Организация работы студентов в период прохождения практики

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА:

Учитель младших классов

(курс 3, семестр 6)

Методические рекомендации

для студентов очной формы обучения

специальности 050714 «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Специальная психология»

Курган 2012

Кафедра: «Дефектология»

Составитель: кандидат педагогических наук, доцент О.В. Логашева

Утверждены на заседании кафедры «19» марта 2012 г. протокол заседания № 5

Рекомендованы методическим советом университета « »2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из основных дидактических принципов высшей школы является принцип единства теории и практики при ведущей роли теоретических знаний. Связь теории с практикой в деятельности педагогических вузов осуществляется в различных направлениях:

- в раскрытии теории и практики в процессе преподавания учебных курсов;

- в построении учебного процесса, органически сочетающего теоретическое и практическое обучение, когда теоретические курсы ориентированы на практическую подготовку будущих учителей-олигофренопедагогов.

Эффективной формой организации обучения студентов в высшей школе является учебная практика, которая представляет собой связующее звено теории и практики.

Подготовка олигофренопедагов в системе высшего педагогического образования требует непрерывного совершенствования форм, методов и содержания учебной работы со студентами, формирования у них знаний, умений и навыков в осуществлении комплексного подхода к обучению и воспитанию лиц, имеющих нарушения интеллектуального развития. Особое значение в этой работе приобретает учебная практика в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта в качестве учителя младших классов, предполагающая непосредственное участие студента в систематической практической работе в специальном учреждении VIII вида. Учебная практика на 3 курсе осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, охватывая длительный период (6 недель) повседневной систематической работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта.

В соответствии с учебным планом, учебная практика в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта для студентов специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью “Специальная психология”» проводится на третьем курсе (6 семестр) в течение 6 недель с отрывом от учебных занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке будущих учителей-олигофренопедагогов. Она начинает цикл практик по специальности «Олигофренопедагогика».

Процесс организации учебной практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта в качестве учителя младших классов направлен на формирование:

- способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

- способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с нарушениями интеллекта;

- способности к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов;

- способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности.

В процессе учебной практики студенты овладевают следующими умениями и навыками:

ГНОСТИЧЕСКИЕ

- умение диагностировать развитие личностной и интеллектуальной
сферы отдельного ребенка:

- умение анализировать психическое и физическое здоровье челове­ка;

- умение анализировать результаты педагогической работы олигофренопедагогов-практиков;

- умение самостоятельно работать с литературой по заданной теме.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ

- умение организовывать совместную (с учителем, с воспитателем, с родителями) коррекционно-педагогическую работу;

- умение составлять перспективные и календарные планы коррекционно-педагогической работы, конспекты уроков;

- умение предвидеть возможные трудности в работе и определять
пути их ликвидации;

- умение определять наиболее адекватные целям и задачам формы и методы просветительской работы с родителями.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

- быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практиче­ских задач при руководстве разными видами детской деятельности;

- умение организовывать коллективную, групповую, индивидуаль­ную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- умение быстро устанавливать контакт с детьми, родителями, колле­гами;

- умение создавать в процессе общения атмосферу доброжелательно­сти, сотрудничества;

- умение регулировать отношения в классе;

- проявлять терпимость в общении с окружающими.

В результате прохождения учебной практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта студент должен:

знать: закономерности психического развития; методы проведения специальных психолого-педагогических исследований; современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; здоровьесберегающие технологии и способы их реализации; актуальные технологии обучения;

уметь: отбирать и использовать диагностический инструментарий в работе с младшими школьниками с нарушением интеллекта, осуществлять педагогическую диагностику; отслеживать результативность (успешность) освоения младшими школьниками с нарушением интеллекта образовательной программы, выявлять их достижения и проблемы (затруднения); проектировать педагогический процесс; проводить анализ собственной профессиональной деятельности; определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения;

владеть:приемами и методами медико-психолого-педагогического обследования ребенка младшего школьного возраста на основе учета принципа онтогенетического развития; приемами организации профессиональной деятельности; основами использования различных средств коммуникации, дистанционными технологиями; навыками межличностных отношений.

Базовыми образовательными учреждениями для прохождения учебной практики на 3 курсе (6 семестр) являются специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с нарушением интеллекта (VIII вида) города Кургана и Курганской области.

ЦЕЛИ ПРАКТИКИ

1. Ознакомление студентов с учебно-воспитательным процессом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

2. Закрепление, углубление и проверка теоретических знаний студентов по дисциплинам «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания изобразительной деятельности».

3. Формирование навыков владения методами индивидуального и дифференцированного подхода во время организации и проведения классных занятий с детьми с нарушениями интеллектуального развития.

4. Формирование навыков владения методами планирования и проведения учебной, воспитательной и внеклассной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости, создания предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями, навыками, коррекции нарушений познавательной сферы.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

1. Ознакомление студентов с условиями, особенностями организации работы учителя-олигофренопедагога в школе для детей с нарушениями интеллекта, с контингентом учащихся, принципами отбора и комплектования классов, с документацией.

2. Формирование у студентов умения применять на практике имеющиеся теоретические знания.

3. Формирование умений, навыков проведения психолого-педагогического обследования учащихся с легкой степенью умственной отсталости, умений диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сфер отдельных детей и класса в целом.

4. Формирование навыков планирования коррекционно-образовательной, учебно-воспитательной работы, навыков ведения, оформления отчётной документации.

5. Формирование умений отбора адекватных методов, приёмов коррекционной работы с учащимися школы для детей с нарушением интеллекта и их практического применения в процессе проведения уроков по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика, изобразительное искусство) в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

6. Формирование умений организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта; организовывать совместную с воспитателями, учителями, психологом, администрацией школы, родителями коррекционно-педагогическую работу.

7. Формирование коммуникативных способностей студентов при общении с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, родителями детей и коллективом специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

1. Организационная работа до начала практики:

• прохождение медицинского осмотра;

• посещение студентами установочной конференции.

2. Работа по окончании практики включает:

• оформление отчетной документации в соответствии с предъявленными требованиями и ее своевременную сдачу (в течение 3 дней по окончании практики);

• участие в заключительной конференции, на которой подводят­ся итоги практики и объявляются оценки.

Наши рекомендации