Ножницы (детские, с закругленными краями, но которыми можно резать) демонстрируются на слово «чик-чик!», этому соответствует разрезание полоски бумаги «в два приема». 7 страница
• закрепить умение топать в ритм стиха (одно слово — одно топанье);
• привлечь внимание детей к необходимости употребления падежных форм существительных в сочетании с соответствующими предлогами (или заменяющими их филерами типа «на столе» — «а толе»).
Оборудование: сюжетная картинка «Дождь», стол, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате. Целесообразно выбрать для проведения этого занятия дождливое весеннее утро. Можно пригласить детей к окну, если на дворе дождь, и поговорить с ними о сегодняшней погоде. Примерное содержание этой беседы: «Дети, посмотрите в окно. Сегодня на улице идет... (пауза в ожидании детских ответов)... (дождь). Все люди надели плащи и куртки. Они прячутся под зонтиками. Дома от дождя не спрячешься — мамам и папам надо идти на работу, а детям — в детский сад. Сегодня мы на прогулку не пойдем. Во дворе — большие лужи. Не хочется гулять под дождем!»
Затем пригласите детей сесть к столу и покажите им большую картину «Дождь». Еще раз обратитесь к теме «Дождь», но теперь рассказ строится с опорой на картинку, показывая то, о чем говорят. Для активизации детей можно попросить их «о помощи»: или подсказать нужное слово, или показать то, о чем сейчас говорят, на картинке.
Речевые инструкции:
1. «Оля, помоги мне! Девочка надела (педагог показывает на картинке девочку в плаще и делает паузу, чтобы названный ребенок закончил фразу)... (плащ)».
2. «Мальчик надел куртку. Ваня, покажи мне куртку мальчика». К одним детям можно обращаться с просьбой «помочь» закончить фразу, а других детей попросить показать нужный предмет на картинке. Главное, чтобы все дети потренировались в завершении фразы. Те дети, которые показывают что-то на картинке, должны сопровождать свой показ произнесением нужного слова (повторением его за взрослым).
Тренируя повторение последнего слова фразы, вы готовите детей к следующему заданию — разучиванию стихотворения.[2]
Дождь
Снег растаял во дворе,
только лужи на земле.
Дождь покапал за окном,
На прогулку не пойдем! При заучивании этого стихотворного текста не ставится задача полностью воспроизвести его каждым ребенком. Важно, чтобы дети научились чувствовать ритм стихотворной речи, запомнили последнее слово в каждой строчке и могли на практике соотносить деление этих слов на слоги с хлопаньем в ладоши (в соответствии с количеством слогов в слове). Самостоятельной задачей является произнесение предлогов в сочетании с существительным. Детям 2 лет 6 мес. — 3 лет еще недоступно произнесение предлогов в их типичном для взрослой речи виде, они заменяют эти предлоги филерами («а толе», «а туле»). Предложенный текст содержит значительное число соответствующих предлогов (во дворе, на земле, за окном). Как правило, все эти предлоги чаще всего заменяются филером «а». Стечения согласных звуков заменяются в произношении более простыми звуками: «да'йе», «земе», «аком», однако количество гласных звуков должно оставаться неизменным. Взрослый начинает произносить строку, а заканчивает ее ребенок. Возьмите его ладошки в свои руки и помогайте малышу правильно отхлопать конец стихотворной строчки, например: «на-сто-ле». Надо обязательно следить за включением в эту произносительную «цепочку» предлога в его упрощенном виде (филер «а»).
Наиболее удачным способом выучивания с детьми этого стихотворного текста является такой окончательный вариант: все встают из-за стола, педагог ставит детей кружком и сам становится рядом с ними. Дети вместе со взрослым хором произносят начало первой фразы («Снег растаял...»). Их ручки при этом подняты вверх. Затем один ребенок с помощью взрослого прохлопывает конец этой фразы (хлопает только тот ребенок, чьим ладошкам «помогает» взрослый). Другой ребенок произносит и прохлопывает конец второй фразы, и, наконец, последний ребенок говорит и прохлопывает конец третьей фразы. Последнюю фразу все дети произносят хором вместе со взрослым, сопровождая ее сначала двумя «притопами» («на прогулку»), а затем тремя прихлопами («не-пой-дем»).
