Задания для самопроверки и подготовки к экзамену

1. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры.

2. Содержание и структура школьного курса информатики. Стандарт школьного образования по информатике.

3. Анализ школьных учебников и учебных программ (пропедевтический, базовый и профильный этапы).

4. Типовой школьный кабинет вычислительной техники (назначение, оборудование, организация работы, санитарно–гигиенические нормы и техника безопасности).

5. Организация обучения информатике в школе. Формы и методы обучения информатике. Требования к педагогическим программным средствам.

6. Учёт личностных особенностей учащихся при обучении информатике

7. Организация внеклассного обучения информатики.

8. Организации обучения информатике младших школьников. Формы и методы изучения информатики в пропедевтическом курсе.

9. Психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса информатики. Игра как основная форма обучения. Сюрпризные моменты. Наглядные пособия. Активизация анализаторов.

10. Особенности форм и методов преподавания базового курса школьной информатики.

11. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы.

12. Методика организации вводных уроков по информатике.

13. Методика изучения основных конструкций алгоритмического языка и языков программирования.

14. Методика изучения текстовых процессоров.

15. Методика изучения графических пакетов.

16. Методика изучения табличных процессоров.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Целью методики обучения информатики как науки является:

A)@Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, проявляющихся в реальном процессе обучения информатике, на основе открываемых ею законов;

B)Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, являющихся предметом ее исследования, на основе открываемых ею законов;

C)Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, проявляющихся при обучении информатике;

D)Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, являющихся предметом ее исследования, на основе открываемых ею законов;

E)Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, проявляющихся в реальном процессе обучения.

*****

МПИ - это ...

A)@раздел педагогики, исследующий закономерности процесса обучения информатике;

B)наука о наиболее существенных содержательно-методических особенностях школьного курса информатики;

C)новое знание, привнесенное в науку курсом информатики;

D)ветвь информатики, обслуживающая проблемы средней школы;

E)наука, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.

*****

Что лишнее в следующем ряду? МПИ ставит перед собой следующие задачи:

A) обоснование целей обучения информатике;

B) определение и систематическое совершенствование содержания обучения информатике;

C) разработка и экспериментальная проверка, внедрение в практику обучения информатике наиболее эффективных приемов, методов, технологий, форм и средств обучения;

D)определение места и методики использования совокупности средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, компьютеры и т.д.)

E)@достижение всеобщей компьютерной грамотности молодежи.

*****

Использование технических средств обучения в 1950-е годы получило название:

A) информатизацией;

B) компьютеризацией;

C) автоматизацией;

D) технологией;

E)@технизацией.

*****

В Государственном стандарте образования Республики Казахстан предусмотрены три этапа изучения информатики:

A)@пропедевтический, базовый, профильный

B) подготовительный, базовый, углубленный

C) мировоззренческий, пользовательский, алгоритмизации и программирования

D) начала базового, собственно базовый, профильный

E) начальная школа, средняя школа, основная школа.

*****

Укажите не верные утверждения:

A) перед МПИ ставится триада вопросов - Зачем учить информатику? Что изучать? Как обучать информатике?

B) к МПИ нужно отнести исследование процесса обучения информатике везде, на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение и т.п.;

C) новые понятия и методы, благодаря курсу информатики ломают традиционные границы школьного математического инструментария, формируют новые прикладные навыки и представления;

D) важной особенностью школьного курса информатики является его межпредметность, и его интегративный характер, - среди школьных дисциплин нет другого такого аналога;

E) @школьный курс информатики является единственным общеобразовательным предметом, формирующим алгоритмическое мышление у учащихся.

*****

Добавьте по смыслу. По гигиеническим нормам продолжительность занятий непосредственно за компьютером не должна превышать:

A) для учащихся 1-х классов – 10 минут, 6-7-х классов 20 минут, 8-9-х классов - 25 минут;

B) @ для учащихся 1-х классов – 10 минут, 6-7-х классов 15 минут, 8-9-х классов - 20 минут;

C) для учащихся 1-х классов – 15 минут, 6-7-х классов 20 минут, 8-9-х классов - 25 минут;

D) для учащихся 1-х классов – 15 минут, 6-7-х классов 25 минут, 8-9-х классов - 30 минут;

E) для учащихся 1-х классов – 20 минут, 6-7-х классов 25 минут, 8-9-х классов - 30 минут.

