Практическая работа № 8. Посещение и анализ урока.
Выполнив эту работу, вы сможете проводить анализ урока по опорной схеме.
Сопутствующие учебные элементы: УЭ № 9. Процесс обучения.
УЭ № 10. Содержание профессионального оборудования. УЭ №11. Принципы профессионального обучения. УЭ № 12. Методы теоретического обучения.
Практическое задание.
1. Посетите урок теоретического обучения с целью его последующего анализа.
2. Сделайте краткую "фотографию" занятия по следующей форме:
- тема занятия;
- дидактическая цель;
- ход наблюдения занятия.
Этап | Текущее время | Содержание работы | Полученный результат | |
Учителя | Учащихся | |||
Примечание:
Запишите всё то, что вы сможете увидеть и услышать на уроке. Это позволит вам в дальнейшем полностью восстановить основу урока.
3. Сформулируйте ряд вопросов к педагогу по тем моментам урока, которые из наблюдения не ясны.
4. Выполните анализ урока по схеме.
Карточка посещения урока.
Преподавателя_______ __________________________
Наименования дисциплин_________________________
Группа_________________________________________
Тема_______________________
№№ п. п. | Вербальные характеристики процесса | Математ. оценка (макс. балл. -4) |
1.1 | I. Оценка основных личностных качеств преподавателя Преподаватель свободно владеет своим предметом, имея план, конспект. К помощи конспекта_не обращается. Обращается редко. Пользуется постоянно. | |
1.2 | Умело ведет диалог со студентами, рационально использует доску, четко записи, красивые, логически, стройные выводы. | |
1.3 | Речь преподавателя носит образный и эмоциональный характер, правильно работает с новыми терминами, выделят главное в содержание учебного материала, делает повторы, темп изложения нормальный, замедленный завершенный. | |
1.4 | демократичный доброжелательный стиль общения, тактичен элегантный вид преподавателя, жесты адекватны, мимика располагающая. | |
П. Оценка основных характеристик студентов на занятиях. | ||
2.1 | Прослеживается средний Уровень активности, высокий уровень активности, отсутствует активность. Творчество и самостоятельность студента высокие, секущие (слабые), процент времени самостоятельной работы % | |
2.2 | Студент осознанно отвечает на вопросы, даёт правильные ответы, находит, исправляет ошибки в ответах товарищей, студенты владеют терминами, умеют составлять алгоритмы блок-схемы, речь - лаконична, ответы полные. |
2.3 | Работа студента индивидуальна, коллективная групповая. Преподаватель использует возможности для взаимопроверки и самопроверки при выполнении самостоятельных работ. | ||
2.4 | Дисциплина учащихся в норме, низкая. Заинтересованность студентов предметом высокая, невысокая, отсутствует. | ||
III. Оценка содержания деятельности преподавателя и студента. | |||
3.1 | Материал достоверен, аргументирован, доказателен, доступен, соблюдается принцип дифференцированного подхода к учащимся'. | ||
3.2 | Содержание учебного материала преподаватель увязал с практикой, с опытом и наблюдениями студентов. | ||
3.3 | Новизна и привлекательность учебной информации подлежит сомнению, преподаватель опирается на принцип проблемности. | ||
3.4 | Объём материала оптимален, завышен, недостаточен. | ||
IV. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студента. | |||
4.1 | Преподаватель рационально распределил время, наблюдается чередование и смена деятельности. | ||
4.2 | Используются ТСО. | ||
4.3 | Методы и приёмы обучения соответствуют логике занятия, возрасту и развитию учащихся. | ||
4.4 | Обратная связь со студентами имеет место. | ||
4.5 | Контроль за занятиями студентов эффективен, полученные оценки объявлялись, мотивировались. Преподаватель работает на высоком, среднем, низком уровне требований: комментирует ответы студентов. |
4.6 | Эстетика введения занятий (работа на доске, наглядные пособия и пр.) на высоком, среднем, низком уровне. | ||
4.7 | Правила ТБ и охраны труда преподавателем и студентами соблюдались. | ||
V. Оценка цели и результатов проведённого занятия. | |||
5.1 | Цель занятия сформулирована лаконично, конкретно, четко. Цель реальна, целесообразна, сложна, "достижима. | ||
5.2 | Цель занятия достигнута для всех, большинства студентов. | ||
5.3 | Итог занятий подведён. Итог самостоятельной работы студентов подведён. | ||
5.4 | Наличие воспитательного фактора: да, нет. | ||
5.5 | Наличие контроля качества усвоения студентами полученных знаний в конце занятия (опрос устный, письменный, тестирование, микроконтрольные, диктант и пр.) | ||
Итого: |
Тестовые задания МБ № 3 УЭ №15.
