Классификация глаголов по типу спряжения
По типу спряжения различают глаголы:
- слабые (корневая гласная в Präsens, Imperfekt и Partizip II не меняется: kaufen – er kauft, er kaufte, er hat gekauft);
- сильные (изменяется корневая гласная):
wachsen – er wächst, er wuchs, er ist gewachsen;
lesen – er liest, er las, er hat gelesen;
nehmen – er nimmt, er nahm, er hat genommen;
- неправильные (имеют признаки слабого и сильного спряжений):
nennen – er nennt, er nannte, er ist genannt;
bringen – er bringt, er brachte, er hat gebracht.
Формы глагола
Основные формы глагола
Infinitiv (неопределенная форма) | Imperfekt (прошедшее повествовательное) | Partizip II (причастие II) |
слабые kaufen глаголы verkaufen einkaufen сильные nehmen глаголы entnehmen teilnehmen неправильные bringen глаголы mitbringen глаголы с суф- фиксом –ier studieren | kaufte verkaufte kaufte ein nahm entnahm nahm teil brachte brachte mit studierte | gekauft verkauft eingekauft genommen entnommen teilgenommen gebracht mitgebracht studiert |
Личные формы глагола
1-е лицо ich kaufe wir kaufen
2-е лицо du kaufst ihr kauft
3-е лицо er kauft sie kaufen
Формы числа
Singular (единственное число) er kauft |
Plural (множественное число) wir kaufen |
Залоговые формы
|
|
- Die Waren werden gekauft.
5. Временные формы (всего их 8, но мы рассматриваем 5).
Действие происходит:
Präsens er kauft - в настоящем
Imperfekt er kaufte
Perfekt er hat gekauft - в прошедшем
Plusquamperfekt er hatte gekauft
Futur I er wird kaufen - в будущем времени.
Наклонение.
а) Indikativ (изъявительное):
Er kauft. Он покупает.
б) Konjunktiv (как сослагательное и для передачи косвенной речи):
Wenn er dieses Buch kaufe! Если бы он купил эту книгу!
Man sagt, daß er ... kaufe. Говорят, что он покупает.
в) Imperativ (повелительное):
Kaufen Sie bitte! Купите, пожалуйста!
§ 7. Сказуемое во временных формах в 3-м лице в единственном и множественном числе
erfüllen - выполнять
abfahren - уезжать
lesen - читать
nehmen - брать
Временные формы | 2-е место | Последнее место | Перевод сказуемого | |||||||
ед. число | мн. число | |||||||||
Präsens a - ä e - ie e - i |
|
| ||||||||
erfüllt fährt liest nimmt | erfüllen fahren lesen nehmen | - - - | выполняет, выполняют уезжает, уезжают читает, читают берет, берут | |||||||
Imperfekt |
|
| ||||||||
erfüllte fuhr las nahm | erfüllten fuhren lasen nahmen | ab | выполнил, выполнили уехал, уехали читал, читали брал, брали | |||||||
Perfekt |
|
|
| |||||||
hat ist | haben sind | erfüllt gefahren | выполнил, выполнили уехал (уехали) | |||||||
Plusquamperfect |
|
|
| |||||||
hatte war | hatten waren | erfüllt gefahren | выполнил, выполнили уехал, уехали | |||||||
Futur I |
|
|
| |||||||
wird wird | werden werden | erfüllen fahren | выполнит, выполнят уедет, уедут |
§ 8. Вспомогательные глаголы
haben - hatte - gehabt | sein - war - gewesen | werden - wurde - geworden |
Präsens | er | hat | ist | wird |
sie | haben | sind | werden | |
Imperfekt | er | hatte | war | wurde |
sie | hatten | waren | wurden | |
Perfekt | er | hat gahabt | ist gewesen | ist geworden |
sie | haben gehabt | sind gewesen | sind geworden | |
Plusquamperfekt | er | hatte gehabt | war gewesen | war geworden |
sie | hatten gehabt | waren gewesen | waren geworden | |
Futur I | er | wird haben | wird sein | wird werden |
sie | werden haben | werden sein | werden werden |
§ 9. Модальные глаголы
Infinitiv | Präsens | Imperfekt | ||
können | мочь | er | kann darf (может) | konnte durfte (мог) |
dürfen | sie | können dürfen (могут) | konnten durften (могли) | |
müssen | долженствовать | er | muß soll (должен) | mußte sollte (должен был) |
sollen | sie | müssen sollen (должны) | mußten sollten (должны были) | |
wollen | хотеть | er | will mag (хочет) | wollte mochte (хотел) |
mögen | sie | wollen mögen (хотят) | wollten mochten (хотели) |
§ 10. Функции падежей
Чтобы правильно понимать связь слов в немецком предложении, нужно уметь верно определить падеж имени существительного и твердо знать функции падежей в предложении.
Nominativ |
- именительный падеж является подлежащим или именной частью сказуемого.
Der |
Student erfüllt seine Kontrollarbeit schriftlich.
Er |
ein erfahrener |
ist Meister.
Genitiv |
- родительный падеж – несогласованным определением.
unserer Gruppe |
Alle Studenten sind fleißig.
der Wissenschaft. |
Все студенты нашей группы прилежны.
In der Zeitung lasen wir über die Erfolge
В газете мы прочитали об успехах науки.