*****

Укажите лишнее. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Республики Казахстан структура стандарта по информатике включает:

A) обязательный минимум содержания образования;

B) требования к уровню подготовки учащихся;

C) тематическое планирование;

D) оценку выполнения требований стандарта;

E) @ квалификационные характеристики учителя информатики.

*****

Укажите аспекты образовательной области «информатика», представленной в Государственном Стандарте образования по информатике (1998г.):

A) пропедевтический, базовый, профильный;

B) подготовительный, базовый, углубленный;

C) @ мировоззренческий, пользовательский, алгоритмизация и программирование;

D) начала базового, собственно базовый, профильный;

E) технический и специализированный.

*****

Какими авторами, впервые в научно-методической литературе, введен в широкое употребление термин "школьная информатика"?

A) @ А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский, Ю.А.Первин

B) М.П.Лапчик, В.А.Каймин

C) В.М.Монахов, В.Г.Ашкенузе

D) Ж.Пиаже, С.Пейперт

E) С.А. Бешенков, С.Г. Григорьев, В.В.Гриншкун.

*****

Укажите лишнее. Основные разделы базового курса информатики охватывают следующую группу вопросов:

A) Информация. Информационные процессы;

B) Алгоритмизация и программирование;

C) Информационные технологии;

D)Моделирование;

E) @Делопроизводство и компьютер.

*****

Укажите лишнее.

В начальной школе курс информатики представлен направлениями:

A)Информационно-логическое;

B)Творческое;

C)Пользовательское;

D)Алгоритмическое;

E) @ Использование элементов программирования.

*****

В какие годы произошло становление информатики как научной дисциплины?

A) В 30-е годы прошлого столетия

B) @ В 60-е годы прошлого столетия

C) В 70-е годы прошлого столетия

D) В 80-е годы прошлого столетия

E) В 90-е годы прошлого столетия

*****

Методическая система обучения по информатике представляет собой совокупность пяти компонентов:

A) @ целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения информатике;

B) целей, содержания, методов, программного обеспечения, технология обучения по информатике;

C) содержания, методов, программного обеспечения, форм обучения, теория обучения информатике;

D) содержания, методов, технология и организационных форм обучения информатике;

E) целей, содержания, методов, теория и технология обучения информатике.

*****

Когда был введен в средние школы СССР как обязательный новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники»?

A) 1 января 1986 г.

B) @ 1 сентября 1985г.

C) 1 сентября 95г.

D) 1 января 88г.

E) 1 января 98г.

*****

Когда был введен в средние школы СССР как обязательный новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники»?

A) 1 января 1986 г.

B) @ 1 сентября 1985г.

C) 1 сентября 95г.

D) 1 января 88г. E) 1 января 98г.

*****

Информационная культура это …

A) компьютерная грамотность;

B) составление программ для решения учебных задач;

C) работа с инструментальными программными средствами;

D) использование электронной почты;

E) @ достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности при работе с информационными процессами, обеспечивающий целостное видение мира.

*****

Укажите лишнее

Задачи преподавания курса “Информатика” в высших учебных заведениях:

A) формирование представлений о современной научной картине мира;

B) формирование знаний о современных разработках информационной техники и новейших технологий при переработке информации на базе полученных результатов исследования;

C) развитие общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией;

D) подготовка к профессиональной деятельности;

E) @ предоставлять возможность получения образования.

*****

К основным обобщенным объектам изучения авторы Концепции непрерывного школьного курса информатики относят: 1)информация, 2) моделирование, 3)алгоритм, 4)исполнитель, 5)компьютер, 6)информационные процессы, 7)информационная система, 8) информационные модели, 9)информационное управление

A) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

B) 1, 2, 3, 5, 6, 8

C) 1, 3, 5 D) 1, 6, 7, 9

E) @ 6, 8, 9

*****

Компьютерная грамотность - это …

A) алгоритмическое мышление;

B) умение решать задачи на калькуляторе;

C) понимание сущности понятия информации;

D) @ умение читать, писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на ПК;

E) все ответы правильные.

*****

Когда курс «Методика преподавания информатики (МПИ)» вошел в учебные планы педвузов?

A) @В середине 80-х гг. прошлого века.

B) В 50-х гг. прошлого века.

C) В конце 90-х гг. прошлого века.

D) В начале 21-го века.

E) В 1977 г.

