Аналитическое обоснование программы

Пояснительная записка

Необходимость создания программы оздоровительной деятельности детей в дошкольном возрасте обусловлена обеспеченностью общества состоянием здоровья подрастающего поколения. Ухудшение здоровья достигло масштабов национальной проблемы, поэтому актуальность вопроса по сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи ни у кого не вызывает сомнений.

На сегодняшний день у 54% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физического, а также психического характера.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования образовательной области «Физическое развитие» с учетом возрастными индивидуальных особенностей детей. В связи с этим предъявляются все новые требования к здоровью – состоянию полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствию болезней и физических дефектов.

Как все думают, что дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма. Но физическое развитие и здоровье ребенка напрямую зависят от уровня развития основных систем жизнеобеспечения организма при рождении, которые совершенствуются по мере роста ребенка, развития его центральной нервной системы естественным путем, но могут стимулироваться различными физическими упражнениями и тренировками. Поэтому очень важно на этом этапе у дошкольников

всемерно способствовать совершенствованию и развитию основных систем жизнеобеспечения организма.

Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую в системе. Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социального здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:

Ø профессионализм педагогических кадров;

Ø соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

Ø организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

Ø мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

Ø целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.

Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В соответствии с целью, были определены следующие задачи:

Ø Изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ.

Ø Определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.

Ø Разработать концептуальную модель программы.

Ø Внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу.

Ø Отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Ø принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Ø принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Ø принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Ø принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Ø принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Ø принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Ø принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Ø принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.

Ø принцип взаимодействия ДОУ и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Ø принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Наши рекомендации