Речевые пробы и система оценки методики
Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.
Приложение 2
Таблица 1. Результаты по 4 серии заданий
Испытуемый | ||||||||||
Балл | ||||||||||
Процент | 50% | 33% | 50% | 67% | 33% | 50% | 67% | 33% | 50% | 83% |
Уровень | II | I | II | III | I | II | III | I | II | IV |
Рисунок 1. Результат по 4 серии заданий
Таблица 2. Результаты по заданию «Пересказ прослушанного текста»
Испытуемый | ||||||||||
Балл | ||||||||||
Процент | 50% | 33% | 50% | 67% | 33% | 50% | 67% | 33% | 50% | 83% |
Уровень | II | I | II | III | I | II | III | I | II | IV |
Рисунок 2. Результат по заданию «Пересказ прослушанного текста»
Таблица 3. Результаты методики выявления особенностей речевого развития для развития навыков пересказа А.А. Павловой и Л.А. Шустовой на констатирующем этапе исследования
Испытуемый | Средний балл | ||||||||||
Понимание | 4,1 | ||||||||||
Программирование | 4,8 | ||||||||||
Лексика | 4,9 | ||||||||||
Речевая активность | 4,6 |
Приложение 3
Стимульный материал
Рассказ «Найда». Это собака – Найда. У неё пушистый хвост и острые зубы. У Найды есть два щенка. Один с рыжими пятнами, а другой с чёрными пятнышками. Найда с щенками живут в конуре.
Рассказ «Твоя работа».
Каждое утро мама и папа уходили на работу.
Каждый вечер мама и папа приходили с работы.
Они так и говорили:
- Мы идем на работу.
- Мы пришли с работы.
- А что такое работа? - спрашивала Светлана. - Я тоже хочу на работу!
- Пока ты маленькая, твоя работа - это детский сад, - говорил ей папа.
Но Светлане очень хотелось посмотреть на настоящую работу, и она все время просила маму:
- Возьми меня с собой!
Как-то раз мама пришла за Светой в детский сад раньше, чем всегда.
Онапоговорила о чем-то с Зинаидой Федоровной, а потом сказала:
- Ну, Светик, одевайся. Пойдем смотреть мою работу...
Приложение 4
Таблица 4. Результаты по 4 серии заданий
Испытуемый | ||||||||||
Балл | ||||||||||
Процент | 83% | 67% | 83% | 67% | 33% | 67% | 83% | 83% | 83% | 83% |
Уровень | IV | III | IV | III | I | III | IV | IV | IV | IV |
Рисунок 3. Результат по 4 серии заданий
Таблица 5. Результаты по заданию «Пересказ прослушанного текста»
Испытуемый | ||||||||||
Балл | ||||||||||
Процент | 83% | 67% | 83% | 67% | 33% | 67% | 83% | 83% | 83% | 83% |
Уровень | IV | III | IV | III | I | III | IV | IV | IV | IV |
Рисунок 4. Результат по заданию «Пересказ прослушанного текста»
Таблица 6. Результаты методики выявления особенностей речевого развития А.А. Павловой и Л.А. Шустовой на контрольном этапе исследования
Испытуемый | Средний балл | ||||||||||
Понимание | 6,8 | ||||||||||
Программирование | 6,6 | ||||||||||
Лексика | 7,3 | ||||||||||
Речевая активность | 6,8 |