*****

Главные критерии оценки труда учителя:

A) Умение общаться с учениками

B) Качество знаний самого учителя

C) Умение использования наглядных пособий

D) Качество урока

E) @ Качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность

*****

Укажите неверное. Виды планов составляющие нормативную основу организации школьного образования:

A) базисный учебный план

B) @школьный план

C) типовой учебный план

D) учебный план

E) рабочий учебный план учебного заведения

*****

Какое из нижеприведенных утверждений неверно?

Основные цели обучения информатике в общеобразовательной школе следующие:

A) формирование основ научного мировоззрения;

B) формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией;

C) подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;

D) овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования;

E) @ формирование сознательной учебной дисциплины

*****

Под чьей редакцией вышел первый школьный учебник информатики?

A) Под редакцией В.Г. Каймина.

B) Под редакцией В.М. Монахова.

C) Под редакцией А.Г. Кушнеренко.

D) Под редакцией М.П.Лапчика.

E) @ Под редакцией А.П. Ершова.

*****

В учебнике какого авторского коллектива были развиты идеи преподавания алгоритмизации, заложенные С.Пейпертом, через систему исполнителей – Чертежник, Робот и др.

A) А.П.Ершов и др.;

B) @ А.Г.Кушнеренко и др.;

C) А.Г.Гейн и др.;

D) В.А.Каймин и др.;

E) И.Г.Семакин и др.

*****

Что является объектом изучения МПИ?

A) @ обучение информатике

B) особенности усвоения материала

C) закономерности усвоения знаний

D)общедидактические принципы и методы учителя информатики

E) способы преподавания

*****

Найдите выражение, не относящееся к термину "Методика Преподавания Информатики"

A) методика информатики

B) педагогика информатики

C) дидактика информатики

D) раздел педагогической науки

E) @ изучение информатики

*****

Укажите лишнее. В своем развитии МПИ, как фундаментальный раздел педагогической науки, опирается на:

A) обобщенный практический опыт средней школы;

B) педагогику и психологию;

C) философию;

D) информатику (в том числе школьную информатику);

E) @ математическое обеспечение.

*****

Добавьте по смыслу.

Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с ... и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности.

A) @ поиском, сбором, хранением, преобразованием

B) математикой, физикой, кибернетикой

C) компьютерами, информацией

D) новыми информационными технологиями

E) процессом обучения школьников

*****

Школьная информатика это...

A) @ ветвь информатики, обслуживающая проблемы средней школы

B) наука, изучающая то общее, что свойственно всем разновидностям информационных технологий в школе

C) узкоконкретная область информатики, изучающая вопросы внедрения ЭВМ в школу

D) часть информатики, призванная решить задачу формирования компьютерной грамотности молодежи

E) раздел науки, изучающий использование компьютеров в школе

*****

Содержание школьного курса ОИВТ базируется на фундаментальных понятиях науки:

A) @ информация-алгоритм-ЭВМ

B) обеспечение всеобщей компьютерной грамотности

C) использование ЭВМ при изучении всех общеобразовательных дисциплин

D) алгоритм-программа-ЭВМ

E) язык-программа-ЭВМ

*****

Укажите лишнее. Перед школьным образованием ставятся общие цели, характерные и для обучения информатике:

A) образовательные

B) практические

C) воспитательные

D) гуманистические

E) @ технологические

*****

Современной характеристикой целей обучения информатике стало понятие ...

A) Программирование - вторая грамотность

B) Компьютерная грамотность

C) Информационная культура и информатизация образования

D) @ Гуманизация образования через информатизацию

E) Новые информационные технологии - образованию

*****

Укажите лишнее. Основные профессиональные умения учителя

A) анализировать

B) учить

C) планировать, конструировать

D) организовывать деятельность учащихся

E) @ оценивать

*****

Структура предметной области «информатика» была представлена на…

A) @ II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 1996 г.

B) III Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 2000 г.

C) I Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 1990 г.

D) I съезде работников образования, в 1998 г.

E) Республиканском совещании работников образования, в апреле 1995 г

*****

Обучение информатике в старших классах включают в себя компоненты…

A) @ базовый и профильный

B) теоретический и практический

C) теоретический и деятельностный

D) профильный и элективный

E) основной и дополнительный

*****

Определите категории целей обучения в их логическом развитии – каждая последующая имеет более высокий уровень усвоения 1)знание, 2)воспроизведение 3)понимание, 4)применение, 5)анализ, 6)синтез

A) @1, 3, 4, 5, 6

B) 1, 2, 3, 4, 5, 6

C) 2, 1, 3, 4

D) 2, 1, 3, 5

E) 1, 3, 4

*****

Кто обеспечивает организацию работы кабинета информатики?

