Организационная структура урока. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Организация начала урока | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке | ||
II. Проверка домашнего задания | – Подумайте, какие слова пропущены в предложениях. В пословицах и поговорках заключена . Пословица имеет смысл. Организует выставку рисунков к пословицам, чтение пословиц и объяснение их смысла. – Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему? Вывод: чтобы проиллюстрировать пословицу, нужны выдумка, фантазия, мудрость | Работают в парах по предложенным заданиям. Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Находят ответы на вопросы в тексте; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Проявляют доброжелательность к людям | ||
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | – Сформулируйте тему урока, прослушав следующие строчки: Собираются ребятки Дружной стайкой, И приходят к нам загадки С «Угадайкой». Догадался? Ждать не надо, Отвечай-ка! – О чем мы будем говорить? Чем будем заниматься на уроке? – Правильно, тема сегодняшнего урока – «Русские народные загадки». – Что же такое загадка? – Похожа загадка на задачу? Почему? – Как вы считаете, давно появились загадки? – Для чего сочинялись загадки? Рассказывает о загадках (см. ресурсный материал). – О чем бывают загадки? – Какова задача загадки? – А зачем надо уметь отгадывать загадки? – Какие загадки вы знаете? – Тот, кто научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников. Несколько учеников загадывают известные им загадки, остальные дети отгадывают. – Умным, сообразительным | Осуществляют осознанное построение речевого высказывания. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру | ||
IV. Изучение нового материала. 1. Рассказ учителя о загадках | – Загадка – это жанр устного народного творчества. Но, кроме народных, есть также литературные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные загадки, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Само название жанра загадка происходит от слова гадать – думать, рассуждать. Гадание – выяснение чего-то скрытого. Загадку широко использовали как испытание для ума и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это задачка, которую надо решить. В загадке дается описание предмета (явления), его главных черт | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя | Слушают и понимают речь других. Осуществляют смысловое чтение, анализ объектов, самооценку, поиск и выделение необходимой информации | ||
2. Игра-соревнование «Кто больше отгадает загадок» | Читает загадки | Отгадывают загадки. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец» | |||
3. Добывание новых знаний | – Как строится загадка? – Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки. – Прочитайте и отгадайте загадку. Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц.) – Как вы догадались, что речь идет о зайце? 1) Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. 2) Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета. 3) Загадка строится по принципу утвердительного сравнения (простого сравнения). – Посмотрите, как составлена загадка про книгу. • Не дерево, а с листочками. • Не рубашка, а сшита. • Не человек, а рассказывает. – Какова особенность построения данной загадки? – Какую частицу она имеет в своем составе? – Какое значение она имеет? – В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на что-либо. 1) Загадка строится по принципу отрицательного сравнения. 2) Загадка строится в форме вопроса | – Дается описание. – В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие. Отвечают на вопросы | Осуществляют смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков. Учитывают разные мнения и умеют обосновать собственное. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру | ||
Физкультминутка |
| Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
4. Творческое задание (работа в группах) | – Как правильно составить загадку?
Организует составление загадок. Вывешивает картинку с изображением снега. – Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. – Перечислите наиболее яркие признаки снега. – С чем можно сравнить снег? – Какие еще предметы обладают такими признаками? – Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору). Организует прослушивание загадок, сочиненных детьми, работу по группам. Задание для группы 1: придумать загадку о грибе. Задание для группы 2: придумать загадку о кошке. Задание для группы 3: придумать загадку о карандаше. Задание для группы 4: придумать загадку о собаке. Осуществляет проверку работы в группах | Высказывают предположения. – Белый, пушистый, мягкий, холодный. – Белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; холодный, как лед и т. д. Работают в группах | Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют структурирование знаний, контроль и коррекцию. Проявляют инициативность и самостоятельность, эмоционально-нравственную отзывчивость. Слушают и понимают речь других; владеют навыками работы в группе; выполняют различные роли (лидера, исполнителя). Адекватно реагируют на трудности | ||
V. Итог урока. Рефлексия | – Назовите тему урока. – Чему научились? – К какому выводу пришли? – Закончите предложения: • Я понял, что… • Было интересно… • Было трудно… • Мне захотелось… • У меня получилось… • На следующем уроке мы… | – «Русские народные загадки». – Определять принципы построения, сочинять загадки. – Загадка испытывает ум и учит думать | Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, дают самооценку. Проявляют осознанность в учении, адекватное реагирование на трудности | ||
Домашнее задание | Выполнить задание 2 в тетради на с. 37; придумать загадку | Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал