III. Изучение нового материала. Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
1. Работа по учебнику.
Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Упражнения 25, 27.
– Произнесите каждое слово в упражнениях и прислушайтесь к себе.
– Какой звук вы произносите и слышите [ц] или [ц’]?
– С каким правилом написания только твердых согласных вы познакомились на предыдущем уроке?
– Сумеете распространить это правило на твердый звук [ц]? (Ответы учащихся.)
Упражнение 26.
Один учащийся работает у доски с подробным комментарием.
– Надо ли записать слова, выделенные жирным шрифтом? Еще раз прочитайте правило и скажите, почему их не надо записывать.
Физкультминутка
Упражнение 27 (самостоятельное выполнение с взаимопроверкой в парах).
Чтение интриги.
«– Правда, изредка после Ц пишется Ы, – сказала Волшебница.
– Как же запомнить, когда пишется Ы? – спросил Миша».
2. Работа по карточкам в группах.
Коммуникативные УУД:формирование умения распределять работу с соседом по парте.
На карточках слова: птицы, цыпленок, скворцы, цирк, цифра, цыганский, цыган(ка), цикл, цыпки, отцы, цинк, молодцы, цыпочки, цитрусовый.
Задание 1–2-й группам (сильные группы): выписать слова, похожие по написанию на слово «птицы». Сделать вывод, в каких случаях пишется Ы после Ц.
Задание 3–4-й группам: выписать слова, похожие по написанию на слово «цыпленок».
Задание 5-й группе (слабоуспевающей): выписать слова, похожие по написанию на слово «цирк».
Проверка работ.
Выводы: под ударением пиши ЦИ с буквой И, ЦЕ с буквой Е; не во всех словах после Ц пишется И, есть слова-исключения (подсказка Летучей Мыши, с. 61); на конце слов после Ц пишется Ы.
Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.
Личностные УУД:осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности.
– Перечитайте выделенные жирным шрифтом слова из упражнения 26. Какие два слова вы теперь сможете написать правильно? Запишите их.
– «Цыганка» – пишу Ы, потому что это слово-исключение.
3. Словарный диктант.
Задание: заменить предложение одним словом.
Как называется африканское животное с длинной шеей?
Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?
Как называется дикая роза?
Какой вы знаете съедобный гриб с рыжей шляпкой?
Как называется форменное пальто у военных?
Как называется птенец у курицы?
Как называются зверьки с длинными ушами, которые меняют цвет шерстки дважды в год?
4. Работа по учебнику.
Упражнение 28.
Дополнительное задание: подчеркните в написанных предложениях а) заглавные буквы, б) знаки препинания в конце предложения и в) изученные сочетания букв.
Взаимопроверка.
IV. Итог урока.
– Какой секрет букв, обозначающих только твердые звуки, помогла вам раскрыть Волшебница Анишит Йокоповна?
ТЕСТ
1. Вставь букву И или Ы.
а) розыгр..ш; г) рыж..к;
б) пруж..нить; д) выш..тые;
в) р..балка; е) насмеш..ть.
2. Какие буквы не пишутся после Ж, Ш?
а) Ы; б) И; в) Е; г) Э; д) Я.
3. Укажи, в каких словах после Ц пишется Ы.
а) овц..; г) ц..фра;
б) ц..ркуль; д) ц..х;
в) ц..ганка; е) ц..почки.