A) Инженер кабинета информатики.

B) Программист кабинета информатики.

C) Директор школы.

D) @ Заведующий кабинетом информатики.

E) Лаборант кабинета информатики.

*****

Укажите лишнее. Лаборант кабинета обязан:

A) Обеспечивает соблюдение учащимися правил техники безопасности;

B) Проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования;

C) @Обеспечивает внешнюю связь в работе кабинета информатики и других кабинет информатики в других школах;

D) Регистрирует отказы техники во время занятий;

E) Обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств;



ЛИТЕРАТУРА

1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. М., 2001 г.

2. Софонова Н.В.Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. М., 2004 г.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Просвещение, 1980.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш.шк., 1990.

5. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 1988 г.

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.

ГЛОССАРИЙ

Автокод – машинно -ориентированный язык программирования низкого уровня.

Алгол, Ассемблер, Бейсик, Кобол, Паскаль, Пролог, Фортран – названия языков программирования.

БК -0010, Агат, УКНЦ, Электроника – названия персональных компьютеров отечественного производства, выпускавшихся в 1980 годах.

Блок-схема – представление алгоритма в графическом виде, обычно в виде графа, что повышает его наглядность.

Веб-страница – электронный документ, предоставляемый службой WWW Интернета, в котором кроме текста содержатся специальные команды форматирования и встроен -ные объекты (рисунки, аудио - и видеоклипы и др.).

Информатика и образование (ИНФО) – научно -методический журнал, освещает различные аспекты внедрения информатики и ИКТ в учебный процесс школ и вузов. Первый номер вышел летом 1986 года.

Информационная модель – описание объекта моделирования. Другими словами – информационная модель это информация об объекте моделирования. Уровень и средства описания объекта моделирования могут быть различными. При этом часто используют формальные языки.

Кибернетика – наука об управлении и связях в сложных системах, в том числе в обществе, в биологических, технических и технико -экономических системах. Создателем кибернетики считают Норберта Винера, опубликовавшего в 1948 году труд «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Основным понятием в кибернетике является понятие обратной связи. Кибернетика является основой информатики.

КОИ -8 – стандарт кодирования символов русского алфавита. Широко используется в глобальных компьютерных сетях и передаче сообщений электронной почты.

Концентратор – другое название хаб – электронное устройство для подключения рабочих станций (компьютеров) к локальной компьютерной сети; может выполнять роль коммутатора.

Коэффициент усвоения учебного материала – количественная характеристика уровня усвоения учащимся учебного материала. Определяется как отношение числа сделанных учащимся правильных ответов на вопросы теста к эта -лонному числу ответов. Считается, что при значении коэффициента усвоения учебного материала равным 0,7 или более, процесс обучения можно считать завершённым.

Кроха», «Малютка», «Нейман» – названия учебных компьютеров.

КУВТ – сокращение от комплект учебной вычислительной техники.

ЛОГО – язык программирования высокого уровня, является специализированной версией языка ЛИСП. За счёт своей простоты широко используется при обучении детей младшего возраста.

Локальная сеть – то же, что и локальная вычислительная сеть – компьютерная сеть, элементы которой находятся недалеко друг от друга и соединены между собой специальными высокоскоростными каналами связи.

Магистральная архитектура или архитектура с общей шиной – представление структуры и функционирования компьютера, показывающее направление информационных потоков через единый канал для передачи электрических сигналов в компьютере (через совокупность электрических линий).

Макинтош (Macintosh) – название персонального компьютера фирмы Apple. Программное обеспечение таких компьютеров несовместимо с IBM компьютерами.

Маршрутизатор – электронное устройство, определяющее оптимальный маршрут передачи пакета сообщений в компьютерных сетях.

Машина Поста – виртуальная машина, являющаяся математическим построением, служащим для уточнения понятия алгоритма. Является моделью компьютера. Названа в честь американского математика Э. Поста.

Машина Тьюринга – виртуальная машина, являющаяся математическим построением, служащим для уточнения понятия алгоритма. Является моделью компьютера. Названа в честь английского математика А. Тьюринга.