В данном упражнении сочетаются два различных приема: топанье и хлопанье, причем дети топают «на слова», а хлопают «на слоги». В трех первых строчках дети должны хлопнуть, произнося предлоги «во», «на», «за»; в последней строчке дети должны топнуть ногой, произнося предлог «на», — это очень важно для формирования у них первичных представлений о том, что предлог — «маленькое слово».
Данное задание отрабатывается с детьми на протяжении нескольких дней, причем особое внимание надо уделить тем детям, которые испытывают выраженные двигательные затруднения или плохо координируют свои движения с произнесением слов. Задание, связанное с одновременным топаньем и произнесением слов, обычно знакомо детям раннего возраста, потому что много детских потешек опирается на этот навык. Формирование умения отхлопывать количество слогов в слове является принципиально более трудной задачей, но она очень важна для детей. Это помогает им научиться произносить все слоги в многосложных словах.
50. Прогулка в парк
Цель: учить детей пересказу по сюжетной картинке.
Задачи:
• тренировать зрительное и слуховое внимание детей при прослушивании речевого образца (рассказа, составленного логопедом) по содержанию сюжетной картинки;
• закрепить умение детей выполнять задания логопеда при рассматривании картинки (угадать персонажа по названию действия, которое он выполняет, и показать этого героя на картинке);
• отработать соотнесение изображения действия на картине с его выполнением ребенком (на занятии) с использованием сопровождающего комментария взрослого;
• проверить умение детей воспроизводить слова-действия (Глаголы), соотнося их с конкретными персонажами картины, и повторять отдельные предложения из рассказа логопеда близко к тексту.
Оборудование: сюжетная картинка «Парк», детский велосипед, кукольная коляска, мяч, набор для песочницы (ведерко, совочки, формочки), веточки с проросшими почками, стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в помещении, но целесообразно предварять его проведение прогулкой детей в парк (накануне или утром того дня, когда проводится занятие). Если выход детей на прогулку за территорию детского учреждения невозможен, то следует специально обговорить с родителями их посещение вместе с детьми парка того района, где проживают дети. Для детей раннего возраста целесообразно заранее ограничить расстояние такой пешеходной «экскурсии», чтобы малыши не устали. Достаточно будет показать детям только ту часть парка, на которой расположена детская площадка (качели, карусели, горка), и обязательно обратить их внимание на растения, растущие в парке (кустарники, деревья), а также скамейки для отдыха, расположенные вдоль дорожек. Надо предложить детям присесть на одну из таких скамеек, чтобы отдохнуть. Только после такой экскурсии следует проводить занятие по сюжетной картинке «Парк».
В начале занятия покажите детям сюжетную картинку. Перед началом своего рассказало картинке обратитесь к детям с таким «предложением»: «Сейчас я буду рассказывать, а каждый из вас по очереди будет мне помогать — показывать на картинке то, о чем я буду говорить. Сначала внимательно послушайте мой рассказ».
Примерный текст рассказа: «Это парк. В парке — дети. Они играют. Мальчик катается на велосипеде. А девочка качается на качелях. А вот эти дети играют в песочнице. Малыш лепит куличики из песка. Молодец, малыш! Мама катает коляску. В коляске — ляля. Ляля спит. Хорошо в парке!»
Рассказав о картинке, обратитесь к детям: «Теперь мне нужна ваша помощь. Я еще раз повторяю рассказ, а тот, кому я дам веточку, подходит к картинке и показывает веточкой на того человека, о котором я говорю. Будьте внимательны! Не ошибитесь!»
Повторите свой рассказ, немного сокращая его так, чтобы последовательно перечислить всех персонажей. «Это парк. В парке играют дети. ( В этом месте взрослый своей веточкой показывает по очереди на всех детей на картинке, кроме ляли, которая лежит в коляске.) Мальчик катается на велосипеде. (Веточка дается одному ребенку, который выходит к картинке и показывает с ее помощью мальчика.) А девочка качается на качелях. (Даете другому ребенку следующую веточку.) А вот эти дети играют в песочнице. (Сами покажите веточкой на каждого ребенка, сидящего в песочнице.) Вот малыш лепит куличики из песка. (Даете веточку еще одному ребенку.) Молодец, малыш! Мама катает коляску. (Даете веточку ребенку.) В коляске спит ляля. (Даете веточку другому ребенку.) Хорошо в парке!»
