СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 5 страница

Социально-культурная деятельность- самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.

Социальное воспитание- педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимой подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь, предполагающая использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей среды обитания личности и включения собственного "Я" в целях ее формирования.

Принципами социальной работы являются:

- непрерывность и целостность воспитательного процесса;

- преемственность всех возрастных групп;

согласованность школы, семьи, учреждений дополнительного образования и других воспитательных институтов;

- открытость школы, с взаимодействие с социумом;

- демократизация среды - установление отношений доверия, уважения,
сотрудничества;

- гуманизация среды.

Конформизм и безликость - вот, пожалуй, главные "психологические" бедствия нашей о времени, отмечает Климчук Т.А. Системы образования и воспитания способствуют нивелировке личности. Для решения личностного подхода, прежде всего, необходим перевод педагогического сознания на другой уровень, требующий более отстраненного и широкого видения школы, развивающей и формирующей личность ребенка, функционирующей в определенной среде и, что особенно важно, создающей культурную носпитывающую и обучающую среду.

СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 5 страница - student2.ru СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 5 страница - student2.ru Личность приобретает свое содержание в общении с миром ценностей. В живом социальном опыте. Развитие душевных сил ребёнка происходит в ходе и результате взаимодействия врожденных программ роста с окружающим миром природы, с миром красоты и стихиями, господствующими в нем.

Дети, обучаясь в различных школах, по сути, развиваются, обучаются в разной среде. Оставляют след, осредняют, типизируют детей традиции школы, наличие или отсутствие воспитательной системы, атмосфера, дух школы, набор ниш и их возможности. И, поскольку все эти факторы определяются господством, наличием или отсутствием тех или иных стихий (творчества, свободомыслия, познания, уважения, совершенствования, взаимопомощии др.), ~~ и личность выпускника школы можно узнать по признакам меченности этими стихиями, или влияния окружающей микросреды и как результат воздействия среды (через потребности, интересы, умения и ценностные ориентации), как конкретный результат работы стабильного детского коллектива.

Социализация- процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: в сфере деятельности, в сфере общения, в сфере самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов социализации, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. с. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д, В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубления его содержания, углубление познания другого человека, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки. В процессе социализации выделяется три стадии: дотрудовая, (охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности и включающая раннее

цетствои период обучения), трудовая (условные границы - период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности} и послетрудовая. Которая относится к периоду жизни человека, совпадающему как правило, с Пенсионнымвозрастом. На каждой стадии существуют особые институты Социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовые коллективы, неформальные Объединения, группы "по интересам", шк-школьные учреждения, учреждения сферы досуга и др. Воздействие каждого из таких институтов обусловлено системой отношений, • vшествующих в обществе. Наличие стихийных воздействий делает актуальной и практическом плане проблему "эффектов социализации", т. е. характера и i пубины этого процесса, его результативности, в частности, преодоления Негативныхвлияний, приводящих к отклоняющемуся поведению, антиобщественным явлениям.

Социализация ЛИЧНОСТИ И среда.Большой интерес по вопросам Социализацииличности представляют работы Парсонса. Он впервые создал геориюсоциализации, вкоторой рассмотрены вопросы "вхождения" любого Человека(индивида) в существующую социально-экономическую систему на Основеусвоения общепринятых норм. Парсонс видит эти процессы следующим образом:в процессе общения с другими людьми человек как бы "вбирает" в с ебяобщие ценности и начинает следовать общезначимым нормативным I мпдартам, причем это следование становится частью его мотивационной 1 И'уктуры, его потребностью.

Усвоение ценностей происходит за счет закладывания в структуре Личности норм,которые свойственны семье в целом или ее отдельным членам (например, отцу). Это убедительно доказывается эмпирическими исследованиями'. Процент ЛИЦ С отклоняющимся поведением выше в тех случаях,когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или и неполных семьях - без отца. Поэтому основным законом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 5 страница - student2.ru

Однако общеизвестно, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, а реализует себя и как личность, влияя в определенной степени на окружающих людей, на жизненные обстоятельства. На социализацию человека влияет множество факторов, и они не все ещё выявлены, изучены.

