Повторное рассказывание сказки логопедом. 15 страница

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование.Контейнер с предметными картинками по теме, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.

Предварительная работа.Чтение рассказа В. Зотова «Майский жук», стихов К. Быковой, Е. Файерабенда.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.] Логопед приветствует детей в дверях кабинета и предлагает выбрать по одной картинке в контейнере, стоящем при входе в кабинет. Логопед. Займите места около своих стульчиков. Сядет тот, кто назовет свою картинку.

582

1-й ребенок. У меня на картинке пчела.

2-й ребенок. Ау меня муравьи.

3-й ребенок. У меня — божья коровка.

4-й ребенок. У меня — бабочка.

Логопед. Кто это такие? Как их можно назвать одним словом?

Дети. Это насекомые.

Логопед. Верно. И сегодня мы продолжим разговор о насекомых.

2. Игра «Кого не стало?»[Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родитель­ного падежа). Развитие мышления. Диалогической речи.]

Логопед собирает картинки и помещает их на наборное полотно.

Логопед. Перечислите насекомых, изображенных на картинках.

Дети. Пчела, муравьи, божья коровка, бабочка.

Логопед. А теперь закройте глаза, я уберу одну картинку, а вы, открыв глаза, скажете, кого не стало.

Логопед убирает картинку с изображением бабочки.

Логопед. Как вы думаете, а почему я убрала именно бабочку? Какие насекомые остались?

Дети. Это полезные насекомые, а бабочка — вредная.

Логопед. Верно. Посмотрите на еще один комплект карти­нок. Кого вы видите?

Дети. Это бабочка, стрекоза, мотылек, гусеница.

Логопед. Закройте глаза. (Убирает одну картинку.) Откройте глаза, кого не стало?

Дети. Не стало гусеницы.

Логопед. Почему я убрала гусеницу?

Дети. Бабочка, стрекоза и мотылек умеют летать, а гусеница — нет.

Логопед. Молодцы. Вы были внимательными и верно ответили на мои вопросы.

3. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных вформе родительного падежа во множественном числе).]

583

Логопед раздает детям рабочие тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страничку. Кого мы еще не раскрасили на ней?

Дети. Мы не раскрасили бабочку.

Логопед. Чего нет у бабочки?

Дети. У бабочки нет крыльев.

Логопед. Возьмите простые карандаши и нарисуйте бабочке крылья, а потом раскрасьте бабочку. Крылышки вы раскрасите желтым карандашом, а туловище — коричневым.

Дети выполняют задание. Логопед следит за их посадкой и за тем, как они держат карандаши, а потом оценивает их работу.

4. Отгадывание и толкование загадок.[Развитие связной речи, мышления, речеслухового внимания.]

Логопед собирает тетради и помещает на наборное полотно несколько предметных картинок по теме.

Логопед. А теперь попробуйте отгадать загадки о насекомых. Я надеюсь, что картинки вам помогут.

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

Дети. Это пчела. Логопед. Как вы догадались?

Дети. Пчелы полосатые. Они собирают с цветов мед. Логопед. Слушайте следующую загадку про еще одно полосатое насекомое.

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

Дети. Это оса.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Оса тоже полосатая. Она больно кусается.

Логопед. И наконец, последняя загадка.

584

Сорвать цветок я захотел,

А он вспорхнул и улетел.

Дети. Это бабочка.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Бабочка красивая. Она похожа на цветок.

Логопед. Молодцы! Вы не только отгадали загадки, но и сумели объяснить, как вы это сделали.

5. Физкультурная пауза «Мотылек».(Повторение, см. с. 566.) [Координация речи с движением. Совершенствование умения бегать друг за другом по кругу.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

6. Упражнение «Разноцветные машины».[Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звука [м] от других согласных звуков в словах).]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними картинки, названия которых начинаются со звуков [м], [н], а затем вывозит грузовики синего и желтого цветов.

Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.

Дети. Носорог, мак, мышь, носок, молоко, ножницы.

Логопед. Положите те картинки, названия которых начинаются со звука [м], в синий грузовик, а те картинки, названия ко­торых начинаются со звука [н], — в желтый грузовик.

Дети выполняют задание. Если кто-то из детей допускает ошибку, логопед предлагает другим детям исправить ее и объяснить свой выбор.

7. Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им сесть на скамеечку и выполнить 3—4 упражнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. В качестве зрительной опоры используются игрушки.

8. Упражнение с дыхательным тренажером.[Формирование направленной воздушной струи.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков. Раздает им тренажеры и напоминает, как правильно дуть в трубочку, не раздувая щек. Упражнение выполняется под счет логопеда 4—5раз.

585

9. Игра «На полянке»[77].[Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых предлогов. Составление предложений с предлогами по демонстрации действия).]

Логопед помещает на коврограф игровое поле, а на столе раскладывает контурные изображения насекомых.

Логопед. Посмотрите на картинки. Каких насекомых вы видите?

Дети. Бабочку, жука, гусеницу, божью коровку.

Логопед. А сейчас насекомые разлетятся и разбегутся по полянке, а вы расскажете, где оказался каждый из них.

1-й ребенок. Бабочка летает над цветами.

2-й ребенок. Жук выглядывает из колокольчика.

3-й ребенок. Гусеница ползет по листочку.

4-й ребенок. Божья коровка спряталась в траве.

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает пособие с коврографа.

Логопед. О ком мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о насекомых.

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Мы делали артикуляционную гимнастику, играли с разноцветными грузовиками, раскрашивали бабочку.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня.

Май, 1-я недели

Тема «Аквариумные рыбки»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и уточнение естественнонаучных представлений. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, аквариум, песок,

586

камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, золотой, проворный, большой, маленький, красивый).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование.Аквариум с золотой рыбкой, игра «Аквариум», предметные картинки по числу детей с изображениями золотой рыбки, меченосца, гуппи, тетради №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами.

Предварительная работа.Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, разучивание подвижной игры «Аквариум».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Загадывание детям загадки.] Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и садятся вокруг столика, на котором находится аквариум с золотой рыбкой, пока накрытый тканью.

Логопед. Я приготовила для вас сюрприз. Он вот здесь, под платком. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети. ...Золотая.

Логопед. Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней?

Дети. Да, нам ее читала Любовь Ивановна.

Логопед. А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети. В море-океане.

Логопед. Правильно. Ну, раз вы отгадали мою загадку и ответили на мой вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила.

587

2. Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа.[Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.]

Логопед снимает ткань и позволяет детям 20—30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Логопед. Кто это?

Дети. Золотая рыбка.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Логопед. Что делает золотая рыбка?

Дети. Она плавает.

Логопед. Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая ползет по листочку.

Дети. Она больше улитки. Она большая.

Логопед. Что вы еще можете сказать о золотой рыбке?

Какая она?

Дети. Она красивая, проворная.

Логопед. Правильно, вот как быстро она плавает. Посмот­рите на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длин­ный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круг­лая и блестящая. Как вы думаете, а для чего рыбке нужны хвост и плавники?

Дети. Чтобы плавать.

Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плав­никами, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?

Дети. Да, они опускаются и поднимаются.

Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает?

Дети. Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики.

588

Логопед. Да. Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке). А пока рыбка ест, давайте немного отдохнем и вспомним наше упражнение «Аквариум».

3. Физкультурная пауза «Аквариум».[Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить игру «Аквариум».

Улитки ползут, Свои домики везут. Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.
Рогами шевелят, На рыбок глядят. Останавливаются, делают рожки из пальников, наклоняют голову влево-вправо.
Рыбки плывут, Плавничками гребут. Передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя движения ладонями вперед-назад.
Влево, вправо поворот, А теперь наоборот. Повороты туловища влево-вправо.

4. Работа с предметными картинками.[Актуализация словаря по теме.]

Логопед предлагает детям сесть за столики и раскладывает перед ними предметные картинки.

Логопед. Посмотрите на картинки. На них разные рыбки. Возьмите те картинки, на которых золотая рыбка.

Дети выбирают картинки, остальные логопед убирает.

Логопед. Вы правильно выбрали картинки. Молодцы. Кто у вас на картинках?

Дети. Золотая рыбка.

Логопед. Как вы ее узнали?

Дети. Она оранжевая, большая, у нее длинный хвост, краси­вые плавники.

Логопед. Для чего ей нужны хвост и плавники?