При выполнении этого задания проверяется умение детей выделить во фразе субъект действия (того персонажа, который выполняет определенное действие). При необходимости это задание повторяется еще раз для всех детей или для одного ребенка в отдельности. (Примечание! Полностью прослушать весь текст и показать всех персонажей может только наиболее хорошо подготовленный и самый внимательный ребенок из всей группы.)
В конце задания забираете у детей все веточки: они будут нужны для следующего этапа занятия.
Затем предложите детям отгадывать загадки по картинке: «Я буду называть действие, а вы — показывать, кто это делает на нашей картинке».
Примерный текст рассказа: «Это парк. В парке играют... На велосипеде катается... А на качелях качается ... В песочнице играют... Лепит куличики из песка... Катает коляску... В коляске спит... Хорошо в парке!» Как правило, маленький ребенок не просто показывает нужного персонажа картинки, но и называет его.
Игра «Делаем, как на картинке»: дети выполняют действие, о котором им рассказывает взрослый.
1. «Мальчик катается, и Ваня ... катается».
2. «Мама катает коляску, и Оля ... катает коляску».
3. «Малыш берет совочек и ведерко, и Вова ... берет совочек и ведерко. Малыш насыпает совочком песок в ведерко, и Вова насыпает совочком песок в ведерко (действие понарошку, без песка). Малыш переворачивает ведерко, и Вова переворачивает ведерко. Куличик готов, и наш куличик готов (ребенок должен снять ведерко и показать воображаемый куличик)».
Последнее задание взрослый может сначала полностью показать сам, а затем аналогичную последовательность повторяет один из детей группы, а потом каждый ребенок мини-группы может попробовать его повторить.
Еще раз прослушать полностью текст рассказа и провести игру «Закончи фразу»: В парке дети ...
На следующий день надо провести с детьми пересказ по картинке «Парк» (пересказ проводится по вопросам, которые формулируются в зависимости от индивидуальных возможностей детей, к которым они будут обращены).
51. Веселые старты
Цель: закрепить в инициативной речи детей некоторые выражения, регламентирующие проведение подвижных игр.
Задачи:
• тренировать у детей навык отдавать команду другому игроку в подвижной игре (умение предварять действие его называнием);
• закрепить в практическом действии умение по речевой команде брать нужное количество предметов (в пределах двух-трех) или делать нужное количество шагов, а также называть нужное количество таких предметов (шагов) в своей команде, обращенной к другому игроку;
• обучить детей различению на слух основных приставок (под-, пере-) в сочетании с глаголом движения «прыгнуть» (подпрыгнуть, перепрыгнуть), умению соотносить эти слова с определенными действиями.
Оборудование: мячи, крупные деревянные кубики, широкая лента (для обозначения границы игрового поля). Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, в которой специально освобождено пространство для проведения подвижных игр.
Сообщите детям, что сегодня у них в группе будут проходить спортивные соревнования.
Речевая инструкция: «Ребята! Давайте сегодня проведем наше занятие прямо здесь, в этой большой комнате. Помогите мне подготовиться к занятию! Мальчики, отнесите все большие игрушки к этой стене (велосипеды, большие машинки). Девочки собирают маленькие игрушки в этот пакет. Спасибо!»
Когда все игрушки убраны, можно выбирать ведущего.
Речевая инструкция: «Дети, встаньте вокруг меня! Вот так! Молодцы! Возьмитесь за руки. Держитесь друг за друга крепко-крепко. Я попробую раскрыть ваши "замочки"».
Пара детей, чьи сомкнутые руки сумели разомкнуть, выходит на середину. Из этих детей с помощью любой детской считалки определяется ведущий.
(Как правило, маленькие дети еще не умеют крепко держать за руку другого ребенка, кисти их рук достаточно слабы и пальцы сжаты несильно. Поэтому взрослый может произвольно выбирать пару детей, у которых он разомкнет руки, предварительно попробовав не в полную силу сделать это с другими ребятами.)
Остальные дети отходят к краю игровой площадки. (Это может быть окончание ковра или любой другой понятный детям наглядный ориентир.)
