Государственная служба занятости
Государственная служба занятости построена по административно-территориальному принципу иимеет трехуровневую иерархическую структуру.
Республиканскийуровеньпредставлен Департаментом по занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Областной уровень представляют комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Районный уровень представляют управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
– разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения;
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;
– организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
– регистрацию граждан безработными и осуществление социальных выплат (пособия по безработице, стипендии в период обучения, оказание материальной помощи безработным и членам их семей);
– ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
– содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;
– организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;
– содействие организации оплачиваемых общественных работ;
– организацию контроля за соблюдением законодательства о занятости населения;
– осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Одной из основных задач государственной службы занятости является поиск и предложение безработным подходящей работы.
Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено законом (ст. 4 Закона).
Работа не может быть подходящей, если:
– она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного;
– отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;
– условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям техники безопасности и производственной санитарии;
– предлагаемый заработок на 10% и более ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.
Если в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности). При этом учитываются способности безработного, состояние его здоровья, опыт работы, доступность средств обучения.
Правоотношения между государственной службой занятости и нанимателем характеризуются установлением определенных обязанностей нанимателей в отношении государственной службы занятости. Согласно ст. 21 Закона, наниматели обязаны:
– не позднее чем за 3 месяца представлять письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников;
– не менее чем за 2 месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите;
– письменно уведомлять органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест в течение 2 недель со дня их образования;
– создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность на данном предприятии;
– перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости;
– предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным;
– принимать на работу граждан, направленных органами государственной службы занятости в счет брони;
– принимать на работу выпускников учебных заведений;
– другие обязанности в соответствии с законодательством.
В республике создангосударственный фонд содействия занятости. Он является государственным целевым бюджетным фондом, сформирован в целях страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов нанимателей; средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения; добровольных пожертвований и других поступлений. В компетенцию органов государственной службы занятости входят вопросы распоряжения средствами данного фонда.