Однако анализ литературных источников позволяет выделить факторы в следующие группы:

- первая - это макрофакторы: космос, планета, страна, общество, государство. Макрофакторы играют реальную роль в становлении подрастающее о поколения. Именно они определяют то, что "дитя человеческое" в разных углах земного шара растет и развивается по некоторым общим законам;

- вторую группу факторов социализации образуют мезофакторы (мезо -средний, промежуточный): тип поселения (село, город), исторические и этнокультурные условия.

Проблема социализации детей в различных этнокультурных условиях исследована давно. Наиболее известны работы на эту тему И.С.Кона, М.Мид.

На социализацию подрастающих поколений огромное влияние оказывает духовный склад этноса, его менталитет, который является плодом исторического развития народов. Специфичность сегодняшней ситуации характеризуется толпизмом, которому присущи некоторые общие черты: тоталитарность массового и индивидуального сознания, отчужденность от собственности и труда, социальный инфантилизм и иждивенчество (пассивная социализация подрастающих поколений);

третью группу факторов социализации личности составляют религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации, институты воспитания и семья.

Религиозные организации были важнейшими после семьи институтами. В молодежной среде эти процессы проявляются в том, что растет интерес к религии, и не учитывать этот факт сейчас невозможно.



((бщество сверстников играет значительную роль в социализации

шосги. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и

i.iniibix семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей

т. общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита

тональных контактов с родителями.

У.Бронфенбреннсрв монографии «'Экология человеческого развития»

||'/'>1.) исследует прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособление)

и иного ребенка к быстро изменяющимся условиям жизни. Он вводит

..... мтие виды сред, влияющих на жизнедеятельность подрастающего человека:

