Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска или решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре или в группе на уроке и вне урока.

4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Учение о способахорганизации и построения теоретической и практической деятельности человека – методология. Философия выявляет общественно-историческую зависимость деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблем.

Задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов.

Методология становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики.

Внимание методологии к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всё возрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач.

Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом всё большего числа людей. Эффективность этой работы – это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живёт и транспонируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественно-гуманитарные измерения методологии.

Методология:

– совокупность познавательных средств, методов приёмов, используемых в к.-л. науке;

– область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методом дифференцируется и сфера методологии. Современная методология выполняет два типа функций.

Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Это – философская проблематика.

Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения.

Концепция или конце́пт (от conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Нормы, определяющие содержание проектировочной деятельности.

Учёными накоплены знания о том, как устроена деятельность, какими способами можно оказывать влияние и преобразовывать её. Чтобы управлять деятельностью, необходимо знать и понимать нормы, которые определяют тип, характер и содержание деятельности.

Нормы - это представления о деятельности, имеющие характер предписаний к реализации. Существуют различные типы норм, с разной полнотой определяющие содержание деятельности.

К ним относятся:

Подход – фундаментальное основание деятельности, то, что остаётся неизменным при анализе и формировании любого конкретного явления.

Принципы - обобщённые представления, выступающие в качестве средств конкретизации подхода.

Цель – указание на результат деятельности, описание характеристик качеств, свойств конечного результата деятельности.

План - последовательный ряд выделенных и описанных промежуточных продуктов деятельности на пути достижения конечного результата.

Метод – обобщённый (абстрактный) образ деятельности, содержит её фундаментальные характеристики.

Методика – появляется вследствие особого использования метода, конкретизации его содержания. Методика содержит и гарантирует критерий правильного достижения результата в группе конкретных условий.

Технология – описание характеристик средств и способов их применения, необходимых для перехода исходного материала деятельности от одного промежуточного состояния к другому, вплоть до достижения конечного результата.

Проект – представление о будущем результате деятельности и процессе его достижения. Построение деятельности предполагает определение цели, подхода, принципов, плана, методов, методик, технологии.

Программа –самый конкретныйи полный тип нормы, определяющий деятельность. В ней говорится о том, как человек должен участвовать в деятельности, чтобы реализовать возможности превращения исходного материала в конечный продукт.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание. В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Рефлексия – это

· приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой, как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением;

· способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь, а что не знаешь.

Рефлексия позволяет младшим школьникам переходить от рассмотрения конечных результатов своей деятельности к анализу самих действий. Основа контроля за собственным поведением и оценке его правильности.

Рефлексия – обращение «назад», осознание, осмысление собственной деятельности и в первую очередь ее результата и метода, который привел к такому результату; способность осознавать собственную деятельность, выражающуюся в актуализации и разрешении внутренних противоречий. Рефлексия возникает при неудовлетворенности собственной деятельностью или ее результатами, блокирует деятельность по старым образцам и открывает новые пути для мышления и действия.

Наши рекомендации