Дежурство как форма организации труда
Дежурство - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное, поочередное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание всего коллектива.
Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. Оно имеет большое значение в воспитании детей, помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание трудиться ради других, проявлять заботливое отношение к взрослым, к своим товарищам, к животному и растительному миру.
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота детей о других. Данная форма организации труда способствует развитию у детей ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Дежурства вводятся постепенно.
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает введение дежурства по столовой с начала года средней группы. Но, если дети в процессе выполнения поручений овладели необходимыми умениями и навыками выполнения определенного объема работы, то в конце учебного года во второй младшей группе может быть введено дежурство по столовой.
Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. Позже один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. Постепенно дети осваивают умение согласовывать свои действия, учатся договариваться, распределять трудовые обязанности.
В процессе дежурства по столовой воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивает старательность ребенка, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Детям младшего и среднего дошкольного возраста трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств – за каждым столом свой дежурный.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
Организация дежурства по столовой старших дошкольников несколько иное. Дежурят по столовой двое, распределив между собой обязанности. В содержание работы дежурных входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. Воспитатель может использовать в своей практике разные варианты назначения дежурных: по симпатиям детей друг к другу; девочка с мальчиком; умеет выполнять правильно действия – не умеет; активный ребенок - пассивный; быстро выполняет работу – медленно и т.д.
Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Детям на первых порах следует помогать, напоминать им, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте, убрать материалы, привести их в порядок.
Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Оно должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе оформляется стенд, где отмечаются дети-дежурные. Информация должна быть понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.
Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.
Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Подобного рода «дежурства» превращаются в контроль одних детей за поведением других, что наносит вред моральному развитию дошкольников, ибо утрачивается основной смысл дежурств – забота о других.
Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.