Дети. Они помогают ей плавать.

Логопед. Что расположено на голове у рыбки?

589

Дети. У нее есть жабры, глазки, рот.

Логопед. Для чего ей нужны жабры?

Дети. Они помогают ей дышать.

Логопед. Чем покрыто ее тело?

Дети. Чешуей.

Логопед. На что похожа чешуя?

Дети. На монетки.

Логопед. Где живет золотая рыбка?

Дети. В аквариуме.

Логопед. Хорошо. Мы с вами сегодня рассмотрели золотую рыбку. Думаю, вы теперь хорошо знаете, как она выглядит, как называются части ее тела. А теперь давайте пойдем к зеркалу и вы покажите мне, как золотая рыбка открывает рот.

5. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей.

Логопед. Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно.

Упражнение выполняется 5—6 раз. Затем выполняются упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики. Актуализация словаря по теме.]

Логопед приглашает детей к столу, раздает им открытые на с. 26 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Садитесь за столики, открывайте тетради. Что вы видите на картинке?

Дети. Аквариум, рыбок, золотую рыбку, улитку.

Логопед. Сейчас мы с вами обведем и раскрасим золотую рыбку, но сначала нарисуем простым карандашом чешую. Помните, что чешуя похожа на маленькие монетки? Что вы будете рисовать сейчас?

Дети. Чешую.

Логопед. Теперь обведите тело, хвост и плавник простым карандашом. Что ты обводишь, Настя?

590

1-й ребенок. Плавник.

Логопед. И наконец, нам нужно раскрасить золотую рыбку. Какой карандаш для этого нужен?

Дети. Оранжевый.

Логопед. Кого ты раскрашиваешь, Ваня?

Дети. Золотую рыбку.

Логопед. У вас очень красивые золотые рыбки. Они кажутся такими большими по сравнению с маленькими барбусами. Но мы с вами увидели сегодня, что на самом деле золотая рыбка — небольшая. Потом вы закончите работу на этой страничке с воспитателями, а сейчас закройте тетради.

7. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает тетради и карандаши.

Логопед. С кем вы познакомились сегодня?

Дети. С золотой рыбкой.

Логопед. Какая она?

Дети. Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Логопед. Что она делает?

Дети. Она плавает, ест листики, смотрит вокруг.

Логопед. Где она живет?

Дети. В аквариуме.

Логопед. Чем ее можно кормить?

Дети. Сухим кормом.

Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Я наклею вам новые наклейки на тетради.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов), навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового вни-

591

мания и восприятия, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование.Предметные картинки с изображениями аквариумных рыбок, картина «Аквариум»[78], тетради №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами, мяч, светофоры и магнитные рыбки по числу детей, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.Чтение рассказа Л. Берга «Рыбка», разучивание пальчиковой гимнастики «Жил да был один налим...», наблюдения за рыбками в аквариуме в уголке природы, кормление рыбок в аквариуме.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.]

Логопед входит в групповое помещение, здоровается с детьми, приглашает их в уголок природы к аквариуму.

Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбках, ко­торые живут в аквариуме, об аквариумных рыбках. Вы уже рассматривали рыбок и запомнили, как они называются. Кого вы видите в аквариуме?

1-й ребенок. Гуппи.

2-й ребенок. Меченосца.

3-й ребенок. Золотую рыбку.

4-й ребенок. Сомика.

Логопед. Молодцы! Вы запомнили названия всех рыбок, которые живут у нас.

2. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей за стол, на котором уже лежат открытые на с. 27тетради и стоит контейнер с простыми и цветными карандашами.

592

Логопед. Посмотрите на правую страничку. Кого нарисовал художник?

Дети. Это меченосец.

Логопед. Вы только что видели меченосца. Какой он?

Дети. Он красный. У него длинный хвостик.

Логопед. Правильно. И голова, и туловище, и хвостик, и плавники у меченосца красные. Обведите меченосца по точкам, а потом раскрасьте красным карандашом. А какими карандашами вы будете раскрашивать водоросли?

Дети. Зеленым и коричневым.

Логопед. Ну а камушки могут быть разноцветными, как у нас в аквариуме. Не забудьте синим карандашом нарисовать воду, в которой плавает меченосец.

Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, оказывает им необходимую помощь, оценивает их работу или предлагает детям оценить работу друг друга.

3. Отгадывание и толкование загадок о рыбках.[Развитие мышления, диалогической речи.]

Логопед собирает тетради, убирает со стола контейнер с карандашами.

Логопед. Я хочу загадать вам несколько загадок. А вы будете не просто отгадывать их, но и объяснять, почему вы так думаете.

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы —

Знаменитые пловцы.

Что это за дом и кто в нем живет?

Дети. Это аквариум и рыбки.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Аквариум стеклянный, прозрачный, на нем нет номера. Рыбки в нем живут и плавают.

Логопед. Верно. Слушайте еще одну загадку.

593

Ярко-красный или черный,

Очень резвый и проворный.

Длинный острый хвостик носит

И зовется...

Дети. ...Меченосец.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. У меченосца длинный острый хвостик. Он красный или черный. Меченосец быстрый и проворный.

Логопед. Отлично. Вы отгадали очень трудные загадки. Похлопайте себе.

4. Игра «Что изменилось?»[Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]

Логопед помещает на наборное полотно игру «Аквариум». Рыбки закреплены на игровом полотне с помощью «липучек».

Логопед. Посмотрите, какой красивый аквариум есть у меня. Кого вы видите в нем?

Дети. Золотую рыбку, гуппи, меченосца и улитку.

Логопед. Что делает улитка?

1-й ребенок. Улитка ползет по листочку.

Логопед. Что делает гуппи?

2-й ребенок. Гуппи плывет над корягой.

Логопед. Что делает меченосец?

3-й ребенок. Меченосец плавает у поверхности.

Логопед. Что делает золотая рыбка?

4-й ребенок. Золотая рыбка роется в песке.

Логопед. Сейчас вы закроете глаза, а я кое-что изменю в аквариуме. Вы должны будете по очереди рассказать, когда откроете глаза, что изменилось. (Меняет расположение обитателей аквариума.) Откройте глаза.

1-й ребенок. Улитка теперь ползет по коряге.

2-й ребенок. Золотая рыбка плавает у поверхности.

3-й ребенок. Меченосец плывет над корягой.

4-й ребенок. Гуппи роется в песке.

5. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим...»[Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]

594

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить пальчиковую гимнастику «Жил да был один налим...»

Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. Выполняют плавные движения сложенными ладонями, имитирующие движения плавников.
Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки Скрещенными ладонями имитируют взмахи крыльев.
И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с больших.

6. Игра «Кто как передвигается?»[Развитие речевого слуха. Уточнение глагольного словаря.]

Логопед предлагает детям остаться на ковре и достает мяч.

Логопед. Давайте поиграем в новую игру «Кто как передвигается?» Я бросаю одному из вас мяч и называю зверя, птицу, рыбу или насекомое. Вы ловите мяч, говорите, как передвигается этот представитель животного мира, и возвращаете мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Ласточка.

1-й ребенок. Летает.

Логопед. Меченосец.

2-й ребенок. Плавает.

Логопед. Лошадь.

3-й ребенок. Бегает.

Логопед. Лягушка.

4-й ребенок. Прыгает.

Логопед. Змея.

1-й ребенок. Ползает.

Логопед. Медведь.

2-й ребенок. Ходит.

Логопед. Бабочка.

3-й ребенок. Летает.

Логопед. Гусеница.

4-й ребенок. Ползает.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо.

7. Игра «Разноцветные рыбки».[Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.]

595

Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает им светофоры и магнитных разноцветных рыбок.

Логопед. Вчера мы с вами познакомились с буквой М, учились отличать звук [м] от других звуков. А сегодня мы будем учить­ся определять место этого звука в слове. Нам помогут разноцветные рыбки из «магнитного бассейна» и светофор. Если вы услышите звук [м] в начале слова, рыбка должна приплыть на красный прямоугольник. Если звук [м] будет в середине слова, рыбка при­плывет на средний, желтый прямоугольник. И если звук [м] вы услышите в конце слова, рыбка приплывет на последний, зеленый прямоугольник. Давайте попробуем. Дом. На какой прямоуголь­ник приплыла рыбка? Верно. Рыбка приплыла на последний, зеленый прямоугольник.