1. Дайте определение Урок - это форма...
2. Дополните дидактические требования к уроку:
а)
б) внедрение новейших технологий познавательной деятельности; в)
г) творческий подход к формированию структуры урока;
Д)
3. Дополните типы уроков:
а) комбинированный урок;
б)
в)
г)
Д)
4. Составьте алгоритм комбинированного урока
а) б)
в)
г)
Д)
е)
ж) выдача домашнего задания.
5. Дополните этапы подготовки педагога к уроку:
а) б) в)
6. Назовите нестандартные уроки:
а)
б) в)
г)
УЭ №16. Формы организации производственного обучения.
Вид занятия: лекции.
Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление:
- о системе форм организации производственного обучения;
- о структуре и тинах уроков производственного обучения.
Выполните тестовые задания №1 УЭ №8 МБ №3; №1, 2, 3 УЭ №15 МБ №3; №1, 2, 3, 4, 5 УЭ №16 МБ №3.
Система организационных форм
производственного обучения.
Под формой организации производственного обучения понимают способ организационного построения учебно-воспитательного процесса, определяющий характер учебной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны мастера, а также структуру занятий.
Формы организации процесса производственного обучения.
Урок - занятие в учебных мастерских.
Урок - форма организации производственного обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит учебно-производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого.
Специфика:
- формирование первоначальных профессиональных навыков, необходимых для производительного труда в условиях производства;
- интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности учащихся;
- структура, содержание, методы;
- продолжительность занятия 6 учебных часов.
В зависимости от цели и содержания изучаемого материала различают типы уроков производственного обучения:
Тип урока | Цель |
Вводный | Ознакомление учащихся с профессий, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и безопасности в учебной мастерской и училище. Ознакомление с базовым предприятием. |
Уроки по изучению трудовых приемов и операций | Дать учащимся производственно-технические знания, первоначальные навыки и умения для выполнения изученных приемов и операций. |
Уроки по выполнении комплексных работ | Ознакомление учащихся с постепенно усложняющимися учебно-производственными работами, организацией труда и планированием технологического процесса, совершенствование и закрепление навыков и умений, выполнение ранее изученных операций в различных сочетаниях. |
Контрольно-проверочный | Определение уровня профессиональных знаний, умений, навыков учащихся; поэтапная аттестация учащихся (выполнение проверочных и контрольных работ). |
Структура урока производственного обучения
Элементы внешней структуры урока | Задачи |
Вводный инструктаж | - Ознакомление учащихся с содержанием пред стоящей работы и теми средствами с помощью которых се можно выполнить. - Ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результату (продукту) труда. - Объяснение правил выполнения работы в целом и отдельных ее частях. - Предупреждение учащихся о возможных затруднениях, ошибках. - Показ способов самоконтроля за выполнением операций. |
Основная часть и текущий инструктаж | - Акцентирование внимания всей группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изученных операций. - Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащихся. - Целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого отдельно- |
го учащегося. - Комментирование работы учащегося. | |
Заключительный инструктаж | - Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. - Выявление учащихся передовиков и их поощрение. - Выявление общих и индивидуальных просчетов в выполнении тех или иных трудовых операций, путем их устранения. - Формирование качеств будущего рабочего (ответственность за результаты труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы). |
Неурочные формы производственного обучения:
- обучение учащихся в составе ученических бригад;
- обучение учащихся в составе бригад квалификационных рабочих;
- индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим;
- производственные экскурсии;
- выполнение учащимися домашних заданий.
