III. Изучение нового материала. Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

1. Работа по учебнику.

Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Ÿ Упражнения 25, 27.

– Произнесите каждое слово в упражнениях и прислушайтесь к себе.

– Какой звук вы произносите и слышите [ц] или [ц’]?

– С каким правилом написания только твердых согласных вы познакомились на предыдущем уроке?

– Сумеете распространить это правило на твердый звук [ц]? (Ответы учащихся.)

Ÿ Упражнение 26.

Один учащийся работает у доски с подробным комментарием.

– Надо ли записать слова, выделенные жирным шрифтом? Еще раз прочитайте правило и скажите, почему их не надо записывать.

III. Изучение нового материала. Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности. - student2.ru Физкультминутка

Ÿ Упражнение 27 (самостоятельное выполнение с взаимопроверкой в парах).

Чтение интриги.

«– Правда, изредка после Ц пишется Ы, – сказала Волшебница.

– Как же запомнить, когда пишется Ы? – спросил Миша».

2. Работа по карточкам в группах.

Коммуникативные УУД:формирование умения распределять работу с соседом по парте.

На карточках слова: птицы, цыпленок, скворцы, цирк, цифра, цыганский, цыган(ка), цикл, цыпки, отцы, цинк, молодцы, цыпочки, цитрусовый.

Задание 1–2-й группам (сильные группы): выписать слова, похожие по написанию на слово «птицы». Сделать вывод, в каких случаях пишется Ы после Ц.

Задание 3–4-й группам: выписать слова, похожие по написанию на слово «цыпленок».

Задание 5-й группе (слабоуспевающей): выписать слова, похожие по написанию на слово «цирк».

Проверка работ.

Выводы: под ударением пиши ЦИ с буквой И, ЦЕ с буквой Е; не во всех словах после Ц пишется И, есть слова-исключения (подсказка Летучей Мыши, с. 61); на конце слов после Ц пишется Ы.

Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД:осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности.

– Перечитайте выделенные жирным шрифтом слова из упражнения 26. Какие два слова вы теперь сможете написать правильно? Запишите их.

– «Цыганка» – пишу Ы, потому что это слово-исключение.

3. Словарный диктант.

Задание: заменить предложение одним словом.

Ÿ Как называется африканское животное с длинной шеей?

Ÿ Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?

Ÿ Как называется дикая роза?

Ÿ Какой вы знаете съедобный гриб с рыжей шляпкой?

Ÿ Как называется форменное пальто у военных?

Ÿ Как называется птенец у курицы?

Ÿ Как называются зверьки с длинными ушами, которые меняют цвет шерстки дважды в год?

4. Работа по учебнику.

Упражнение 28.

Дополнительное задание: подчеркните в написанных предложениях а) заглавные буквы, б) знаки препинания в конце предложения и в) изученные сочетания букв.

Взаимопроверка.

IV. Итог урока.

– Какой секрет букв, обозначающих только твердые звуки, помогла вам раскрыть Волшебница Анишит Йокоповна?

ТЕСТ

1. Вставь букву И или Ы.

а) розыгр..ш; г) рыж..к;

б) пруж..нить; д) выш..тые;

в) р..балка; е) насмеш..ть.

2. Какие буквы не пишутся после Ж, Ш?

а) Ы; б) И; в) Е; г) Э; д) Я.

3. Укажи, в каких словах после Ц пишется Ы.

а) овц..; г) ц..фра;

б) ц..ркуль; д) ц..х;

в) ц..ганка; е) ц..почки.

Наши рекомендации