Дидактические игры как форма акмеологических технологий
Передовой опыт зарубежных педагогов, многочисленные исследования и публикации советских и российских педагогов (Ю. С. Арутюнов, Н. Б. Борисова, А. А. Вербицкий, С. А. Габрусевич, Э. М. Мартузина, А. А. Соловьева и др.) подтверждают, что императивная педагогика в школе должна быть заменена педагогикой сотрудничества и развития, в основе, которой лежит понимание того, что обучение выступает как средство развития индивидуальных качеств субъекта с помощью знаний, умений и навыков.
Педагогические технологии, ориентированные на развитие творческого потенциала человека и его самореализацию, представляют собой акмеологические технологии. Имеются все основания рассматривать дидактические игры как форму акмеологических технологий. При этом разрабатываются и реализуются дидактические игры: направленные на образовательную подготовку в учебных заведениях; ориентированные на творческий поиск путей решения проблем в процессе обучения.
Дидактические игры кардинально меняют технологию обучения. Суть их состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность школьника, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого школьник должен подходить к учебе как к творческому процессу, самостоятельно овладевать знаниями. А это требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную познавательную деятельность обучающегося.
Рассмотрим дидактические игры их как одно из направлений совершенствования учебного процесса: дидактические игры, разработанные профессором Г. И. Хозяиновым, профессором Р. Ф. Жуковым, С. А. Мухиной, А. А. Соловьевой. Это такие игры как: «ЛИДЕР», «Учащийся как субъект и объект деятельности», «Моя профессия», игры, разработанные на основе технологии «МАСТАК», «Проблематизация», «No problems», «Самооценка», «Ярмарка идей» и др. Эти дидактические игры, представляют собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе учебной деятельности.
Основным достоинством дидактических игр является следующее: во-первых, школьники учатся не бояться отрицательных последствий каких-либо неправильных действий, а, наоборот, обращать это в пользу, так как приобретается опыт; во-вторых, применение игр позволяет значительно ускорять время протекания реальных процессов; в-третьих, многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения; в-четвертых, поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности, дети могут чувствовать себя более свободно, что стимулирует на поиск наиболее эффективного решения.
Итак, учебная дидактическая игра с позиции игровой деятельности – это познание и реальное освоение обучаемыми социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным, заложенным в условиях игры правилам, и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях.
Рассматриваемая с позиций учебной деятельности как сложная педагогическая технология, учебная игра представляет собой специфический способ управления учебно-познавательной деятельностью школьников и студентов.
Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развития.
Дидактическая игра как метод обучения является нормативной моделью процессов деятельности. В частности, такой моделью является роль, содержащая в себе набор правил, определяющих как содержание, так и направленность, характер действий играющих. Игровой метод – это, прежде всего исполнение роли по определенным, заложенным в ней правилам, а сами игры – используемые в обучении и воспитании – ролевые игры.
Особое регулятивное значение в данном виде обучения принадлежит игровой проблеме: именно она составляет ядро игровой роли и обуславливает воспитательную и обучающую ценности той или иной конкретной игры.
Учебная дидактическая игра – вариативная, динамично развивающаяся форма организации, целенаправленного взаимодействия всех ее участников при педагогическом руководстве со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.
Игра раскрывает личностный потенциал школьников: каждый участник диагностирует свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Учащиеся выступают творцами не только учебных ситуаций, но и «создателями» собственной личности.
В процессе подготовки и проведения дидактической игры каждый школьник имеет возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель помогает им стать в игре теми, кем они могут стать, показать им их лучшие качества, которые могут раскрыться в динамике общения. Успех в имитируемой ролевой деятельности вызывает у исполнителей веру в свои силы и возможности, желание вновь пережить игровые ситуации, чтобы найти в себе нечто новое, важное.
Дидактическая игра является динамичной и детерминированной системой «преподаватель-учащийся» и «учащийся-учащийся», контролируемой системой, так как процедура игры готовится и корректируется преподавателем, а также и саморегулируемой системой, поскольку отношения в дидактической игре между ее участниками складывались «по вертикали». Она вырабатывала основу свободных, творческих отношений равно информированных партнеров между преподавателем и учениками.
На основании наблюдений за проведением дидактических игр различными педагогами с разным составом участников, с учетом проведенных опросов, среди школьников, педагогов были подтверждены условия проведения эффективных дидактических игр, приведенные в литературе:
Игра раскрывает личностный потенциал школьников: каждый участник диагностирует свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Учащиеся выступают творцами не только профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности.
Условия, относящиеся к деятельности педагога: подготовленность педагога к проведению игры; проблемный характер заданий; оптимальное сочетание групповой и коллективной работы школьников и студентов; четкость и ясность цели; подбор интересных заданий; учет состава группы (преобладание игроков с репродуктивным или творческим типом мышления); выбор оптимальных средств и методов обучения.
Условия, относящиеся к индивидуальной познавательной деятельности учащихся: направленность учащихся на творческую самостоятельную работу; положительный настрой на игру; уровень подготовленности.
Условия, относящиеся к коллективной мыслительной деятельности школьников: наличие доброжелательной атмосферы в процессе игры; наличие сплоченного коллектива в группе; наличие в группе лидера («генератора» идей); активность всех участников в игре; психологическая совместимость игроков в группе; организация коллективной мыслительной деятельности в игровой группе лидеров; опыт игровой деятельности участников.
Организационно-технические условия проведения дидактических игр: оптимальные условия проведения игры; наличие определенной системы проведения игр в учебном процессе школы и вуза; распределение ролей в игре; техническое обеспечение игры; предварительное формирование игровых групп.