щи росреда (микросистема) - это непосредственная структура межличностных

Отношении: восприятие человека человеком, потребность в общении,

(рении, признании, популярности в группе, межличностная

Gt;щмн-кательность, влияние непосредственного контакта, интеграция влияний, I... 'нос поведение, соотношение роли и Я); мезосистема (мезосреда) - Ивимодействие двух или более сред, в которых живет ребенок: дом, школа, и|>\ и.я по дворе и т, п., экзосистемы - это среды, которые не вовлекают в свою hi, ребенка, но влияют на него опосредованно: работа родителей, их ii.i, круг семейных знакомств и т.п.); МШШР_система_- культура, идеология, религия и подобные влияния цивилизации. У.Бронфенбреннер создал программу исследования целостного i и тонного пути ребенка на основе выше перечисленных видов сред. it советской педагогике этим же путем шел А.Т.Куракин, который среду 101 шпация рассматривал как объект системного исследования. И современных условиях изучаются интеграционные общественные Процессы в нашей стране, т. к. становление современных детей в быстро II няющемся мире невозможно понять без овладения педагогами- i /ювателями методологией и методиками системного подхода к .и i пому объекту, 92 Л.И. Новикова, рассматривая цепочку взаимосвязи понятий "воспитательная система - среда - управление" на современном этапе развития педагогической науки и практики, отмечает, что: 1. В цепочке "среда - система - управление" ключевой является система, причем система воспитательная. 2. Воспитательная система гетерогенна (неоднородна по составу) В ее структуру в качестве компонентов входят "древо целей"; совокупный субъект их реализации: деятельность и общение, интегрирующие субъекты; отношения, порождаемые ими; освоенная субъектом среда; управление; детерминирующее (определяющее) развитие системы. Воспитательная система - система открытая, т, е. она находится в состоянии непрерывного взаимодействия со средой. Это взаимодействие можно рассматривать как восприятие, взаимное проникновение и "интеграцию на отдельных участках". При этом "качество" взаимодействия зависит от особенностей среды типа системы и характера управления ею. Воспитательная система может быть либо гуманистической, либо формально - бюрократической в зависимости от целей и стиля управления. Гуманистические воспитательные системы одного и того же уровня похожи и не похожи друг на друга. Каждая из них имеет «собственное лицо», ярко выраженную индивидуальность. Процесс развития воспитательной системы - процесс неравномерный. В нем возможны этапы интенсивного развития, спады, периоды «тления», переходы в новое качественное состояние, деградация и даже «смерть» системы. И зависит это не только от характера окружающей среды, развития внутренней структуры самой системы. Это положение ждёт более детального изучения. Л.И. Новикова убеждена, что есть основания для введения в теорию воспитательных систем таких понятий, как ниша и стихия. Ведь стихии и ниши нужно учитывать при моделировании и построении любой воспитательной системы. Школа, учреждения дополнительного образования с гуманистической щи -питательной системой уже являются той нишей, где детям уютно и хорошо, превращаются в «тёплый дом», как говорят на Западе. Всё выше сказанное убеждает, что внутренняя и внешняя среда, освоенная гшПмльным коллективом, является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом воспитательной системы образовательного учреждения. Диалектика взаимосвязи части и целого определяет стратегию моделирования Ореды:с одной стороны, модель среды может строиться лишь как компонент Целостногообраза воспитательной системы образовательного учреждения, от целей, принципов, типа, уровня развития и других характеристик, от которых мо многом зависят проектируемые параметры среды и его элементов; с другой Стороны,при моделировании других компонентов и воспитательной системы в Целомнеобходимо учитывать реальные возможности внутренней и внешней среды. Социальная депривация- это невыполнение обществом своих функций по защите и поддержанию полноценного существования своих граждан, в данном случае - детей. Психологическим выражением социальной /И'привации является специфическое изменение личности ребёнка, побуждающее его вырабатывать систему установок на окружающий мир и себя и нем, исходя из разобщенности с большим и малым социумом, ощущения незащищенности. Можно ожидать, что взгляды, построенные на искаженных, смещенных представлениях о ценностях, содержат в себе возможность социально негативных действий, условия для совершения которых все чаще предоставляются в нестабильном обществе. Социальная защита- система мер и соответствующих институтов, предназначенных для защиты различных слоев населения от экономической и социальной деградации, связанной с безработицей, потерей или резким сокращением дохода, производственной травмой или проф. заболеванием, болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, рождением ребёнка И т.п. 94 Социальный инфантилизм- понятие, характеризующее разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодёжи, свидетельствующей о нарушении механизма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие на себя новых обязанностей и обязательств. Социальный педагог- специалист, организующий воспитательную работу с различными категориями людей (с детьми, молодёжью, взрослыми) в социуме. Социальная педагогика- это гуманистическая область знаний, связанная с исследованием проблемы обитания человека в среде, это целостность формирования личности в среде, культуросообразность окружающей среды. Социальная работа- это 1) профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию (американский подход). 2) Английские учёные Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу «как организацию личностной службы помощи людям». Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить повседневную жизнь людям, переживающим личный или семейный кризис, и, по возможности, разрешить их проблемы. 3) Под социальной работой можно понимать профессиональную деятельность в обществе, направленную на восстановление и сохранение связей (социентальных и психоментальных) индивида с социумом, группой, отдельным индивидуумом. «Если вы найдёте свою формулу социальной работы, которая вам будет помогать в профессиональной деятельности, замените эти формулировки своими собственными». (М.В. Фирсов). Социальный работник- профессионал в области социальной работы. Социальное развитие- постепенное вхождение человека в жизнь общества в общественные, идеологические, экономические производственные, правовые, профессиональные идругие отношения, усвоение своих функций в них отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в этих отношениях, •inioiicK становится членом общества. Социальные сироты- категория детей, которые живут в семье, но предоставлены сами себе (сироты при живых родителях). Такие дети живут в с емьяхалкоголиков, психически нездоровых людей. Социальная справедливость- особые взаимоотношения личности и Общества,характеризующие уровень социального самочувствия, удовлетворённости общественной атмосферой и социальным положением, а i вкжеобщественное признание вклада - трудового, политического и духовного I производственную и повседневную жизнь. Социальный статус- положение личности, занимаемое в обществе в i оответствиис возрастом, полом, происхождением.

СОЦИОЛОГИЗМ- философско-социологическая концепция, \ i нсрждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальностии социологических методов в объяснении бытия человека и его i реды.

СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека.

Социометрия- метод социальных и психолого-педагогических исследований, посредством которого изучаются и измеряются скрытые межличностные отношения в коллективе, в котором партнёры знают друг Друга.С помощью данного метода определяется социометрический индекс ничпости в коллективе, её место в коллективе, выявляются лидеры, симпатии и ■нтипатиив группе и т.п. инструментарий.

