясь на это предложение выполните разбор. Пр: Мы с мамой пришли на вокзал. 1. Вокзал- сущ. (куда?) 2. Н.ф.- вокзал 3. м.р.,2 скл. 4. В Р.п.,в ед.ч. 5. Вт.чл.     День, брат, поле, дорога, тень, птица, коршун, добыча, хищник, небо, случай.   Те, которые обозначают один предмет.     Дети выполняют разбор самостоятельно со своим предложением.
6. Изучение нового материала - На доске записаны слова: город, тюльпаны, загадки, ребус, задача, дома. (Слайд 4) Какой частью речи являются данные слова?   - Выберите слова, которые относятся к ед.ч. (на доске заполняется табличка и параллельно в тетради)   - Прочитайте оставшиеся слова - Мы с вами знаем что ед.ч. обозначает один предмет, а когда два или несколько предметов, это какое число? - Правильно, значит эти слова относятся ко мн.ч.(заполняется табличка и параллельно в тетради)   -Выделите окончания в данных словах.   Что меняется в словах при изменении по числам?   Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?   Правильно, откройте учебники на стр. 73 и прочитайте правило. - Итак, сколько предметов обозначает им.суш. во мн.ч.? - Посмотрите на окончания у сущ. во мн.ч. Назовите мне их. - В И.п. мн.ч. им. сущ. имеют окончания –а, -я, -ы, -и. -Прочитайте правило на стр 73.     Имена существительные.     город, ребус, задача;   тюльпаны, загадки, дома.     Множественное   Учащиеся выделяют окончания в словах: город□, ребус□, задача, тюльпаны, загадки, дома.   Окончания.     По значению: существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном – два или несколько, и по окончанию.   Ученики читают правило в учебнике. Два или несколько предметов. а, ы, и   Ученики читают правило про себя.
7. Физминутка Руки в стороны поставим, Право-левую достанем, А потом – наоборот, Будет влево поворот. Раз - хлопок, Два - хлопок. Повернись ещё разок. Наклонись, потянись, И за парты вновь садись.    
8. Закрепление нового материала - Посмотрите на стр74, упр. 550. - Прочитайте задание. - Молодец, давайте дополним это задание. Мы будем записывать в нашу с вами табличку, разделяя слова ед.ч. и мн.ч. - Вспомните и напишите еще 3 сущ. мн. ч. и ед. ч. -Прочитайте по одному существительному мн.ч. и ед.ч, которое вы записали.(дети читают по цепочке) - Замечательно. Теперь прочитайте задание к упр. 552. Что нужно в нем сделать? - Выполните самостоятельно это упражнение   Сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Один - много».   Учитель бросает мяч одному из учеников, называя существительные единственного числа, ребенок должен вернут мяч, поставив это существительное во множественное число. Лампа, сказка, тетрадь - Молодцы.       Ученик читает задание вслух. Ученик вместе с учителем выполняют упражнение. (дети записывают, учитель контролирует)     Учащиеся, поймав мяч, возвращают его учителю:   Лампы, сказки, тетради   .  
9.Итог. Оценивание. Домашнее задание Что мы нового сегодня узнали о им. сущ? Как мы узнаем им.сущ. во мн.ч.?     Открываем дневники и записываем д/з упр 555.(объяснение)   Спасибо за урок, до свидания.   Им. сущ. может быть во мн.ч. По значению, им.сущ.во мн.ч. обозначают два или несколько предметов.

Приложение 3. Разработка конспекта урока по русской литературе по теме « В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений»

Цели:

– Познакомить с творчеством Короленко; познакомить с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»;

– Учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст; уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью;

– Воспитании культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

Оборудование: учебник-хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной, иллюстрации к произведению, рабочая тетрадь,ТСО.
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: смешанный
Методы и приёмы: репродуктивный метод (слово учителя, чтение статьи), пропедевтическая беседа, эвристический метод (аналитическая беседа, эвристическая беседа), метод творческого чтения (комментированное чтение).

