Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения практики
Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлениям подготовки:
А) общекультурные компетенции (ОК):
– осознать социальную значимость своей будущей профессии, овладеть достаточным уровнем правосознания (ОК-1);
– добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
– овладеть культурой мышления, выработать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
– логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
– овладеть культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
– обрести нетерпимое отношение к коррупционному поведению, научится уважительному отношению к праву и закону (ОК-6);
– развивать стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
– получить навыки использования положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– выработать способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
– выработать способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
– овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, получить навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-11);
– научиться работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
– овладеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-13);
Б) профессиональные компетенции (ПК):
в нормотворческой деятельности:
– быть способным участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
– осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
– быть способным обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
– уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
– уметь применять нормативные правовые акты, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
– научится юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– овладеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
– быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
– уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
– уметь выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
– уметь осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);;
– выработать способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
– способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
– способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
– способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
– способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
– способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Структура и содержание учебной практики
Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | ||
Организация практики | Организационный семинар по порядку проведения ознакомительной практики | |||
Подготовительный этап | Подготовка и оформление документов для прохождения практики (дневника, направления, задания) | |||
Производственный этап | Ежедневное посещение места прохождения практики, заполнение дневника на практику, отражение в нем проделанной ежедневной работы; собирание и обработка статистических данных и др. | |||
Обработка и анализ полученной информации | Изучение результатов статистических данных, данных полученных от обобщения уголовных, гражданских дел, рассмотренных судами и др. | |||
Подготовка отчета о практике | Формирование результатов прохождения практики в отчет и защита отчета | |||
6. | Форма контроля | Диф.зачет |
Содержание учебной практики
Содержание учебной практики в юридическом отделе
При прохождении практики в юридическом отделе студент знакомится:
– с организацией работы юридической службы и ее ролью в системе других служб предприятия (организации);
– изучает имеющуюся в отделе картотеку законодательства, арбитражной и судебной практики;
– знакомится с делопроизводством;
– выясняет порядок получения необходимых сведений и документов в бухгалтерии, отделах снабжения, сбыта и других подразделениях предприятия (организации);
– изучает дела, имеющиеся в юридическом отделе, и делает соответствующие отметки в своем дневнике;
– знакомится с действующими договорами, ходом их выполнения, участвует в сборе и подготовке материалов для составления претензий и исковых заявлений;
– знакомится с содержанием визируемых юрисконсультом бумаг под углом зрения их законности и пишет возражения, если обнаруживает нарушения правовых норм;
– участвует в даче консультаций по гражданскому и трудовому праву работникам предприятия (организации), обратившимся в юридический отдел;
– вместе с юрисконсультом присутствует на заседаниях в суде общей юрисдикции, арбитражном суде, а также в комиссиях по трудовых спорам, участвуя в подготовке решений, выносимых в КТС;
– участвует вместе с юрисконсультом в работе по пропаганде законодательства (лекции, беседы, вечера вопросов и ответов и т.д.).
Содержание учебной практики в органах государственной власти и управления
При прохождении практики в органах государственной власти и государственного управления студент должен:
– с организацией работы в органах государственной власти и управления;
– присутствовать, по возможности, на заседаниях, совещаниях и т.д.;
– иметь представление о планировании, содержании и методах работы постоянных комиссий, их делопроизводстве, координации их деятельности;
– ознакомиться со структурой, планированием и содержанием деятельности, формами и методами работы отделов и управлений;
– ознакомиться с делопроизводством в его отделах и управлениях;
– присутствовать при приеме граждан должностными лицами его отделов;
– присутствовать, по возможности, на заседаниях административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др.