Социум- большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Высшая форма социума -обществокак целостная социальная система. Понятие социум используется в Социологиидля характеристики социально-культурной целостности,

взаимосвязи и взаимозависимости индивидов, образующих его, а также активного воздействия общностей на развитие и деятельность личности,

СПИД- синдром приобретённого иммунодефицита. Его возбудитель -вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - относится к ретровирусам, т.е. вирусам, гены которых могут встраиваться с геном человека, например: с геном клеток крови - лимфоцитами, или клеток мозга. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток человека от чужеродной информации. ВИЧ можно выделить из семенной жидкости, секрета шейки матки, лимфоцитов, плазмы крови, спинномозговой жидкости, слёз, слюны, мочи и материнского молока. Реально инфекционными являются: сперма, кровь и, возможно, секрет шейки матки. (Б.Н. Чумаков).

Среда- 1) всё то, что взаимодействует с человеком и как организмом, и как личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности отстают от изменения среды, что создаёт противоречия, учёт которых существенен для социализации, воспитания и перевоспитания; 2) это совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей. Среда - это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и определяет личность. Среда - это интегральное средство воспитания (Ю.С. Мануйлов).

Среда внешняя- вид среды, окружающей человека, в которой различают среду физическую и социальную.

Среда внутренняя- вид среды, определяемой состоянием организма. Среда внутренняя во взаимовлиянии различных систем организма и их взаимодействии с личностью при психосоматическом взаимодействии.

Среда социальная- вид среды, классификация проявлений которой укладывается в следующую схему. 1. По виду общности. 2. По виду группы. 3. По формирующему воздействию. 4. По доминирующему воздействию на

форму сознания. 5. По возрасту. 6. По отношению к ней. 7. По социальной Направленности.8. По степени контактов.

Способности— это такая совокупность (врождённых и приобретённых) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет припрочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и и.тыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и Шляетсявнутренним условием её успешного выполнения.

Стиль ЖИЗНИ(греч. - палочка, стержень) - в европейской терминологии характеризует тип поведения личности или группы людей, фиксирующий \< тйчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности (Б.Н. Чумаков).

Стихия- это в восприятии индивидуумов неорганизованная ничем не < нашиваемая сила, действующая в общественной и природной среде в виде Гогоили иного социального движения, информационного потока, волны Интересов,ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, какой-либо Генденции,колебаний настроения, возбуждающих импульсов, захватывающих 1ибрацийи пр. Стихия управляет поведением детей (Ю.С. Мануйлов).

Субкультура- 1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура); 2) особая форма организации людей (чаще всего молодёжи) - автономное целостное образование внутри господствующей Культуры,определяющее стиль жизни и мышления её носителей, «сличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) трансформированная профессиональным мышлением традиционнойкультуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску.

Субъект- человек как носитель каких-либо свойств, познающий и преобразующий окружающий мир, личность.



Субъективность- отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта, отсутствие объективности.

Такт педагогический- соблюдение педагогом деликатности, меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Такт вообще (во всех отношениях между людьми, во всех видах деятельности) достигается воспитанием. Такт педагогический вырабатывается на основе приобретения специальных педагогических знаний в практической деятельности, он одно из важнейших условий педагогического мастерства.

Творческость— личностная характеристика (как реализация человеком собственной индивидуальности). Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности - это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики Т. не предметны (в смысле наличия продукта - материального или идеального), а процессуальны, так как Т. рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности. Основными процессуальными характеристиками Т. являются следующие:

а) Т. развертывается в процессе субъект - субъектного взаимодействия;

б) Т. всегда в той или иной форме адресована другому человеку.
Творчество- это один из видов человеческой деятельности,

направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные} и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Творчество в процессе педагогического общения- творчество в ходе познания учителем учащихся, в системе взаимодействия с ними, в организации непосредственного воздействия на ребенка, в управлении собственным поведением (саморегуляции в общении), в самом процессе организации взаимоотношений. Общение, таким образом, выступая как

профессионально-творческая категория, представляет собой в педагогической !■ итсльности процесс и результат процесса решения педагогом множества коммуникативных задач.

