Раздел 2. Личность, ее развитие у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой психологии_______М.Ф.Бакунович

____ ________ 20 г.

Регистрационный №_____________

Тематика курсовых работ по дисциплине «Психология»

на 2015-2016 учебный год

для студентов дневной и заочной формы получения образования факультетов: физическо-математического, исторического, естествознания, эстетического образования, белорусской и русской филологии

СОСТАВИТЕЛИ:

Бакунович М.Ф., заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент.

Бычкова И.М., преподаватель.

Корзун С.А., преподаватель.

Месникович С.А., кандидат психологических наук, доцент.

Пенкрат О.А., преподаватель.

Полещук Ю.А., кандидат психологических наук, доцент.

Рекомендованы к использованию в учебном процессе на заседании кафедры психологии протокол № 17 от 04.06.2015г.

Раздел 1. Личность, деятельность, общение, познавательные процессы

И воспитание детей младенческого и раннего возраста

• Общение с матерью как фактор эмоционального развития младенца. (Петрович)

• Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым на ранних этапах онтогенеза.

• Основные факторы формирования конструктивного взаимодействия родителей и детей раннего возраста.

• Факторы сенсомоторного развития в младенческом возрасте.

• Особенности взаимосвязи становления мышления и речи в раннем возрасте.(Санкина)

• Динамика формирования «Я-концепции» детей раннего возраста.

• Предметная деятельность как средство приобщения ребенка к миру человеческой культуры в раннем детстве.

Раздел 2. Личность, ее развитие у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

• Особенности личностного развития детей шестилетнего возраста. (Полховская)

• Использование сюжетно-ролевой игры для развития личности дошкольника.

• Особенности формирования деловых качеств личности ребенка в игре.

• Особенности развития личности дошкольников (младших школьников, подростков, юношей) в закрытых детских учреждениях.

• Личностные характеристики старших дошкольников с разным уровнем креативности.

• Формирование позитивной «Я-концепции» в дошкольном возрасте (младших школьников, подростков, юношей).

• Основные факторы формирования самооценки в период дошкольного детства.

• Соотношение самооценки и уровня притязаний у дошкольников (младших школьников, подростков, юношей).

• Особенности взаимосвязи самооценки с результативностью подростка, юноши в различных видах деятельности.

• Представление о будущем у старших дошкольников, младших школьников, подростков, юношей.

• Психологическая структура национального самосознания дошкольников, младших школьников, подростков, юношей.

• Осознание себя и своих сверстников старшими дошкольниками, младшими школьниками, подростками, юношами с различным социометрическим статусом.

• Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста (младших школьников, подростков, юношей).

• Развитие самосознания старших дошкольников как фактор подготовки детей к школе.

• Изучение влияния различных социальных факторов на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

• Гендерные различия ценностных ориентаций старших дошкольников, младших школьников, подростков, юношей.

• «Самое прекрасное» и «самое безобразное» в представлении современного дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши.

• Анализ представлений дошкольников, младших школьников, подростков, юношей о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах.

• Любимые книги и герои художественных произведений современных дошкольников 5-6 лет (младших школьников, подростков, юношей).

• Специфика понимания социальных ценностей в дошкольном возрасте, младших школьников, подростков, юношей.

• Изучение влияния направленности личности на положение ребёнка в системе взаимоотношений в дошкольном возрасте.

• Изучение влияния направленности личности на положение ребёнка в системе взаимоотношений в младшем школьном возрасте.

• Изучение влияния направленности личности на положение ребёнка в системе взаимоотношений в подростковом возрасте.

• Проявления эгоцентризма у старших дошкольников, младших школьников, подростков, юношей.

• Эгоцентризм дошкольника (младших школьников, подростков, юношей) и его способность к альтруистическому поведению.

• Формирование мотивов познавательной деятельности у дошкольников.

• Мечты и желания современных старших дошкольников разного пола.

• Характеристика нравственных чувств у дошкольников.

• Психологические особенности становления нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста (младших школьников, подростков, юношей).

• Представления дошкольников, младших школьников, подростков, юношей о нормах поведения в обществе.

• Характеристика преобладающих эмоциональных состояний дошкольников, младших школьников, подростков, юношей.

• Психологические аспекты развития эмпатии у младших школьников, подростков, юношей.

• Психологические аспекты развития эмпатии у старших дошкольников.

• Развитие понимания эмоций и чувств детьми дошкольного возраста, младших школьников, подростков, юношей.

• Характеристика механизмов психологической защиты у детей дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.

• Виды детских страхов, их причины и коррекция. (Воловикова)

• Психологический анализ возрастной динамики детских страхов.

• Психологические особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

• Характеристика тревожности старших дошкольников и первоклассников и возможности её профилактики.

• Причины агрессивных проявлений в дошкольном возрасте (младших школьников, подростков, юношей) и возможности их коррекции.

• Особенности поведения в конфликтах детей с разной самооценкой (подростки, юноши).

• Упрямство и негативизм в дошкольном возрасте (подростковом возрасте): причины и возможности профилактики.

• Психологические особенности леворуких и праворуких детей.(Орловская).

• Учет индивидуально-типологических особенностей детей в воспитательном процессе.

• Особенности полоролевой идентификации у дошкольников (младших школьников), подростков, юношей.

• Гендерная социализация мальчиков и девочек из полных и неполных семей.

• Особенности гендерной социализации в условиях детского дома.

• Роль СМИ в формировании полоролевых стереотипов в различных возрастных категориях.

• Особенности волевой регуляции у дошкольников, младших школьников, подростков, юношей в общении со сверстниками и взрослыми.

• Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте, младших школьников, подростков, юношей.

• Проявление творческих способностей дошкольников, младших школьников, подростков, юношей в разных видах деятельности.

• Характеристика креативности дошкольников с различным социометрическим статусом.

• Проблемы детской одарённости в художественной литературе.

• Осознание дошкольниками, младшими школьниками, подростками, юношами ролевой структуры своего «Я».

• Проявления и коррекция синдрома гиперактивности у дошкольников, младших школьников, подростков.

• Психологические особенности развития личности близнецов.

• Особенности страхов у дошкольников, младших школьников, подростков, юношей из полных и неполных семей.

• Психологические характеристики учащихся с ОПФР.

• Психологические характеристики взаимоотношений в классах интегрированного обучения.

• Влияние тревожности на успеваемость в младшем школьном возрасте.

• Уровень тревожности у детей младшего школьного возраста.

Наши рекомендации