Организационные основы эффективного управления школой
Во всех взаимно связанных этапах управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Ею является организация исполнения решений.
Организация – это деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств и воздействий, необходимых для эффективного достижения целей.
Организационные отношения можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения и формального закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.
Организационно-исполнительская деятельность на любом иерархическом уровне циклична и состоит из шести этапов: анализа деятельности, целеопределения, прогнозирования, планирования исполнения, контроля и оценки исполнения, регулирования и коррекции.
Повысить эффективность системы организационных отношений на всех уровнях управления общеобразовательной школой – важнейшая цель оптимизации данной функции.
Определение роли личностно-ориентированного подхода в организации педагогического труда имеет в настоящий период важнейшее значение. Личностно-ориентированный подход представляет собой не что иное, как своеобразное обозначение Функционирования человека в системе социально-педагогических и прочих отношений. Причем на этих многообразных проявлениях общественной и производственной деятельности человека сказываются присущие ему восприятия своего функционального и гражданского долга, мера его убежденности в целесообразности и справедливости того, что он делает. Поэтому столь большое значение имеет осознание каждым необходимости начинать развитие школы с самого себя, с определения своей гражданской позиции, с активизации собственной педагогической деятельности, с усиления ответственности за порученное дело, за его конечный результат.
Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности; соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности.
Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, к повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения и воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Делегирование ряда прав и полномочий с верхних эшелонов Управления нижним, и наоборот, позволит на деле превратить школу в самоуправляющуюся систему за счет всемерного развития демократических органов, включающих педагогов, учащихся, родителей; развития выборных начал и представительных органов; демократизации учебно-воспитательного процесса, отношений и общения; роста экономической и финансовой самостоятельности с элементами хозрасчета и самофинансирования.
Демократизацию часто рассматривают и как средство, и как процесс, но, думается, необходимо рассмотреть ее и как принцип, относящийся ко всем функциям управления и видам деятельности. Следует отметить полную бесперспективность демократизации по команде или по приказу.
Делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в каждом звене управления – это прежде всего рациональное использование сил и времени руководителя. Опора на этот принцип лежит в основе демократизации управления школой.