Творчество педагогическое— выработка и воплощение учителем в щи гоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении итьми - оптимальных нестандартных педагогических решений. Т.п. |рмктеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их Критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и mi-1 одические положения в пед.деятельности; способность к i пмосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приёмов и средств и их оригинальные сочетания; диалектичность, Мриативность,изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке 11 (бственной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на значениях и интуиции; умение видеть «веер нириантов».

Творческая активность— стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование Т.А. личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность к знанию и в конечном итоге их сознательное усвоение.

Творческое воображение- это такой вид умственной деятельности, которыйнаправлен на образование новых структур, идей, проектов, на основе сочетанияили рекомбинации известных элементов.

Творческая деятельность— отношение субъекта деятельности к своемутруду (удовлетворённость работой, стремление к самостоятельности в сё выполнении;положительная мотивация в ходе её решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний,

СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 5 страница - student2.ru 100

умений, способов деятельности в новую ситуацию, видение проблемы, видение новой функции известного объекта).

Т.Д. - деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо её цели, либо способов.

Т.Д. - результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития её творческого потенциала.

Творческая деятельность детей.Согласно определению Титова Б.А., - это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков и т. д. В таких видах деятельности, как работа над хореографической постановкой, над ролью в спектакле, над исполнением музыкального произведения, присутствуют воображение, ассоциативное и творческое мышление, и это уже не "перенос на себя" известных знаний, умений и навыков, не компиляция, а самостоятельный поиск выражения чувств, мыслей, оценок, деятельность, несущая в себе творческое начало - в этом и есть сущность самодеятельного творчества.

Функции детского самодеятельного творчества - это педагогические действия, направленные на:

а) творческую самореализацию личности;

б) стимулирование и развитие, художественных потребностей
подрастающего поколения;

в) формирование системы взглядов, принципов и убеждений,
определяющих направление художественной деятельности подрастающего
поколения и формирование эстетического отношения к действительности до
степени творчества по законам красоты и гармонии (социально-педагогическая,
мировоззренческая функции);

г) художественное просвещение детей;

д) профориентационную деятельность, которая помогает из массы детей
выделить наиболее способных и направить их в профессиональное искусство;

е) получение наслаждения детьми от самого процесса художественной
деятельности и восстановление утраченных сил {рекреационная функция);

ж) стимулирование заданного общения по поводу увиденного,
\ч питанного, совершенного вне коллектива, т. е. прокреативная
(порождающая) функция.

Творческая индивидуальность- проявление уникального комплекса свойств, обеспечивающих внутреннюю целостность, активность и относительную самостоятельность личности в процессе воплощения оригинальных продуктов деятельности человеческого сознания в форме вещей или социальных знаков. Именно Т.И., используя действия бессознательных сил, определяет реакцию человека на воздействие ситуации, избирательность в носприятии и творческую активность в жизненных проявлениях. Т.И. может Вытьпредъявлена, если она, во-первых, в той или иной форме осмыслена человеком как таковая; во-вторых, есть определённые средства, позволяющие со выразить; в-третьих, созданы условия, в которых проявление Т.И. возможно, и более того, необходимо.

Творческая лаборатория— форма развития личности педагога в ходе проблемных учебных занятий, углубления и закрепления теоретических знаний и развития навыков исследователя. Творчески работающему учителю при истрече с коллегами предоставляется возможность: уточнить актуальные проблемы лаборатории, её цели и задачи; познакомить с научно-методической базой, обосновать научную и практическую новизну своей деятельности; показать, каким образом он учитывает особенности, возможности и потребности каждого ученика в образовательном процессе. Т.Л. позволяет учителю продемонстрировать учителю своё мастерство в прогнозировании творческой деятельности, выборе оптимальных форм и методов обучения, структурировании индивидуальной деятельности ученика. Отследить результативность своей деятельности он имеет возможность с помощью рефлексии.

Творческая ЛИЧНОСТЬ— человек, ориентированный на творчество во всех сферах своей жизни, - в учёбе, быту, работе, досуге, личной жизни и т.п.; обладающий чувствами новизны, чуткости к противоречиям, способностью сомневаться, испытывающий жажду познания, открытия, изобретения. Т.Л. свойственны развитое воображение, чувство красоты, вдохновение, нестандартность мышления, смелость в решении возникающих проблем, вариативность подходов, упорство в доведении дела до конца - создания собственных произведений.

Наши рекомендации