V. Изучение нового материала. Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока
1. Работа по учебнику (с. 18).
Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями;выполнятьзнаково-символическое моделирование.
Регулятивные УУД:осуществление учебных действий (запись предложений и их схем), сверяясь с образцом.
Учитель читает текст. Учащиеся составляют предложения. (Некоторые предложения записываются в тетрадь по образцу, к ним составляется схема.)
Упражнение 7, с. 18.
Личностные УУД: самоопределение – выполнениесистемы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Познавательные УУД:общеучебные – развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Вывод: слова-помощники помогают не главным словам-предметам.
– Прочитайте подсказку Летучей Мыши (с. 20).
– Дополните письменно предложения нужными словами.
Коммуникативные УУД:построение совместных действий, учитывающих позицию партнера, собеседника.
Первое предложение составляется совместно, с комментированием.
I вариант – 2–3-е предложения;
II вариант – 4–5-е предложения;
III вариант – 6–7-е предложения.
Чтение интриги.
«– Докажите, что все эти слова-помощники пишутся со словами-названиями предметов раздельно! – попросила Волшебница».
– Докажите это на примерах своих предложений по вариантам.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
2. Работа по тетради.
Упражнения 1, 2, с. 12 – учащиеся выполняют самостоятельно. Упражнение 3 – коллективная работа.
VI. Итог урока.
1. Работа по карточкам.
I уровень.
Задание: составьте предложения, добавляя слова-помощники. Запишите их.
Учителя, тетрадь, взял, Павлик.
Оля, рвет, редьку, огороде.
Задание: вставьте пропущенные слова в предложения.
Сережа положил ключ … карман.
Саша несет письма … почту.
II уровень.
Задание: спишите стихотворение, раскрывая скобки.
(На) лугу мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
(На) зиму (для) печек.
С. Маршак
Задание: спишите словосочетания, раскрывая скобки.
Зашел (за) угол, дошел (до) школы, поднялся (в) гору, побежал (по) тропинке.
III уровень.
Задание: выпишите из стихотворения выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся.
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели,
И на веточку присели.
Веточка качается –
Неплохо получается.
А. Пудваль
Задание: вставьте пропущенные предлоги в предложение.
Полкан … калитки ждет ребят … школы.
2. Вопросы:
– Мы закончили третью главу. Вспомните, как она называется.
– С какими словами мы познакомились?
– Как они обозначаются схемами?
3. Запись под диктовку.
Шумит дремучий лес. Пришла ранняя осень. Закружились золотые листья. В траве шуршат ежи.
– Подчеркните каждое слово в предложении.
– Урок окончен! Молодцы! Хорошо потрудились!
Урок 8
УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания.
Планируемые результаты образования:предметные: получат возможность познакомиться с понятиями «устная» и «письменная» речь; научатся различать устную и письменную речь; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами; познавательные – проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; коммуникативные – адекватно используют вербальные и невербальные средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Образовательные ресурсы: картинки, иллюстрирующие виды
речи.
Сценарий урока
I. Чистописание.
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой, а указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Работа в тетради: прописывание буквы х; работа над допускаемыми ошибками – неправильное расположение полуовалов, неглубокие полуовалы.
II. Введение в тему.
– Отгадайте загадку:
«Она Волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться чувствами и мыслями с другими людьми. Кто эта Волшебница?» (Речь.)