Метод проектов – система обучения, создана в США профессором Педагогического колледжа У. Килпатрик в начале 20 века. Метод проектов получил достаточно широкое распространение в 20 годах прошлого века и в советской школе. В основе системы лежала педагогическая концепция Дж. Дьюи «обучение путем делания». Идея У. Килпатрик состояла в организации активной деятельности учащихся в социальном окружении. Знания и умения учащиеся должны были получать в ходе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий практического прикладного характера – проектов.

Мультимедиа – аппаратные и программные средства, позволяющие воспроизводить на экране компьютера видео -информацию со звуковым сопровождением, что позволяет уподобить общение человека с ЭВМ, близкое к реальности.

Нанотехнологии – технологии изготовления устройств электронной техники (интегральных схем) с характерными размерами проводников и активных элементов порядка нанометра (миллионная доля миллиметра). Такие технологии основаны на работе с отдельными молекулами и атомами.

Обратная связь – в кибернетике это воздействие выходных параметров системы на функционирование самой системы; основной принцип в кибернетических системах. В дидактике под обратной связью понимают деятельность обучающего и обучаемого, направленную на определение степени успешности обучения, а также на его корректировку и регулировку.

Открытая архитектура – архитектура персонального компьютера, разработанная фирмой IBM, позволяющая легко менять конфигурацию компьютера и наращивать его возможности за счёт модульного построения и совместимости аппаратных устройств и программных средств.

Отметка – это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах.

Оценка – процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, обычно зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Педагоги часто используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, одобрительное замечание, похвала, восклицание или наоборот, укоризненное замечание, нахмуренные брови, мимика, жесты, могут даже погрозить и пальцем нерадивому ученику. В тоже время отметка всегда выставляется в баллах.

Портфолио или метод учебного портфеля – новое направление в организации контроля результатов обучения, заключающееся в том, что на каждого ученика заводится своеобразная папка или портфель (портфолио), где накапливаются результаты его достижений в учёбе, домашней и внеклассной работе и т.п.

Пролог – язык программирования высокого уровня декларативного типа, основанный на использовании логических построений.

Репродуктивные методы обучения – методы обучения, предполагающие восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукцию) сообщаемой учебной информации. Они отличаются от объяснительно-иллюстративных наличием таких элементов, как объяснение знаний учителем, запоминанием их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией). Необходимая прочность усвоения знаний достигается организацией многократного повторения. Эти методы играют важную роль на всех ступенях обучения и, особенно, в начальной школе при выработке навыков чтения, письма, арифметических действий и др.

Робот, Черепашка, Чертежник, Кенгуренок, ГРИС – названия учебных исполнителей.

Семантический – производное от семантика, означает смысл синтаксической конструкции в языке.

Сигнал – результат взаимодействия объектов окружающего мира. Регистрация сигнала сопровождается изменениями этих объектов. С помощью сигналов можно передавать данные.

Система программирования – комплекс инструментальных программных средств, предназначенных для создания и работы с программами на одном из языков программирования. Выбор системы программирования определяется поставленной задачей и пользователем. В состав системы программирования входят: трансляторы; средства редактирования, компоновки и загрузки программ; микроассемблеры; отладчики машинных программ.

УПК – сокращение от учебно-производственный комбинат – межшкольное учебное учреждение для производственного и профессионального обучения учащихся школ одного района или города. Учебный алгоритмический язык (АЯ) – специально созданный язык для записи алгоритмов и который используется при обучении программированию. Исполнителем алгоритма является воображаемая машина.

ЭВМ ENIAC – первая универсальная электронная вычисли -тельная машина. Была построена в США в 1946 г. под руководством Дж. Моучли и Дж. Преспера Еккерта. Она содержала 17468 электронных ламп, выполняла 5000 операций сложения и 300 операций умножения в секунду, имела массу 30 тонн и занимала площадь около 300 кв. м.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся; введены с середины 1990 годов в учебный план школ.

Эргономика – наука, изучающая деятельность человека в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Эргономически – производное от эргономика, синоним – комфортная для деятельности среда.

ЮНЕСКО – сокращённое название комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization); специализированное учреждение ООН; существует с 1946 года.

Ямаха – название серии персональных компьютеров японского производства. Поставлялись крупными партиями для учебных заведений СССР в конце 1980 годов, имели цветные мониторы и комплектовались принтерами.


Наши рекомендации