Форма организации учебно-производственного труда учащихся
Форма | Сущность |
Фронтально-групповая | Учащиеся выполняют одинаковые задания. Цель урока едина для всех. Применяется групповое инструктирование учащихся, коллективное обсуждение ошибок и т.д. |
Бригадная (звеньевая) | Группа делится на бригады или звенья. Каждая бригада (звено) выполняет различные по характеру и учебно-производственным задачам задания. |
Индивидуальная | Учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. Применяется для организации индивидуальной работы с «сильными» и «слабыми» учащимися. |
Формы организации труда мастера производственного обучения,
Форма | Сущность |
'Закрепление мастера за учебной группой (мастер-группа). | Мастер руководит группой от начала и до конца процесса подготовки квалифицированного рабочего в училище. Мастер является учителем профессии, воспитателем учащихся, организатором жизнедеятельности ученического коллектива группы. |
Закрепление мастера за учебной мастерской (мастер-мастерская) . | Мастер осуществляет обучение по определенным профессиям в закрепленной за ним учебной мастерской с учащимися различных групп. |
1 бригадная организация работы мастера. | В бригаду объединяются мастера, закрепленные за учебными мастерскими всех курсов обучения, которые руководят учебными группами одной и той же сложной профессии. |
Тестовые задания к МБ №3 УЭ №16 I. Укажите формы организации производственного обучения:
а) занятия в учебном цехе;
б) урок в учебных мастерских;
в) обучение на штатных рабочих местах;
г) индивидуальная.
2. Определите типы уроков производственного обучения:
а) вводный;
б) обобщающий;
в) уроки по изучению трудовых приёмов или операций;
г) уроки по выполнению комплексных работ.
3. Укажите структурные элементы урока производственного обучения:
а) текущий инструктаж;
б) вводный инструктаж;
в) подведение итогов;
г) заключительный инструктаж.
4. Назовите неурочные формы производственного обучения:
а) выполнение учащимися домашних заданий;
б) производственные экскурсии;
в) факультатив.
5. Укажите группы организационных форм производствен
ного обучения:
а) формы организации учебпо-производственйого труда
учащихся;
б) формы организации обучающей деятельности мастера
производственного обучения;
в) формы организации производственного обучения;
г) производственная экскурсия.
6. Соотнесите в какой группе указаны:
а) формы организации производственного обучения;
б) формы организации учебно-производительного труда
учащихся.
1) урок в учебных мастерских, занятие в учебных цехах, занятие в цехах предприятий;
2) фронтально-групповая, бригадно-звеньевая, индивидуальная.
УЭ №17. Контроль занятий, умений, навыков учащихся.
Вид занятия: лекции, практическая работа.
Изучив данный УЭ, Вы будете:
знать:
- функции, виды и методы контроля; уметь:
- составлять тесты обученности для контроля и коррекции знаний учащихся. Выполняйте тестовые задания № 1 УЭ № 8 МБ № 3, №6 УЭ № 9 МБ № 3.
Понятие о диагностике обученности Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Цель дидактического диагностирования - своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего. Диагностика включает в себя:
1) контроль;
2) проверку;
3) оценивание;
4) накопление статистических данных, их анализ;
5) выявление динамики, тенденций;
6) прогнозирование дальнейшего развития событий.
Принципы диагностирования Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (задачи, вопросы), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленном критерии оценивания знаний, умений.
Принцип систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения.
Принцип наглядности (гласности) заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный сравнимый характер. Принцип гласности требует так же оглашения и мотивации оценок. Оценка это ориентир, по которому обучаемые
судят об эталонах требований к ним, а так же об объективности педагога.
Контроль успеваемости учащихся Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и проблем в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученное™ учащегося, но и объема учебного труда последнего.
