ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

Рекомендации врача-психиатра высшей квалификацион­ной категории С. Ю. Бениловой

Основные принципы общения с детьми и подростками, предупреждающие и снимающие эмоциональные и пове­денческие расстройства

Предисловие

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлага­ем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрос­лым членам семьи установить с ребенком ровные доброже­лательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним.

В течение длительного времени родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или, наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатли­тельным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликт­ным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, зат­руднено общение и т.д. Как правило, такие состояния воз­никают у детей и подростков при наличии внутреннего пси­хологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, — детского или подросткового невроза.

Родители начинают искать решение возникших проблем в специальной и научно-популярной медицинской и психо­логической литературе. Большое количество профессиональ­ных терминов, тестов, примеров повергает их в растерянность, тревогу и отчаяние. Как сориентироваться в море спе­циальных слов, обилии примеров, массе рекомендаций, иног­да похожих друг на друга? В такой ситуации, конечно, труд­но не оказаться в плену растерянности, когда все кажется от­носящимся к собственному ребенку, принципиально важ­ным и необходимым. Не будучи специалистом, как правиль­но выбрать совет, который поможет именно Вам решить труд­ную ситуацию с Вашим ребенком? На приеме родители гово­рят мне: «Доктор, мы прочли столько книг и статей об обще­нии с детьми, там все написано очень правильно. Но мы ни­как не можем конкретно найти те рекомендации, которые окажутся полезными для нас. Скажите, а что нам делать кон­кретно?»

Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети

— особое общение» дает возможность корригировать негатив­ное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она не зат­рагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения. В воспита­нии детей нет абсолютов, нет легких ответов, нет методов, гарантирующих успех во всех случаях. Однако существуют установки, которые могут составить, и действительно состав­ляют, альтернативу в общении с ребенком.

Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологи­ческого неблагополучия в детстве или подростковом перио­де. Принципы системы «Особые дети — особое общение» спо­собствуют предупреждению и снятию эмоциональных и по­веденческих нарушений. Каждый пункт, каждая рекомен­дация основаны на реализации определенного закона психо­логического и психического развития ребенка. Эти законы отличаются от физических тем, что не имеют доказательств

— это аксиомы. Мы можем проигнорировать эти законы, но не можем их обойти. Просто мы с Вами получим результат с отрицательным знаком.

Желаю Вам, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, успеха в решении проблем с Вашими, самыми дорогими и любимыми для Вас детьми!

С уважением БЕН И ЛОВА С. Ю.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА — максимально ДОБРОЖЕЛА­ТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕН­НОЕ.

ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком — предельно (в лю­бых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИ­ВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:

• всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нуж­ную по смыслу фразу можно построить не используя их;

• приказных фраз;

• повелительного наклонения;

• глаголов «должен», «обязан», «нужно»;

• местоимений Я, ТЫ.

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклоне­ние; местоимение МЫ. НЕ НАДО:

• вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ре­бенка публично (лучше потом, без посторонних, спо­койно, с глубоким пониманием ребенка обсудить воз­никшую проблему и помочь ее решить);

• хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

ПОМНИТЕ:

• телевизор, видео — НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмо­циональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;

• если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что те­перь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ — ЭТО РАДОСТЬ;

♦ от Вас ребенку необходимо как можно больше так­тильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИ­ГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

СТАРАЙТЕСЬ:

НЕ говорить с иронией и насмешкой;

НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

НЕ ругаться и не кричать на ребенка;

ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;

НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;

КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все про­блемы;

КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок;

НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиде­лись на него;

НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохим.

От неправильного поведения или занятия старайтесь ре­бенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вари­антов деятельности или занятий.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда — ЛЮБОВЬ.

Литература

Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмо­циональным развитием: Младший дошкольный возраст: Учеб.-метод, пособие. — М., 2000.

Бондаренко СМ. Учите детей сравнивать. — М., 1981.

Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1998.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопе­дия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни­ков. — Екатеринбург, 1998.

Левин В.А. Когда маленький школьник становится боль­шим читателем: Введение в методику начального литератур­ного образования. — М., 1994.

Понятийно-терминологический словарь логопеда. — М., 1997.

Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. —М., 2000.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2000.

Чуковский К.И. От двух до пяти. —М., 1957.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...............................

РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ..............

Записная книжка родителей.............................................

РЕБЕНОКИРЕЧЬ (общиесведения) ..................................

Периодизация развития речи (нормативы

речевого развития)................................................................

Периоды развития понимания речи ...................................

Эмоциональная сторона речи .............................................

ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.................................

Проявления речевых нарушений.........................................

Причины речевых нарушений.............................................

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ................................................

Понимание речи...................................................................

Развитие слухового внимания.............................................

Пусковой момент.................................................................

РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО....................................................

Развитие языковых возможностей.......................................

Речь неотделима от других сторон жизни..........................

ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ.........................................

Заключение.........................................................................

Приложение. ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ.......

Литература.........................................................................

[1] Сохраните образцы детских рисунков для консультации со специалистами

[2] Методику обучения глобальному чтению Вы найдёте в книге Т.С. Резниченко «Чтобы ребёнок не заикался» (М.: Гном и Д, 2000).

[3] «Лото-глаголы» и пособия «Тетрадь № 1», «Тетрадь № 2» готовятся к изданию.

[4] См. приложение

Наши рекомендации