Таким образом, детям предлагается еще 4—5 слов (гном, замок, карман, мандарин, молоток).

8. Работа по книге «Мой букварь».[Закрепление знания буквы М и умения находить ее среди других букв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематических представлений, диффе­ренциации звуков [м]—[н] в словах.]

Логопед собирает светофоры и рыбок и раздает детям буквари, открытые на с. 25.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Что на ней нарисовано?

Дети. Это улица.

Логопед. На улице много магазинов, на магазинах висят вывески. Покажите все буквы М на вывесках.

Дети показывают букву на вывесках.

Логопед. Вы показали все буквы М в словах «молоко», «химчистка», «мороженое», «универсам». Отлично! А теперь вер­немся на предыдущую страницу и прочитаем слоги и слова с буквой М.

Дети читают слоги и слова.

Логопед. А теперь рассмотрите картинки в нижней части следующей страницы. Сначала назовите картинки, названия которых заканчиваются звуком [м], а потом — картинки, названия которых заканчиваются звуком [н].

Дети. Дом, сом, слон, лимон.

596

Логопед. Правильно.

9. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить уже знакомые упражнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. В качестве зрительной опоры используются игрушки.

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед собирает буквари.

Логопед. Давайте вспомним, о ком мы беседовали сегодня, чем занимались.

1-й ребенок. Мы говорили о рыбках.

2-й ребенок. Мы раскрашивали меченосца.

3-й ребенок. Играли в новую игру «Кто как передвигается?»

4-й ребенок. Читали букварь.

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка или предлагает детям оценить работу друг друга.

Май, 2-я недели

Тема «Наш город. Моя улица. Звук и буква К»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад. Расширение и уточнение словаря по теме «Наш город. Моя улица» (Санкт-Петербург, город, Северная столица, река, Нева, Невский проспект, Дворцовая площадь, главный, красивый, прекрасный, строить, любить, беречь, гордиться). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование умения отвечать на

597

вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспитание длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование.Фотографии или открытки с видами родного города, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами, конверты с разрезными картинками, плоскостные изображения чаек, карточки с пройденными буквами, предметная картинка с изображением чашечки с чаем, контейнер с красными и синими фишками, предметная картинка с изображением баржи.

Предварительная работа.Разучивание подвижного упражнения «На закате тучки тают», прогулка с родителями по центру города (знакомство с Невой, Невским проспектом, Дворцовой площадью), формирование понятий главная улица, главная площадь, главная река. Прогулка с воспитателями и логопедом по улице, на которой находится детский сад. Рассматривание зданий, транспорта. Прогулка по территории детского сада. Рассматривание здания детского сада, оборудования прогулочных площадок. Формирование умения ориентироваться на участке детского сада.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия. Раз­витие связной речи.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает детей к наборному полотну, на котором выставлены открытки с видами Санкт-Петербурга (родного города).

Логопед. Пройдите к наборному полотну и рассмотрите фотографии, которые на нем стоят. Возьмите фотографию того места, которое вы узнали. Расскажите, что у вас на фотографии. Вспомните, что вы знаете об этом месте.

1-й ребенок. Это Нева. Я гулял там с мамой и папой. Нева очень красивая. Над водой летают чайки.

2-й ребенок. Это Невский проспект. Это главная улица нашего города. Там много красивых домов.

598

3-й ребенок. Это Дворцовая площадь. Это главная площадь нашего города. На площади — Зимний дворец. Я ходил туда с мамой и увидел много картин.

4-й ребенок. Это проспект Ветеранов. На этой улице стоит наш детский сад. Проспект широкий. По нему едут машины.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об известных вам местах нашего города. Сегодня мы посвятим занятие Санкт-Петербургу, Северной столице, одному из главных и самых красивых городов нашей страны. Мы с вами должны гордиться тем, что живем в таком прекрасном городе, и беречь его.

2. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики. Расширение пассивного словаря (Адмиралтейство, шпиль, символ).]

Логопед предлагает детям сесть за стол, раздает им открытые на с. 28 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает на мольберт фотографии с видом Адмиралтейства и с изобра­жением кораблика на его шпиле.

Наши рекомендации