Виды контроля
Предварительный (входной контроль) | Текущий | Периодический | Итоговый |
позволяет: | позволяет: | позволяет: | позволяет: |
определить начальный уровень знаний и умений; определить допустимую сложность учебного материала; определению коррективов в календарно-тематическом плане, с целью устранения выявленных пробелов в знаниях. | определить ход и качество усвоения учебного материала; сформулировать работу учащихся; активизировать познавательную деятельность; определять уровень овладения умениями самостоятельной работы. | определить качество изучения учебного материала по разделам и темам; определить прочность усвоения; обобщить логическую взаимосвязь с другими разделами и предметами. | сделать проверку конечных результатов обучения; выявить степень овладения системой знаний, умений и навыков. |
Функции контроля
Поверочная | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | Методическая |
констатирует | способствует | способствует | способствует | позволяет |
результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся и преподавателей; состояние учебно-воспитательной работы учебного заведения; подсказывает меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. | формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность; самостоятельному овладению знаний. | формированию познавательных способностей. | развитию дисциплинированности; развитию ответственности; самосовершенствованию; выработке объективных самооценоы-ных суждений; развитию потребности в самоконтроле. | оценить методы преподавания; выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. |
ш
Методы контроля
Обучающий контроль. Функция данного метода - контрольно-коррекционная, но при этом очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.
В данном методе различают ряд модификаций, отличающихся между собой организацией контрольных срезов, основаниями для накопления информации, способами получения и обработки данных диагностических и текстовых измерений, другими особенностями.
Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
Письменный контроль. Осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т. д., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики.
Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.
Машинный (программированный) контроль. При наличии ЭВТ и контролирующих программ применяются на всех этапах при изучении всех учебных предметов.
Тестовый контроль. Может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежит тест - специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.
Педагогические требования к оценке ЗУН учащихся. Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений учащихся:
- Объективность, Оценка должна отражать действенный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, а также то, насколько сознательно и прочно учащийся владеет этим материалом.
- Индивидуальный характер. Это значит, что оценка фиксирует результат сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного учащегося.
-Гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие прежде всего на учащегося, которому она дана, так как он получает корректирующую информацию. Однако оценка оказывает воздействие и на всю учебную группу: позволяет другим учащимся соотнести знания и умения с требованиями контроля.
- Обоснованность. Оценка должна быть мотивированной
и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и
мнением коллектива группы.
Подход к оценке знаний, навыков и умений,
Рейтинг - количественная оценка учебных успехов студента, который существенно расширяет оценочный ряд, стимулирует учащихся повысить качество учебы, позволяет анализировать персональную динамику успеваемости и качество знаний обучающихся.
Цель рейтинговой системы оценки предназначена для обыкновенного включения обучаемых в систематическую,
учебную, творческую, самообразовательную деятельность. Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования. Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в следующих формах:
- форме эмоционального отношения;
- в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порицания);
- в форме отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), которая фиксируется в документах.
Педагогические критерии по индивидуальной оценке знаний
«Отлично» - ставится только в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практических работ - если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов ~ уверенно и быстро).
«Хорошо» - ставится тогда, когда обучаемый хорошо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ - если задание выполнено правильно.
«Удовлетворительно» - ставится при условии, если обучаемые знают лишь основной материал, путаются в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечают не достаточно четко и полно, а при выполнение практических работ, если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве работы (например, на соблюдение правил пользованием инструментом и оборудованием, нарушение последовательности выполнения определенных операций с последующими переделками и т.д.)
«Неудовлетворительно» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературу по проблемам, а при выполнение практических работ - если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполнения работ.
Тестирование достижений и развития Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает испытание, проверку. Тест обученности -это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Правильно составленные тесты обученности должны быть:
• относительно однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
• правильными, т.е. исключать возможность формулировать многозначных ответов;
• относительно краткими, требующие сжатых ответов;
• информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность порядковой или даже интервальной шкалы измерения;
• удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
• стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования: измерение уровня обученности возможно для более широкого контингента обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
Виды тестов:
1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.
2. Тесты специальных возможностей в различных областях деятельности.
3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.
4. Тесты для определения отдельных качеств (черт)
личности (памяти, мышления характера и д.р.).
5, Тесты определения уровня воспитанности (формирования общечеловеческих, нравственных, соц. и др. качеств).
Основные требования к тестам.
1. Валидность теста:
а) содержательная - обеспечивается соответствием задания содержанию той информации, которая заключена в
учебном элементе;
б) функциональная - обеспечивается проверкой того
уровня, который сформулирован в учебном элементе.
2. Определенность тестового задания соблюдается, если все студенты одинаково понимают его содержание и смысл.
