Требования к уровню освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050703 – «Дошкольная педагогика и психология»
Специальность 050717– «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Специальность 050715.65 – «Логопедия»
Специальность 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования»
Пермь
ПГПУ
Рецензент:
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и славянского языкознания Пермского государственного университета И.И. Русинова
Авторы-составители: канд. филол.наук, ст. преп. Ю.В. Зверева,
канд. филол.наук, доц. Н.А. Линк
Русский язык:учеб.-метод. комплекс курса. Специальности 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717– «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050715.65 – «Логопедия», 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования» / авт.-сост. Ю.В. Зверева, Н.А. Линк; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – с.
Учебно-методический комплекс курса «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Педагогика и методика дошкольного образования». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по данной специальности и является обязательной для изучения. Издание позволяет изучать русский язык и культуру речи в рамках данного курса самостоятельно.
Адресовано студентам педагогических вузов и преподавателям лингвистических дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………
1. Цели и задачи изучения дисциплин
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
4. Содержание курса...........................................................................
5. Темы практических и семинарских занятий........................
6. Тематика рефератов и контрольных работ...................................
7. Учебно-методическое обеспечение......................................
7.1. Литература....................................................................................
7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ,
7.3. Методические указания студентам
7.4. Методические рекомендации для преподавателя
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Русский язык и культура речи» для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии детства нацелен на углубление знаний о русском литературном языке и формирование умений и навыков свободного использования разнообразных языковых средств в различных коммуникативно-речевых условиях, навыков безукоризненно чистой, правильной, терминологически точной и выразительной речи, культуры делового общения. Курс «Русский язык и культура речи» является одним из предметов лингвистического цикла, имеет точки соприкосновения с такими предметами, как риторика, русский язык с основами языкознания, педагогика, психология, методики преподавания специальных дисциплин и др. Изучение предмета должно способствовать расширению лингвистического кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Курс призван познакомить студентов с основными коммуникативными качествами речи, такими, как правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность, с основными нормами современного русского литературного языка; помочь в их овладении, научить анализировать собственную речь и речь собеседника, научить владеть своим голосом, речевым аппаратом, подготовить к созданию значимых речевых произведений, с тем, чтобы общение было максимально эффективным.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление об общих вопросах, связанных с сущностью языка, его общественным характером, а также о формировании национального языка, о функционировании всех его разновидностей. Осознавать такие основополагающие понятия, как русский язык, современный русский литературный язык, основные функционально-стилевые разновидности устной и письменной форм литературного языка, коммуникативные качества речи, основные понятия риторики, а также иметь представление об основных направлениях совершенствования навыков говорения.
Будущий специалист должен знать орфоэпические, акцентологические, морфологические, лексические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; специфические черты каждого функционального стиля, основные правила оформления документов, этапы подготовки устного публичного выступления.
Специалист должен уметь: систематизировать языковые средства в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле и жанре они используются, продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на различные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения. Выпускник должен уметь самостоятельно подготовить публичное выступление, поддержать контакт с аудиторией во время выступления, ответить на вопросы, провести дискуссию. Будущий педагог дошкольного образования должен уметь редактировать письменный текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными требованиями русского языка.