Воспитания. Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни
Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями. К числу таких противоречий, отражаемых воспитанием, относится основное общественное противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Это противоречие проявляется в общественном воспитании в виде упрочения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановости часто сковывала активность и инициативу творческой личности. В системе народного образования это выразилось в ее некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.
Другое противоречие воспитания возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производстве. Осмысление требований жизни, приведение содержания и организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстает от бурного развития научно-технического прогресса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями жизни организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревающими способами подготовки к ней.
Третье противоречие воспитания образуется между огромными, неограниченными возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и ограничивающими, обусловливающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни общества. Авторитарные общества, сковывающие свободу, губят таланты, уродуют людей, превращая их в услужливых чиновников и нерасторопных бюрократов, в придаток к машине, в звено производственного процесса, в винтик общественной жизни. Демократическое общество по мере развития материально-технической базы, совершенствования всего многообразия общественных отношений создает реальные условия одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни и относительно заложенных в ней природных сил, дарований, задатков.
Четвертое противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельно стной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью. Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обусловливает положение ребенка в образовательно-воспитательной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и как субъекта воспитательного взаимодействия.