Характеристика и назначение упражнений ритмической

Гимнастики

Ритмическая гимнастика — одна из разновидностей оздорови­тельных видов гимнастики. Ее содержанием являются разнообраз­ные, простые по технике исполнения физические упражнения (об-щеразвивающие, танцевальные и др.). Они выполняются поточ­ным способом под эмоционально-ритмическую музыку.

Систематические занятия ритмической гимнастикой повыша­ют двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занима­ющихся. Они могут быть средством активного отдыха и восстанов­ления после напряженной умственной работы. Правильное рас­пределение упражнений и подбор музыкальных произведений в сочетании со словами педагога оказывают положительное психо­логическое воздействие, приводят к улучшению общего состоя­ния организма занимающихся, их хорошему самочувствию. С по­мощью упражнений ритмической гимнастики формируются уме­ния и навыки в согласовании движений с темпом, ритмом, му­зыкальным размером, громкостью звука и другими средствами Музыкальной выразительности. Кроме того, эти упражнения яв-





ляются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, подвижности в различных сус­тавах, мышечной силы, общей выносливости, физической и ум­ственной работоспособности, трудолюбия. Танцевальная направ­ленность упражнений способствует развитию выразительности и пластичности движений.

Большое разнообразие упражнений, выполняемых под умелым руководством педагога, обогащает учащихся двигательным, эмо­циональным, волевым, морально-нравственным опытом. На этой основе быстрее формируются умения и навыки в различных видах спортивной и трудовой деятельности.

Занятия под музыкальное сопровождение развивают музыкаль­ный слух, чувство прекрасного, дают возможность занимающим­ся выразить в движениях свои индивидуальные особенности не только на занятиях ритмической гимнастикой, но и на вечерах отдыха, в художественной самодеятельности. В процессе занятий создаются благоприятные условия для общения, воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированность и другие необходимые занимающимся качества.

Все это делает упражнения ритмической гимнастики в сочета­нии со словом преподавателя-тренера, музыкой и условиями, в которых проводятся занятия, мощным комплексным средством и методом воздействия в оздоровительном, образовательном и вос­питательном отношении.

Большая популярность ритмической гимнастики привела к появлению различных направлений. К ним относятся: атлетичес­кое, танцевальное, психорегулирующее и спортивное. Эти направ­ления включают различные виды ритмической гимнастики, ре­шают определенные задачи и отличаются подбором средств.

В настоящее время наиболее популярными видами являются: ритмопластика, танцевально-ритмическая, танцевально-игровая, релаксационная гимнастика и различные оздоровительные виды аэробики (классическая, фанк-аэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, фитбол и др.).

Ритмопластика — это упражнения, направленные на развитие эластичности и силы мышц, выразительности, грациозности, пластичности и культуры движений.

Танцевально-ритмическая гимнастика включает ритмику и эле­менты танца. Комплекс этих упражнений представляет закончен­ную сюжетно-танцевальную композицию.

Танцевально-игровая гимнастика применяется в дошкольных и школьных учреждениях. Все ее разделы объединяет игровой метод проведения занятий.

Релаксационная ритмическая гимнастика включает традицион­ные упражнения ритмической гимнастики в сочетании с упраж­нениями на расслабление и дыхание.

Содержание упражнений

Вритмической гимнастике применяется несколько групп уп­ражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные упраж­нения, упражнения художественной гимнастики, упражнения нетрадиционных видов гимнастики и др.

Строевые упражнения служат средством организации занимаю­щихся и их удачного размещения в зале, на площадке. Они вы­полняются в строгом соответствии с требованиями гимнастичес­кого стиля и могут сочетаться с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под му­зыку. Например: перестроение можно выполнить переменными шагами или подскоками, а размыкание — приставными шагами с наклонами туловища вправо-влево и др.

Упражнения для согласования движений с музыкой являются спе­циальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамичес­кие оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музы­кой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. В свя­зи с этим на каждом занятии по ритмической гимнастике, осо­бенно у дошкольников и младших школьников, необходимо ра­ботать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.

Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике вклю­чают в себя ходьбу, бег, прыжки, многообразные по форме, ве­личине мышечных усилий и продолжительности выполнения. Они выполняются в гимнастическом стиле, большинство из них носит стилизованный или танцевальный характер. Это придает им осо­бый колорит, делает их привлекательными, а при исполнении под музыку более эмоциональными.

Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике, как ив любом другом виде гимнастики, могут выполняться без пред­метов, с предметами (палки разных размеров, набивные мячи, флажки, самодельные предметы и др.), на различных гимнасти­ческих снарядах (гимнастическая стенка, скамейка), а также со взаимной помощью друг другу (в парах). В ритмической гимнасти­ке можно выделить группу общеразвивающих упражнений, с по­мощью которых оказывается избирательное воздействие на мы­шечные группы всех звеньев тела. С помощью таких упражнений Педагог может развивать у обучаемых подвижность в суставах, эла­стичность мышц и связок, способность в совершенстве владеть сВоим телом.




Гимнастика



Танцевальные упражнения в ритмической гимнастике очень мно­гообразны. К ним относятся: элементы танцев народов мира, со­временных танцев, бального, бытового и пантомимного характе­ра, ритмические танцы, музыкальные игры, хореографические упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным движениям, элементам и только после этого при­меняют в комбинациях, танцах и плясках.