Игра «Лови — бросай». Дети располагаются вдоль края площадки и опять соединяют свои руки. Объясните детям правила: «Я сейчас назову имя одного из вас. Внимательно слушайте! Тот, кто услышит свое имя, быстро крикнет: Ваня, кати! По этой команде Ваня (имя ведущего) покатит свой мяч к вам. Но он должен успеть крикнуть, кто будет ловить мяч: "Оля, лови!" Если тебя назвали, то ты быстро освобождаешь свои руки и бежишь навстречу мячу. Ты должен коснуться мяча, пока мяч не докатился до конца поля. Если ты успел — молодец, теперь ты ведущий, если нет — то возвращаешься к ребятам. Ты проиграл!»
В зависимости от индивидуальных двигательных возможностей детей одни будут ловить мяч быстрее, а другие не будут успевать среагировать на свое имя. В начале игры мяч обычно катают медленнее, но потом он катится все быстрее и быстрее. Если все дети в группе достаточно ловкие, то эту же игру можно усложнить — команда «Кати!» заменяется на команду «Бросай» (мяч бросается ведущим игроком в направлении конца поля).
В конце этой игры легко определить тех детей, которые, во-первых, недостаточно ловки, во-вторых, не умеют согласовывать свои действия с командой или быстро формулировать собственную команду. Такие дети дольше своих сверстников остаются ведущими, поэтому взрослый может произвольно вмешиваться в ход игры, назначая следующего ведущего.
Игра «Один — два — три». Эта игра требует от детей умения четко соотносить количественные числительные с реальными однородными предметами или действиями.
Сначала надо проверить, все ли дети умеют точно выполнять действия по инструкции, содержащей указание на количество предметов. Для этого каждому ребенку поочередно предлагается выполнить несложную «постройку» для «полосы препятствий». Например: «Света, возьми два кубика и поставь их рядом со мной. А теперь три кубика отнеси к Вове и положи их рядом с его ногами. Два кубика положи рядом с Ваниными ногами. Один кубик положи у своих ног».
Обращаясь теперь ко всем детям, продолжаете: «Посмотрите, как я перепрыгну через кубики. Вот так! Теперь Света, перепрыгни через кубики. Ваня, перепрыгни через кубики! Вова, перепрыгни через кубики! Ребята, отнесите все свои кубики сюда (показывается определенное место на игровой площадке)». Следующий ребенок по речевой инструкции заново кладет определенное количество кубиков к ногам каждого игрока.
Показывается детям и выполняется каждым ребенком индивидуально команда: «Назови, сколько у тебя кубиков, и сделай ко мне столько шагов».
В группе, где все дети прыгают хорошо на двух ногах, можно усложнить задание и попросить каждого ребенка подпрыгнуть столько раз, сколько кубиков лежит у его ног (ребенку надо предварительно самому назвать количество кубиков, и только потом можно прыгать).
В конце занятия все дети кладут руки себе на пояс и просто прыгают на двух ногах, у кого выше получится. Подойдите к тем детям, которым трудно выполнять это действие, и помогите им: протяните свои руки, чтобы ребенок мог на них опереться, или положите их ребенку на пояс и помогите ему подпрыгнуть.
Обязательно надо похвалить всех детей за участие в «Веселых стартах», не выделяя более успешных и не отмечая слабых детей.
52. Горячо — холодно
Цель: закрепить умение детей прятать предметы и находить их, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги.
Задачи:
• сформировать у детей умение соотносить действия, обозначаемые словами «лежит под», «возьми под», «лежит в», «возьми из», «лежит за», «возьми на»[3];
• научить детей правильно отвечать на специальные вопросы, заданные со словами «откуда» и «куда», используя при необходимости помощь взрослого;
• познакомить детей с переносным значением слов «горячо» — «холодно» в соответствующей детской игре в прятки.
Оборудование: несколько небольших игрушек (машинки, животные), пластмассовое ведерко, сумочка, корзинка, стол, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в помещении. Предварительно родители каждого ребенка должны принести в группу новую маленькую игрушку, специально купленную для своего сына или дочки. Пригласите детей к столу, на котором расположена корзинка, накрытая платочком. Скажите детям: «Сегодня к нам в группу принесли вот эту корзинку. Мне сказали, что в ней наши новые игрушки. Давайте посмотрим, что там лежит».
