Основные категории, направления и методология педагогики
Общая педагогика как базовая, систематизирующая научная дисциплина, включает в себя разделы: теория воспитания, теория обучения (дидактика), теория и методика управления образованием, общие основы педагогики. Она раскрывает сущность, основные закономерности, принципы, общие для всего образования или его ведущих направлений. Общая педагогика обобщает базовые положения и идеи всех отраслей педагогики и сама обогащается их достижениями.
Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием социальных, экономических и других факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе, называется этнопедагогикой. Термин «этнопедагогика» введён и популяризирован Г. Н. Волковым.
Проблемами обучения и воспитания детей с нарушениями слуха занимается сурдопедагогика. Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших).
Необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования, составляет основу системного подхода. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет сущность антропологического подхода в методологии педагогики. Данный подход применительно к педагогике впервые разработал и обосновал К. Д. Ушинский.
С позиций деятельностного подхода универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
С позиций системного подхода педагогический процесс рассматривается как динамическая педагогическая система, основными компонентами которой являются целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.
С позиций задачного подхода основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах
К основным категориям педагогики, помимо воспитания, относятся образование и обучение. Обучение представляет собой целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися.
Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.
Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития.
Образование как процесс – это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Образование как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Обучение представляет собой целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.
Закономерность динамики педагогического процесса состоит в том, что величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
Закономерность развития личности в педагогическом процессе состоит в том, что темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
Закономерность стимулирования устанавливает зависимость продуктивности педагогического процесса от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных) стимулов.
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая определяется как осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Педагогическая задача является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации.
Дидактические задачи – это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, то есть учением. В них всегда заключено противоречие между их исходными и перспективными параметрами.
Воспитательные задачи – это задачи управления воспитательной деятельностью. Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора.
Учебные задачи – это задачи, на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия).
Стратегические задачи – это своеобразные «сверхзадачи». Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.
В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний относится к тактическим педагогическим задачам. Решение учителем тактических задач проявляется в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся, управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д.
Оперативные задачи – это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Классификация общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид: методы формирования сознания – рассказ, объяснение, беседа, лекция; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения – соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение, наказание; методы контроля эффективности педагогического процесса – специальная диагностика, устный и письменный опрос.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость. Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
По области деятельности выделяют физические, трудовые, интеллектуальные игры. По игровой методике – предметные и сюжетно-ролевые. По характеру педагогического процесса – обучающие, развивающие, творческие
Педагогическая диагностика включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.
К правилам осуществления педагогической диагностики не относится правило: повлиять на выбор ответов. В ходе педагогической диагностики исследователь не должен влиять на выбор ответов ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров.
К основным критериям качества педагогического исследования не относится длительность исследования. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Гипотеза (от греч. Hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
К основным характеристикам теста, определяющим его качество, не относится объем заданий. Случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом. Качество тестов определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).