План урока:

1. Организац. момент (1 мин.).

2. Слово о писателе (10 мин).

3. Работа с текстом (25 мин.).

4. Подведение итогов урока (2 мин.).

5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.).

Ход урока.

1. Организац. момент. (Приветствие учителя. Сообщение темы урока)

Сегодня мы с вами изучаем очень интересное и важное для вас произведение. Оно об отношениях между людьми, о сочувствии, о взаимопонимании. Обо всем этом мы будем разговаривать подробно в течение 2-3 уроков.

2. Слово о писателе (выступление заранее подготовленного ученика, показ слайдов по биографии писателя)

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921 гг.) родился в 1853 г. в Житомире на Украине (поясним, что Украина в то время входила в состав России). Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой, классической, гимназии в Ровно не было). В те времена в Российской империи были гимназии двух видов: реальные и классические. В классической гимназии изучали древние языки — древнегреческий и латынь, и для поступления в университет необходимо было держать экзамены по этим языкам. После реальной гимназии поступать в университет было нельзя: выпускник мог рассчитывать только на получение реального, как тогда говорили, образования: инженерного, сельскохозяйственного. Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). В академии были установлены жесткие полицейские порядки: во всем мире после Парижской коммуны 1871 г. возникали рабочие и социалистические партии, действовал I Интернационал —Международное товарищество рабочих, и царское правительство боялось, что коммунистические идеи из Западной Европы проникнут в Россию. Особые люди доносили обо всем, что делается в академии, студенты которой по традиции ездили на стажировку за границу. Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодежи. В 1876 г. он подал коллективное прошение от имени 79 студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год Короленко вновь стал студентом и снова был исключен. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя.

Царское правительство считало Короленко «опасным агитатором и революционером», и в 1879 г. Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место — «за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние».

Первое свое серьезное произведение — очерк «Чудная» — Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме. В 1881 г. был убит император АлександрII. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал повесть «В дурном обществе» (много лет она печаталась под названием «Дети подземелья»). Возвратившись в Центральную Россию, Короленко быстро становится известным писателем, сотрудничает со многими журналами и газетами, затем сам становится создателем журнала «Русское богатство». До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами.

Словарная работа.

Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.

Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.

Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.

Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.

Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».

Суровоелицо - угрюмое, сердитое лицо.

Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмыйчеловек - мрачный, неприветливый человек.

Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

«Серыйкамень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать,

что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

«Призракистарогозамка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.

«Дурноеобщество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.

Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвелнекоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

Жанр произведения

— Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?

Прочитаем определение повести в учебнике (с. 48) и выпишем его к себе в тетрадь. Затем сравним повесть с рассказом и романом.

Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два- три центральных героя и несколько сюжетных линий.

Сюжетнаялиния – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.

Работа с текстом

Беседа
— От чьего имени ведется рассказ?
Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
— Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
«Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
— Как складывались отношения Васи с отцом?
Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
— Почему мальчик начал бродяжить?
Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

Главный герой

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания героя нет в повести. Вася – смелый мальчик, честный, добрый, он умеет держать слово. В этот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрение ради того, чтобы его маленькая подружка могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.

Маруся и Соня

В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой. Маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». - Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика….» Вася сравнивал Марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодная. За ней ухаживал брат Валек.

История дружбы

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

Жизнь среди серых камней

«Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.( Показ диафильма по произведению, 1 часть)

Подведение итогов урока.

- Итак, чему же учит это произведение? (сочувствию, состраданию).
- Изменится ли что-то в вашей жизни после сегодняшнего урока? Будете ли вы презрительно относится к нищим, обездоленным?

Таким образом, сегодня познакомились с таким гениальным писателем как Короленко, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам. Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».

Дом. зад. с комментированием к нему

Д.З.: с. 12-48 (пересказ). Дочитать повесть «В дурном обществе».

Наши рекомендации