Поднимаете платок — но в корзинке ничего нет, кроме большого почтового конверта. «Как странно! Игрушек в корзинке нет! Может быть, в этом письме написано, куда спрятались наши новые игрушки? Давайте прочитаем это письмо!»
Громко читаете: «Дорогие ребята! Ваши игрушки уже здесь, в этой комнате. Каждый сможет найти свою игрушку, если будет внимательно слушать, что говорит ему логопед. Желаем успехов. Ваши мамы и папы».
1. Ваня, твой подарок спрятался под чем-то. Я забыла точное место, давай посмотрим «под столом», «под моим стулом», «под твоим стулом», «под ковром», «под шкафом». (Ребенок ходит и ищет игрушку под всеми этими предметами. Когда он смотрит в то место, где игрушки нет, все дети вместе со взрослым произносят «Холодно!» Когда игрушка найдена, все произносят «Горячо!») Ваня, где лежит твоя игрушка? Под ковром или под шкафом? Правильно, под шкафом. Машинка под шкафом.
2. Света, твой подарок спрятался за чем-то. Посмотри «за шкафом», «за дверью», «за занавеской». («Холодно» — «Горячо».) Света, где лежит твоя игрушка? За шкафом или за занавеской? Правильно, за занавеской. Кукла за занавеской.
3. Вова, твой подарок спрятался в чем-то. Посмотри «в ведре», «в шкафу», «в сумке», «в коробочке». Вова, где лежит твоя игрушка? В сумке или в шкафу? Правильно, в сумке. Мишку из сумки.
После того как все игрушки найдены, игра продолжается. На этот раз речевая инструкция будет содержать информацию о том, где найти нужный предмет (например, цветной карандаш для рисования), переданную с помощью грамматической конструкции с предлогами «из», «под», «за». Например, каждый ребенок должен найти свои карандаши для следующего занятия — рисования. Примерный текст речевой инструкции для одного ребенка: «Возьми красный карандаш из стаканчика. Ты взял красный карандаш из стаканчика. Возьми синий карандаш под книгой. Синий карандаш под книгой. Возьми зеленый карандаш за занавеской. Зеленый карандаш за занавеской». Карандаши прячут отдельно для каждого ребенка, прося его на время выйти из кабинета. Остальные дети внимательно смотрят, куда прячут карандаши. Если кто-то начал искать неправильно (не понял речевую инструкцию), дети будут говорить: «Холодно». Когда ребенок приблизится к правильному месту, остальные дети произносят «Горячо»: карандаш здесь!
Каждый ребенок должен собрать свой набор из трех карандашей разного цвета: красный, зеленый, синий. В конце выполнения индивидуального задания ребенку задаются вопросы.
1. Куда я прятала ... карандаш?
Если ребенок затрудняется в ответе, вы ему помогаете: берете карандаш нужного цвета из рук ребенка и опять кладете его, на этот раз на глазах у ребенка, в то же самое место, где он был спрятан. Если ребенку этой помощи будет мало, тогда взрослый «оречевляет» свое действие: «Я положил ... карандаш под ... (пауза ожидания) машинку».
В конце занятия можно предложить одному из детей (по выбору взрослого) самому спрятать карандаши в комнате, а потом объяснить взрослому, где их искать. Это задание проводится в форме ответов на вопросы: «Карандаш спрятан под столом?» Ребенок должен в зависимости от ситуации ответить на вопрос утвердительно («Да, под столом») или отрицательно («Нет, не под столом»).
53. Весенние песни
Цель: сформировать у детей умение дифференцировать на слух и в произношении «цепочки» гласных звуков различной длительности (до трех звуков).
Задачи:
• тренировать у детей умение различать на слух серии последовательно произносимых гласных звуков (звуковые цепочки из двух-трех гласных);
• научить детей воспроизводить последовательности гласных звуков по образцу произношения взрослого;
• на примере детских стишков закрепить навык прохлопывать количество слогов в коротких словах (одно-двух-трехсложных) — в последнем слове из стихотворной строки.
Оборудование: несколько музыкальных игрушек (дудка, барабан, колокольчик), магнитофонная запись голосов птиц (длительность — 1—2 мин), предметные картинки с изображением птиц (по выбору) и животных (волк, медведь, мышка), веточки с распустившимися на них почками, стол, стулья.