Ритмические танцы в основе своей просты и могут применять­ся при решении задач подготовительной и основной частей урока. Их используют на праздниках, в летних оздоровительных лаге­рях, в показательных выступлениях.

Примеры ритмических танцев приведены выше.

АВТОСТОП

И. п. — стойка ноги врозь на ширине стопы.

I. 1—2 — два пружинящих сгибания правой с двумя рывками согну-

тых рук: левая вверх, правая вниз, кисти в кулак, большой

палец вверх; 3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги, меняя положение рук; 5—8— повторить счет 1—4.

II. 1 — правую согнуть, стопа на полу, руки к правому плечу, ладони

вместе («лодочкой»);

2 — повторить счет 1 с другой ноги, меняя положение рук, к дру-

гому плечу;

3 — левую разогнуть, правую согнуть, руки «лодочкой» к правому

колену;

4 — повторить счет 3 с другой ноги, меняя положение рук, к дру-

гому колену;

5 — левую разогнуть, правую согнуть, скрестный мах руками перед

собой, левая сверху;

6 — повторить счет 5, меняя положение ног и рук;

7 — меняя положение ног, хлопок за спиной;

8 — прыжком поворот кругом (или направо — налево) в исходное

положение с хлопком перед собой.

СЛОНЕНОК

И. п. — основная стойка;

1.7 — полуприсед ладони на живот;

2 — встать, правую в сторону на пятку, руки полусогнуты в сторо­ны, ладонями вперед;

3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги;

5—8— повторить счет 1 — 4. П. / — полуприсед, руки согнуть вперед, ладонями вперед;

2 — встать на левую, правую назад на носок с небольшим накло­ном вперед, руки вверх, ладонями вперед;

3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги;

5—8— повторить счет 1—4.


III. 7- 2 -

-шаг левой в сторону, правая на носок, руки полусогнуты в стороны;

-с поворотом налево полуприсед на левой, правую согнуть вперед, стопа у колена; левую руку согнуть вперед («хобот»), правую руку согнуть назад («хвостик»);

3 4- 5- IV. 7-

■ с поворотом направо шаг правой в сторону, левая на носок,
руки полусогнуты в стороны;
повторить счет 2 с другой ноги, в другую сторону;

8 — повторить счет 1—4.

2- 3- 5-6- 7-

■ с поворотом налево шаг левой в сторону, руки полусогнуты в
стороны;

■ подскок на левой, сгибая и разгибая правую влево («кик»);
4 — с шагом правой в сторону повторить счет 1—2 с другой

ноги; прыжок влево;

■ прыжок вправо;
8 — два хлопка над головой.

На уроках ритмической гимнастики в дошкольном и младшем школьном возрасте применяются игры под музыку. Это могут быть специальные музыкальные игры («Музыкальные змейки», «Запев-припев», «Попрыгунчики-воробушки» и др.) либо подвижные игры, выполненные под музыку (например, игра «День и ночь»). Возможны такие игры: «Дети и медведь», в которой выполняются определенные танцевальные движения; «Пустое место», в кото­рой школьники выполняют хлопки или танцевальные движения, пока водящий идет снаружи круга и выбирает себе партнера для состязания в беге. На уроке можно использовать любые подвиж­ные игры, переделанные учителем под музыку.

Из упражнений художественной гимнастики применяются плав­ные, волнообразные и пружинные движения, взмахи, «волны», упражнения без предметов и с предметами.

Плавные, волнообразные движения различными звеньями тела применяются в процессе ходьбы, бега, танцевальных шагов, в седах и упорах. Пружинные движения выполняются руками, нога­ми и туловищем как на месте, так и в движении. Наиболее про­стые взмахи и «волны» используются как отдельно, так и в соче­тании с другими упражнениями с целью развития у занимаю­щихся способности соразмерять движения по мышечному уси­лию, сочетать напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Упражнения с предметами, помимо общего воздействия на зани­мающихся, могут быть использованы для развития тонкой коор­динации движений, ловкости пальцев рук и повышения пропри-оцептивной чувствительности, которые необходимы дошкольни­кам и младшим школьникам для овладения навыками письма и Несложными бытовыми и трудовыми двигательными действиями.

Упражнения из других видов спорта носят имитационный ха­рактер и выполняются отдельно или в специальных комплексах.

Из легкой атлетики — различные виды ходьбы, бега, прыж­ков, общеразвивающие упражнения.

Из спортивных игр — упражнения прыжкового характера, пе­редвижения, повороты, броски, ловля, ведение мяча и другие элементы.

Упражнения из плавания, борьбы, бокса, лыжного спорта мо­гут носить образно-имитационный характер. Элементы этих уп­ражнений включаются в специальные комплексы. Они применя­ются для того, чтобы вызвать повышенный интерес обучаемых к занятиям и улучшить их двигательную активность, обогатить их двигательным опытом.

Вольные упражнения в ритмической гимнастике включают в себя все вышеперечисленные упражнения. Кроме того, в них входят упражнения без предметов и с предметами. Вольные упражнения носят групповой характер, при этом каждое из них имеет опреде­ленную направленность. Это дает возможность использовать их в разных частях урока как зачетные или контрольные упражнения.

Наши рекомендации