На кризисную ситуацию и помощь педагога
Симптомы | Помощь |
Дошкольный возраст | |
Беспомощность и пассивность | Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, хорошее питание, возможность играть, рисовать |
Генерализованный страх | Восстановление зашиты со стороны взрослых |
Тревожная привязанность (цепляется за взрослого, отказывается оставаться один) | Обеспечение постоянной заботы и ухода |
Поведенческая регрессия (сосание пальца, энурез, лепетание) | Не ругать, перетерпеть эти временные явления |
Расстройства сна | Расширение рассказов о том, что снится, посидеть с ребенком перед сном |
Недостаточность вербализации -элективный мутизм, повторяющиеся проигрывания случившегося | Помощь в вербализации общих чувств, жалоб, того, что беспокоит ребенка Дать возможность проиграть травматическое событие |
Соматические жалобы | Помощь в идентификации испытанных во время события телесных ощущений, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Младший школьный возраст | |
Поглощенность собственными действиями во время события | Помощь в выражении скрытых переживаний события, чувств, мыслей по поводу происшедшего |
Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями | Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог, беспокойства |
Пересказы и проигрывание события | Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны |
Нарушения сна | Поддержка в рассказах о снах, выражении чувств |
Забота о своей безопасности, безопасности других | Помочь поделиться беспокойством, тревогами, успокоить реалистической информацией |
Соматические жалобы | Помочь идентифицировать испытанные во время собьпия телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Забота о других жертвах и их семьях | Поощрение конструктивных действий |
Продолжение таблицы 4
Симптомы | Помощь |
Подростковый возраст | |
Взгляд со стороны, стыд, вина, страх | Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств |
Соматические жалобы | Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Посттравматические срывы (алкоголь, наркотики, конфликтное поведение) | Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости, поощрение понимания и поддержки в среде сверстников |
Резкие изменения в межличностных отношениях | Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей |
Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями | Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка Отслеживание состояния. |
Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности | Связать изменения установок с влиянием травмы |
Литература
1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Основы анализа и управления риском в природной й техногенной сферах. МЧС РФ. М., 2004.
2. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. засл. деят. науки и техники РФ, д-ра техн. Наук, проф. О.Н.Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003.
3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Под общ. ред. С.В.Белова. – М.: Высш. шк, 1999.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов и др. – СПб., Питер, 2005.
5. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации, защита населения и территорий. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Власова Л.М. и др. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. М.: Издательсиво «Русский журнал», 2004.
7. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
8. Кувшинова И.А. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие для студентов ПиМНО МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2005.
9. Мешков Н., Ижевский П. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф, действия населения в ЧС. // ОБЖ, 1999. - №2. – С. 14-23.
10. Организация и ведение спасательных работ при стихийных бедствиях. Новогорск, 1990.
11. Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях / Под ред. Мешкова ВВ. М., 1991.
12. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Под ред. акад. В.В. Тарасова. М., 1998.
13. Положение о Российской системе предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях. М., 1993.
14. Постановление № 192 Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».
15. Постановление Правительства РФ «О мерах подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» № 738 от 24 мая 1995 г.
16. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций / Под ред. В А. Воробьева. МЧС РФ. М., 2002.
17. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 6-е изд., стер. / Под ред. О.Н.Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
18. Учебно-методическое пособие к курсу «ОБЖ»: для студентов ОЗО и стационара факультета ПиМНО МаГУ / Сост. Кувшинова И.А.. – Магнитогорск: МаГУ, 2003.
19. Фалеев М.И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. МЧС РФ, 200 L
20. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г.
21. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психологическое манипулирование) / В.П. Шейнов. М.: ООО изд. АСТ, Мн., Харвест, 2005.
Глава 4.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ*
______________________________