Ход занятия
Пригласите детей к окну и проведите с ними короткую беседу о том, какие изменения произошли в природе весной. Примерный текст беседы: «Дети, давайте внимательно посмотрим в окошко. Ярко светит солнышко. Его лучики согрели все вокруг: и деревья, и людей, и животных, и птиц. А самое главное — это то, что согрелась наша земля, растаяла ее зимняя шубка. Вокруг больше нет снега. Всем тепло и радостно».
Затем обратитесь к детям с вопросом: «А что мы обычно делаем, когда нам хорошо и весело?» — Варианты ответов: «танцуем», «поем»,
«смеемся», «радуемся». Как правило, дети раннего возраста чаще употребляют глаголы «танцевать» и «петь», чем другие, так как в сознании каждого ребенка они теснее всего связаны по смыслу именно с ситуацией праздника, веселья. Похвалите ответы детей: «Правильно, мы поем, когда нам весело! А кто сумеет спеть громко-громко?» (Дети поют и пританцовывают, как умеют.) «Очень хорошо! Теперь я вижу, как вы умеете петь — звонко и красиво. Давайте теперь сядем на стульчики и внимательно послушаем, как умеют петь птицы, когда они встречают весну и радуются ее приходу».
Прослушивание магнитофонной записи.
«Птицы поют очень красиво! Но не только птицы радуются весне. Даже медведь и волк начинают петь. Голоса у них грубые, слышны они далеко вокруг. Медведь поет: ы-ы-ы. А волк подпевает: у-у-у. И мышка проснулась, вылезла из своей норки и поет тоненьким голосочком: и-и-и! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Лесная песенка». Ваня, как поет медведь? (Ы..!)[4] Света, как поет мышка? (И..!) Вова, как поет волк? (У..!) Каждый из вас будет петь свою песенку, когда я коснусь его этой веточкой».
Игра «Лесная песенка». Взрослый по очереди в произвольном порядке касается веточкой каждого из детей, и получаются разные песенки (И-Ы-У, Ы-У-И и т.п.). В процессе этой игры можно несколько раз «менять голоса» у каждого ребенка. Например, сначала Ваня поет, как медведь, а затем — как волк. Чтобы дети не перепутали в игре, чьим голосом надо петь, каждому ребенку дается соответствующая предметная картинка с изображением конкретных животных. Игра «Лесная песенка» проводится несколько раз, чтобы все дети попробовали петь разными голосами.
Затем загадайте детям загадки про музыкальные инструменты (загадки заранее готовятся на индивидуальных занятиях). «Мы хорошо умеем петь, подражая голосам животных и птиц. Люди всегда внимательно слушали звуки вокруг себя и даже научились воспроизводить некоторые из них с помощью особых инструментов — музыкальных. Посмотрите на картинку. Какая это птичка? (Дятел.) Какой звук в лесу раздается, когда дятел долбит дерево своим клювом? (Тук-тук.) Выберите из трех предметов на столе тот, голос которого похож на этот звук. (Барабан.) Очень часто голос этой небольшой птички называют самым красивым в мире. Ее зовут — соловей. Голосок у соловья — чистый, звонкий, с красивыми переливами. Он звенит в лесу, как... (колокольчик). Но не у всех лесных жителей такие голоса. Вспомните, как воет волк в леску! (У..!) Его голос слышен далеко-далеко. Найдите на столе музыкальный инструмент, который звучит тоже длительно (дудка)».
Ребенок, первым назвавший нужный инструмент, может взять его в руки и на нем поиграть.
Затем проводятся игры «Угадай, чьи голоса?» и «Спой со мной».
Игра «Угадай, чьи голоса?» проводится в форме отгадывания каждым ребенком голосов нескольких животных, последовательно звучащих на занятии. Более простой вариант — когда взрослый тянет звук, пока ребенок не поднимет нужную картинку с изображением животного. Если картинка выбрана неправильно, взрослый, не прекращая тянуть гласную, отрицательно качает головой.
Более сложный вариант — когда взрослый сначала поет два-три звука, а потом просит ребенка последовательно показать на картинках, кто пел первым, кто вторым и т.д.
Игра «Спой со мной»: ребенок по просьбе взрослого выкладывает картинки на столе в определенном порядке (слева направо), а потом вместе с ним последовательно поет эти звуки. Взрослый во время пения показывает на ту картинку, чьим голосом они сейчас поют вместе с ребенком. Если малыш испытывает выраженные затруднения в слитном пении серии из двух-трех гласных звуков, то можно на занятии пропеть эти звуки изолированно (И!У!), а затем отработать слитное пение индивидуально с этим ребенком после занятия.
54. Встречаем теплое солнышко (итоговое занятие)
Цель: закрепить прием «придумывания» конца предложения с опорой на сюжетную картинку, смысловое содержание предыдущего текста, полученные ранее знания об окружающем мире.
Задачи:
• обобщить знания детей о весне и проверить активный словарный запас по этой теме;
• закрепить в самостоятельной речи детей употребление некоторых глаголов в прошедшем времени;
• тренировать детей в правильном употреблении окончаний глаголов при составлении предложения от своего имени в прошедшем времени (мужской и женский род);
• развивать у детей чувство ритма, учить их прохлопывать слова из нескольких слогов.
Оборудование: сюжетные картинки «Снег тает», «Птицы прилетели», поднос, чашечка с водой, стол, стульчики.
Ход занятия
Детей приглашают занять свои места на стульчиках, которые стоят на некотором отдалении от столика. На столике — ширма, за ней спрятаны чашечка с водой и поднос. Попросите детей внимательно послушать и отгадать, что так звучит. За ширмой льете воду на поднос тоненькой струйкой так, чтобы она журчала. Для того чтобы «голос» водички звучал громко, необходимо лить ее на жестяной поднос не постоянной струйкой, а небольшими порциями, наклоняя чашечку так, чтобы падающая вода с силой ударялась о поверхность подноса (занятие 44-е). Когда дети отгадают, что это водичка, попросите их попробовать повторить, как говорит водичка: «Послушайте, водичка журчит: жур-жур-жур. Так она разговаривает с нами. Повторим вместе с водичкой: жур-жур-жур. Водичка рассказывает: сначала я была снегом, а теперь снег растаял и превратился в воду».
«Ребята, когда это бывает? Когда снег тает, а на улице журчат ручьи?» (Весной.) Правильный ответ надо повторить индивидуально с каждым ребенком.
Речевая инструкция: «Послушай еще раз, что я скажу, и добавь в конце нужное слово.
1. Снег растаял ... (весной).
2. Ручьи журчали ... (весной).
3. Птицы прилетели ... (весной)».
Вы продолжаете: «А теперь проверим, кто из вас хорошо слушал и запомнил мои слова. Теперь я буду говорить о весне, а вы — повторять мои слова».
1. На улице — весна. Только весной снег... (тает).
2. Весной ручьи ... (журчат).
3. Весной птицы ... (прилетают).
(Затем дети рассматривают сюжетные картинки и заканчивают фразы за взрослым по образцу.)
1. Тает снег (45-е занятие).
На улице сейчас ... зима или весна? Весной солнышко ... (греет) или не греет? Весной снег ... (тает) или не тает? Весной снег превращается в ... (воду)?
2. Птицы прилетели (48-е занятие).
Зимой перелетные птички жили не здесь, а там, где тепло. Перелетные птички вернулись к нам издалека. Эти птички зимовали в другом месте, далеко-далеко от дома, но здесь они выводят своих ... (птенчиков). У каждой птички есть свой ... (домик).
Я буду говорить, а вы показываете на картинке: у дятла — дупло, у скворца — скворечник, у грача — гнездо»[5].
В конце выполнения этого задания задаете детям общий вопрос: А вы ждали весну? Попросите каждого ребенка ответить самостоятельно, используя глагол «ждать» в нужной форме: Я ждал весну (мальчик). Я ждала весну (девочка). Если на занятии девочек нет, женщина-логопед, проводящая это занятие, начинает свою фразу: Я ждала весну, а ты, Вася? Скажи: «Я тоже».
Занятие заканчивается чтением стихотворения. Когда детям читают короткое стихотворение о весне, они должны произнести последнее слово в каждой строчке.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
2) динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения);