Предварительная работа

После изучения способов образования чисел и видов отно­шений между числами показываем возможности использования счета для сравнения множеств.

Методика обучения

«Люди придумали счет и числа для своего удобства. Числа мы сравниваем в уме, это быстрее, чем раскладывать предметы парами».

Фрагмент:

Программная задача: научить сравнивать множества по коли­честву на основе счета.

Наглядный материал: четыре круга, три квадрата расположе­ны так, чтобы не прослеживалось приложение.

Ход:

I. Работа с демонстрационным материалом

—Что это? О О О О

—Что это? □ □ □

—Что нужно сделать, чтобы узнать, чего больше, чего
меньше?

—Посчитайте.

—Сколько кругов?

—Сколько квадратов?

—Какое число больше?

—Какое число меньше?

—Значит, чего больше? Чего меньше?

—А как, не считая, проверить? (Способом приложения.)

//. Работа с раздаточным материалом

Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем; вывод:

Чтобы сравнить, чего больше, а чего меньше, надо посчитать и сравнить числа.

Усложнения

1. Увеличиваем количество элементов в сравниваемых мно­жествах от 1 до 10.

2. Постепенно отменяем сравнение множеств приемами на­ложения и приложения, используя только знание отношений между числами.

Методика формирования понимания абстрактности числа (задача 5)

Предварительная работа

После обучения приемам счета, в процессе формирования счетной деятельности, знакомства с отношениями между числа­ми, сравнения множеств по количеству на основе счета показыва­ем, что число предметов в группе не зависит от их качественных признаков (формы, размера, цвета и др.) и их пространственного расположения. Это помогает детям научиться воспринимать число как абстрактное математическое понятие — количественную ха­рактеристику множества, раскрывает закон сохранения количест­ва. Данная работа полезна для развития абстрактного мышления у дошкольников.

Методика обучения

В процессе практических упражнений с предметами, картин­ками, геометрическими фигурами показываем независимость числа сначала от размеров предметов, затем от расстояния между предметами, потом от конфигурации их расположения и об­суждаем это. Сначала рассматриваем равночисленные множест­ва, затем неравночисленные.

Независимость числа от размера предметов

Наглядный материал

Одинаковые предметы двух контрастных размеров, располо­женные так, чтобы не прослеживалось приложение и действи­тельно казалось, что одних предметов больше, чем других.

Наши рекомендации