Разделительный Genitiv
Слова einer, eine, einige, viele в сочетании с существительным в генетиве множественного числа переводятся следующим образом:
einer der Studenten | один из студентов |
eine der Aufgaben | одна из задач |
einige der Aufgaben | некоторые из задач |
viele der Verkäufer | многие из продавцов |
Dativ |
- дательный падеж – дополнением.
dem Lehrer |
Der Student zeigt die Hausaufgabe.
Студент показывает учителю домашнее задание.
Akkusativ |
- винительный падеж – дополнением.
den Text |
Der Student liest vor.
Студент читает текст вслух.
При совпадении номинатива и аккузатива единственного числа женского и
среднего рода, множественного числа существительных, а также местоимений sie, es, das, etwas эти формы различают по согласованию в числе со сказуемым, а при совпадении чисел – по смыслу. При совпадении форм подлежащего и предикатива-существительного подлежащее предшествует предикативу.
§ 11. Структура группы существительного
Артикль, заменяющие слова | Левое определение | Существительное | Правое определение |
der, die, das ein, eine, ein mein, meine, mein dieser, diese, dieses kein, keine, kein alle, viele числительное | прилагательное Partizip I Partizip II | существительное | 1. + существительное 2. предлог+артикль+ существительное 3. инфинитивная группа 4. придаточное определительное предложение |
Ein fleißiger Student. Der Student unserer Gruppe. Dieser fleißige Student unserer Gruppe. |
Последовательность действий для определения границ и структуры группы существительного:
1) выделить левое определение по месту (перед существительным) и по согласованию в роде, числе и падеже;
2) выделить правое определение по месту (после существительного) и по форме (см. п. 1-4 таблицы). При наличии существительного с предлогом следует установить смысловую связь с предыдущим существительным.
При переводе предлогов помните об их многозначности.
§ 12. Основные суффиксы имен существительных
Мужской род | Женский род | Средний род |
-er, der Verkäufer -ler, der Künstler -ner, der Redner -ling, der Lehrling | -in, die Verkäuferin -ung, die Lösung -heit, die Freiheit -keit, die Fertigkeit -schaft, die Wirtschaft | -chen, das Mädchen -lein, das Fräulein -tum, das Herzogtum |
Заимствованные суффиксы | ||
-ist, -ent, -ant, -eur, -nom, -at, -iemus | -tion, -ion, -tät, -ik, -ie, -nis | -um, -al, -ment, -nis |
§ 13. Имя прилагательное
В предложении прилагательные употребляются как согласуемое определение к существительному или как неизменяемая часть сказуемого.
1. Как определение прилагательное стоит между артиклем (или словом, которое его заменяет) и существительным и согласуется с этим существительным в роде, числе и падеже.
m. ein fleißiger Student – прилежный студент
n. ein nettes Mädchen – милая девушка
f. eine alte Frau – старая женщина
Прилагательные имеют три степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную.
Положительная степень der fleißige Student – прилежный студент
Сравнительная степень der fleißigere Student – более прилежный студент
Превосходная степень der fleißigste Student – самый прилежный студент
2. Как неизменяемая часть сказуемого прилагательные употребляются в краткой форме и стоят на последнем месте в предложении:
Положительная Der Student ist fleißig. Студент прилежный.
степень (прилежен)
Сравнительная Dieser Student ist fleißiger. Этот студент
степень прилежнее.
Превосходная Jener Student ist am fleißigsten. Тот студент самый
степень прилежный.
§ 14. Основные суффиксы имен прилагательных
-ig | fleißig | прилежный |
-lich | schriftlich | письменный |
-isch | politisch | политический |
-bar | wunderbar | чудесный |
-sam | sorgsam | заботливый |
-haft | musterhaft | образцовый |
-los | arbeitslos | безработный |
-voll | talentvoll | талантливый |
§ 15. Степени сравнения прилагательных и наречий
Positiv (основная словарная) | Komparativ (сравнительная) | Superlativ (превосходная) | ||
- weit teuer dunkel trocken |
weiter teuerer, teurer dunkler trockener, trockner |
der (die, das) weiteste, am weitesten der (die, das) teuerste, am teuersten der (die, das) dunkelste, am dunkelsten der (die, das) trockneste, am trocknesten | ||
Прилагательные с корневыми гласными “a”, “o”, “u” принимают умлаут. | ||||
groß alt jung Запомните! gut gern viel wenig bald hoch nah | größer älter jünger besser lieber mehr weniger, minder eher höher näher | der (die, das) gröste, am größten der (die, das) älteste, am ältesten der (die, das) jüngste, am jüngsten der (die, das) beste, am besten der (die, das) liebste, am liebsten der (die, das) meiste, am meisten der (die, das) wenigste, am wenigsten der (die, das) mindeste, am mindesten der (die, das) eheste, am ehesten der (die, das) höchste, am höchsten der (die, das) nächste, am nächsten |
§ 16. Последовательность действий при анализе простого распространенного предложения
1. Прочтите предложение.
2. Найдите сказуемое на втором и последнем месте, определите структуру сказуемого (§ 2, 7, 8, 9).
3. Переведите сказуемое.
4. Найдите подлежащее по признаку именительного падежа и по месту в предложении (§2, 3, 10, 11).
5. Проверьте согласование сказуемого и подлежащего по форме и месту.
6. Переведите подлежащее.
7. Переведите остальные слова в предложении.
Упражнения на самоконтроль
Проработайте § 1-16, выполните упражнения в письменном виде.