Выполнение курсовой работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
1-23 01 11 БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Минск 2015
Составители:
Р.А. Ровина, зав. кафедрой информационных ресурсов учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент
Н.А. Яцевич, декан факультета информационно-документных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты:
В.А. Касап, зав. кафедрой теории и истории документных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент
Н.Е. Петушко, доцент кафедры менеджмента ИДС учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент
Рекомендовано к утверждению:
кафедрой информационных ресурсов учреждения образования “Белорусский государственный университет культуры и искусств” (протокол № от __ ____________ 2015 г.)
президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № от __ ____________ 2015 г.).
Ответственный за редакцию
Ответственные за выпуск Р.А. Ровина, Н.А. Яцевич
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выполнение курсовых и дипломных работ студентами высшего учебного заведения является важным этапом подготовки высококвалифицированных специалистов. В ходе выполнения курсовых (дипломных) работ вырабатываются навыки профессионального научного исследования, что можно рассматривать в качестве основной цели для работ данного типа. Что касается задач, которые должны быть решены в результате написания курсовой работы, то, главными из них являются, прежде всего, закрепление и углубление теоретических и практических знаний, приобретение навыков работы с различными видами документов с целью получения и обобщения достоверной информации, содержащейся в них. Выполнение курсовых работ предваряет дипломные работы, которые существенно отличаются от курсовых по уровню, объему, глубине раскрытия темы.
Для выполнения дипломных работ студенты должны иметь определенные навыки научного исследования, приобретенные в результате подготовки курсовых работ.
Целью данных методических указаний является оказание помощи студентам в подготовке курсовых и дипломных работ.
Методические указания состоят из 2 разделов – посвященных подготовке курсовых и дипломных работ, а также приложений, имеющих содержательный заголовок и обозначены арабскими цифрами.
ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В соответствии с учебным планом 1-23 01 11 Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям) студенты факультета выполняют 3 (три) курсовые работы на втором, третьем и четвертом курсах. На втором курсе – по одной из общепрофессиональных дисциплин: «Теория информации и документология», «Библиотековедение», «Библиографоведение». На третьем и четвертом курсах – по любой специальной дисциплине (одна работа по дисциплине государственного компонента и одна по дисциплине компонента учреждения высшего образования).
Выполнение курсовой работы включает выбор темы из предложенного перечня (тематика утверждается на заседании кафедры), согласование ее с научным руководителем; составление графика выполнения курсовой работы; выявление, изучение и анализ выявленных документов; подготовка первого варианта и представление его руководителю; доработка курсовой работы с учетом замечаний руководителя; оформление окончательного варианта курсовой работы и ее защита на кафедральной комиссии.
Структура курсовой работы включает:
– титульный лист;
– содержание;
– перечень сокращений;
– текст (введение, основная часть, заключение);
– список использованной литературы;
– приложения.
Курсовая работа на втором курсе, как правило, представляет собой реферат на заданную тему. В работе необходимо четко сформулировать проблему, обосновать актуальность, провести поиск и анализ выявленного материала, относящегося к данной теме, отметить степень изученности проблемы и изложить выводы
Это можно сделать при условии тщательного поиска и отбора различных источников информации – научных, практических и др., отражающих по возможности полно выбранную тему. Важно осуществить поиск не только отечественных, но и зарубежных информационных материалов по теме. Выявление и поиск источников информации завершается составлением библиографического списка, в который включают книги, журналы, материалы конференций, электронные ресурсы, неопубликованные документы (авторефераты диссертаций, депонированные научные статьи, отчеты о НИР и др.).
Источниками выявления материалов по теме исследования могут быть как традиционные, так и электронные информационные ресурсы: каталоги библиотек, базы данных (БД), библиографические указатели, а также непременно профессиональные периодические издания «Біблятэчны свет», “Бібліятэка прапануе”, “Библиография”, “Библиотеки учебных заведений”, “Библиотековедение”, “Библиотечное дело – XXI век”, “Детские библиотеки”, “Информационные ресурсы России”, “Медиатека и мир”, “Мир библиографии”, “Молодые в библиотечном деле”, “Научно-техническая информация” (серии 1 и 2), “Научно-технические библиотеки”, “Современная библиотека”, “Школьные библиотеки” и др. Естественно, можно вести поиск информации и в сети Internet.
Объем курсовой работы 2 курса – 20-22 страницы, 3-4 курсов – не более 40 с.
Во введении курсовой работы необходимо обосновать тему, подчеркнуть ее значение, актуальность. Кроме того, нужно сформулировать цель, а также задачи, необходимые для ее реализации, а затем объект и предмет исследования и используемые методы, в соответствии с положениями, освоенными в дисциплине «Основы научно-исследовательской работы». В конце введения необходимо указать структуру работы.
Курсовые работы на III и IV курсах могут представлять информационно-библиографический продукт (например библиографический указатель), носить практический характер с элементами собственного исследования или представлять работу, представляющую смешанный (комплексный) характер.
Результаты проведенного исследования необходимо представить не только в виде текста, но также в виде таблиц, диаграмм.
Курсовые работы на II и III курсах защищаются в установленные деканатом сроки. На IV курсе защита не проводится, оценку выставляет руководитель до начала экзаменационной сессии.