3. Простота теста означает, что задание имеет четкую формулировку, составленную на деятельность одного уровня усвоения.
4. Однозначность теста обеспечивается, если преподаватель и эксперты оценивают решение теста одинаково.
5. Надежность теста означает, что ответы студентов дают достоверные результаты. Добиться надежности теста можно:
простым увеличением числа операций теста;
набором тестовых заданий различного уровня усвоения.
Требования к составлению тестов
1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснованна учащимся.
2. Неправильные ответы должны конструироваться и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебников.
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
6. Вопросы не должны содержать "ловушек".
Тестовые задания систематизируются по уровню сложности:
• А уровень - это задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, простое отображение материала или несложные расчеты на уровне узнавания, воспроизведения. Нужно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
• В уровень - включает более сложные задания. Воспроизведение учебного материала по памяти.
• С уровень - это задания, решение которых требует творческого использования знаний и умений применять их в нестандартны х ситуациях.
Тестовые задания оцениваются в баллах. Оценка теста определяется при помощи коэффициента усвоения (Ку). Он определяется как отношение количества правильно выполненных операций (а) к общему количеству операций (р.) в одном тесте или их Наборе.
Если в результате выполнения набора тестов Ку больше 0,3, то деятельность на данном уровне усвоена, т.е. .
1 > Ку > 0,9 и выше - оценка «5»
0,9 > Ку > 0,8 - «4»
0,8 > Ку > 0,7 - «3»
0,7 > Ку > 0,6 - «2»
Виды и методы контроля в процессе производственного обучения.
текущий | периодический | итоговый |
Цели - получение объективных данных о ходе процесса производственного обучения. Методы; - текущие наблюдения за учащимися в процессе выполнения ими учебно-производственных работ; проверка и оценка выполненных и выполняемых учащимися учебно-производственных работ; проверка домашних заданий учащихся. | Цель: систематический контроль над уровнем профессиональных знаний, умений, навыков учащихся. Методы: - № проверочные работы по итогам полугодия и учебного года; - контрольные работы (директорские, обязательные). | Цель - итоговая проверка профессиональных знаний учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта. Присвоение учащимся профессии и уровня квалификации. Методы: ~ выпускные квалификационные работы; - выпускные письменные квалификационные работы; - проверка знаний в пределах квалификационной характеристики. |
Практическая работа №9
Выполнив эту работу, Вы сможете составлять тестовые задания 1 и 2 уровней.
Сопутствующие учебные элементы: № 8, 9, 15.
Практическое задание.
1. Выберите тему для контроля знаний учащихся.
2. Сформулируйте цель контроля знаний.
3. Определите вид и метод контроля знаний.
4. Составьте тестовые задания для проверки качества усвоения на 1 уровне деятельности.
5. Составьте эталоны ответов.
6. Составьте тестовые задания для проверки качества усвоения на 2 уровне деятельности.
7. Составьте эталоны ответов.
8. Учитывайте требования к составлению тестовых заданий 1 и 2 уровней.
9. Обменяйтесь тестовыми заданиями со своими товарищами.
10. Выполните тестовые задания
11. Осуществите взаимопроверку тестов, используя эталоны ответов.
12. Оцените уровень усвоения знаний по формуле
13. Объявите результаты тестирования.
14. Укажите своему товарищу замечания и рекомендации по составлению тестов и их результатам.
Тестовые задания МБ № 3 УЭ №17.
1. Назовите общие принципы диагностирования обученности:
а) объективность; б)систематичность;
в) последовательность;
г) гласность.
2. Выберите требования, которым должны отвечать тесты
обученности:
а) валидность;
б) дифференцированность;
в) надежность;
г) действительность;
д) вероятность.
3. Дополните функции контроля:
а) проверочная;
б)...;
в) методическая;
г)...
4. Назовите виды контроля:
а)...;
б)...;
в)..;
г) итоговый.
5. Можно ли проводить контрольные работы на первых уроках в начале учебного года? Докажите.
6. Дополните методы контроля:
а) программный;
б) письменный;
в)...;
г)...;
д) лабораторный.
7. Назовите методы контроля в процессе просвещенного обучения:
а)...;
б)...;
в)...;
г)...