Содержание учебной практики в суде общей юрисдикции и арбитражном суде
При прохождении практики в суде общей юрисдикции и арбитражном суде студент должен:
– ознакомиться со структурными подразделениями суда общей юрисдикции и арбитражного суда, их задачами, формами и методами осуществления возложенных на них задач;
– выяснить, как распределены обязанности между судьями по рассмотрению судебных дел и другим вопросам судебной деятельности (специализация по категориям дел, по зонам);
– ознакомиться с планированием работы суда общей юрисдикции и арбитражного суда и организацией контроля за исполнением запланированных мероприятий;
– уяснить, какие категории гражданских дел отнесены к компетенции федеральных судей, какие – переданы мировым судьям;
– научиться правильно определять размер государственной пошлины, уяснить основания для освобождения истца от уплаты госпошлины;
– ознакомиться с подготовкой судьи к рассмотрению уголовного, гражданского дела, а также дел об административных правонарушениях, обратив внимание на способы получения недостающей доказательственной базы;
– ознакомиться с порядком единоличного и коллегиального рассмотрения уголовных и гражданских дел;
– оформить проекты постановлений судьи о приёме искового заявления и назначении дела к судебному разбирательству, об отказе в приёме искового заявления, об оставлении искового заявления без движения, о принятии дела к своему производству и др.;
– изучить находящиеся в производстве судьи уголовные, гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях; присутствовать при их рассмотрении;
– одновременно с секретарём вести протокол судебного заседания;
– составить проекты решений по разным категориям гражданских дел, дел об административных правонарушения и проекты приговоров по уголовным делам;
– уяснить порядок и сроки подачи апелляционных и кассационных жалоб, порядок их назначения к рассмотрению в суде апелляционной инстанции, а также судебной коллегии по гражданским и уголовным делам областного суда;
– составить сопроводительное письмо о направлении гражданского или уголовного дела с апелляционной или кассационной жалобой или кассационным протестом или представлением прокурора;
– при наличии возможности присутствовать в суде второй инстанции при рассмотрении апелляционных или кассационных жалоб, протестов и представлений прокурора на решения и определения суда по гражданским и уголовным делам;
– составить проект определения судебной коллегии по гражданским и уголовным делам областного суда по рассмотренному делу с кассационной жалобой;
– выяснить, как организована в суде кодификационно – справочная работа, её значение для повышения качества отправления правосудия;
– усвоить организацию делопроизводства в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
Под руководством секретаря канцелярии по гражданским и уголовным делам:
– принимать и отправлять почту, регистрировать поступающую корреспонденцию;
– исполнять переписку, связанную с подготовкой рассмотрения гражданских и уголовным дел, а также дел об административных правонарушениях (высылку копий исковых заявлений, повесток, извещений прокурору, о вызове народных заседателей);
Содержание учебной практики в прокуратуре района
При прохождении практики в прокуратуре студент должен:
– ознакомиться с организацией работы прокурора, его заместителей, помощников, с порядком разрешения жалоб и заявлений по поступившим в прокуратуру материалам;
– ознакомиться с порядком ведения делопроизводства и в целом работы канцелярии;
– уделить внимание ознакомлению проверки законности возбуждения уголовного дела;
– ознакомиться с видами прокурорского надзора, изучить представления и протесты, направленные прокурорами в соответствующие органы для устранения нарушений действующего законодательства;
– составить проекты представлений и протестов по устранению нарушений действующего законодательства;
– ознакомиться с практикой прокуратуры по поддержанию государственного обвинения в суде;
– составить проект обвинительной речи по уголовному делу;
– изучить практику по защите прав и интересов граждан и организаций в суде; определить категорию гражданских дел, где участие прокурора в рассмотрении гражданского дела является обязательной.
Содержание учебной практики в следственном комитете
При прохождении практики в следственном комитете студент должен:
– с организацией работы следственного комитета, структурой и целями его деятельности;
– изучить уголовные дела и материалы, находящие в производстве следователей следственного комитета;
– изучить нормативные основы деятельности следователя следственного комитета;
– принимать участие в производстве отдельных следственных действий (осмотр места происшествия, проверка показаний на месте, допроса, очной ставки и т.д.).