Сходство и различия курсовых и выпускных квалификационных работ

(по Е.В. Бережновой)

Количественные и качественные различия Курсовая работа по специальности Дипломное исследование
Объем Примерно 1 п. л. (20-25 страниц текста) Без приложений примерно 2-3 п. л. (40-45 страниц текста)
План Чаще всего простой план: Выделение пунктов Сложный: Выделение глав, пунктов и, при необходимости, подпунктов
Анализ теоретических источников по теме исследования Не менее 20 источников: анализ общепсихологической, экспериментальной, методической литературы Более 20 источников: анализ общепсихологической, экспериментальной, методологической литературы. Анализ имеет более глубокий характер
Изучение проблемы Общие подходы к разрешению проблемы Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути разрешения проблемы
Выдвижение гипотезы Рабочая задача, или описательная гипотеза Объяснительная гипотеза
Опытно-экспериментальная работа Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента, допускается небольшой размер выборки Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент. Размер выборки должен приближаться к репрезентативному уровню (доказательному с т. зрения статистики)
Характер опытно-экспериментальной работы Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне. Эксперимент носит частный характер Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне. Эксперимент строится как целостная система, позволяющая полноценно охватить наиболее важные аспекты проблемы
Уровень обобщения Обобщаются результаты непродолжительного эксперимента частного плана. Обобщения носят эмпирический характер Обобщаются результаты достаточно серьезного, более масштабного эксперимента, который должен организовываться как целостный охват проблемы. Обобщения более широкого, теоретического характера

Таким образом, существенным отличием ВКР от курсовой работы является организация опытно-экспериментальной работы.

К содержанию выпускной квалификационной работе предъявляется следующие требования:

1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития педагогической теории и практики;

2. Направленность проблемы на получение актуального психолого-педагогического знания;

3. Изучение и критический анализ литературы по проблеме исследования;

4. Изучение и анализ передового педагогического опыта и личного опыта студента в процессе его педагогической практики;

5. Наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем;

6. Представленность в работе всех структурных элементов исследования;

7. Проведение самостоятельного исследования;

8. Доказательность теоретических основ исследования: обоснование и раскрытие возможных подходов к исследованию проблемы, рассмотрение основных ее аспектов;

9. Четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ эксперимента;

10. Научная новизна и практическая значимость проведения исследования;

11. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций;

12. Соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы теме исследования;

13. Обоснование выбора методов исследования;

14. Перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований;

15. Достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников;

16. Культура оформления (ее соответствие требованиям стандарта).

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ и ВКР

Наши рекомендации