Методические рекомендации для подготовки к занятию. Ознакомиться с образцами оформления «Диагностического портрета воспитанника» и «Индивидуальной программы социальной адаптации воспитанника».
Ознакомиться с образцами оформления «Диагностического портрета воспитанника» и «Индивидуальной программы социальной адаптации воспитанника».
Формы и методы проведения занятия,
виды учебной деятельности студентов:
1. Терминологический диктант,
2. Устный опрос.
3. Обсуждение и экспертная оценка составленных в ходе СРС «Диагностических портретов воспитанников», имеющих задержку психического развития различного генеза.
4. Обсуждение и экспертная оценка составленных в ходе СРС «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников с ЗПР».
Литература для подготовки к занятию
Основная
- Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Астапов В.М.— М.: Пер Сэ, 2012.— 176 c.
- Кукушин В.С. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Из-во Феникс. 2010.
- Ридецкая О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ридецкая О.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 352 c.
Дополнительная
- Белкин А.С. Диагностика педагогической запущенности учащихся: Учебное пособие. – Свердловск, 1979.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2003.
- Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций). Учебное пособие для студентов гуманитарных и педагогических вузов (курс лекций). Изд-во: Секачёв В. 2012 г.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие – М., 2004.
- Дементьева И.Ф. Вьюнкова Ю.Н. Вайнер М.Э. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений (под ред. Кумариной Г.Ф.). Из-во Академия.: 2003, 302 с.
- Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум – СПб, 2004, с. 115-141
- ФГОС основного общего образования Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы Утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
- Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психологическая депривация ребенка: пособие для психологов и педагогов. Изд.-во ВЛАДОС 2010
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие – М., 2004.
Интернет-ресурсы
- Свободные информационно-образовательные ресурсы интернет
- http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- http://www.ecsocman.edu.ru - Портал «Экономика, социология, менеджмент»
- http://www.edu.ru - Российское образование. Федеральный портал
- Средства массовой информации Polpred.com www.polpred.com .
Задания для СРС
- Составьте по образцу 4 варианта «Диагностического портрета воспитанника с ЗПР» (конституционального, психогенного, соматогенного, церебрально-органического генеза)
- Составьте по образцу 4 варианта «Индивидуальной программы социальной адаптации воспитанников с ЗПР» (конституционального, психогенного, соматогенного, церебрально-органического генеза)
Практическое занятие № 5. (2 часа)
Тема: Характеристика воспитанников с высоким уровнем социальной и педагогической запущенности и дезадаптации. ./2 часа/
Цель:систематизировать знания студентов о воспитанниках с высоким уровнем социальной и педагогической запущенности, социальной и школьной дезадаптации технологиях диагностики, коррекции и реабилитации данной категории воспитанников в условиях внедрения ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования.
Основные понятия:социальная запущенность, педагогическая запущенность, социально-педагогическая запущенность
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Дайте краткую характеристику детей, имеющих высокий уровень социальной и педагогической запущенности.
r воспитанников, имеющих индивидуальные типологические особенности,
r воспитанников, запущенных как субъекты учебной деятельности;
r воспитанников, запущенных как субъекты общения;
r воспитанников, запущенных как субъекты самосознания.
2. Охарактеризуйте технологи взаимодействия социального педагога с детьми, имеющими высокий уровень социальной и педагогической запущенности и их семьями.
3. Дайте краткую характеристику воспитанникам, имеющим высокий уровень социальной и школьной дезадаптации.
4. Раскройте сущность понятия «Дидактогения» и причины её формирования.
5. Охарактеризуйте технологии взаимодействия социального педагога с детьми, имеющими высокий уровень социальной или школьной дезадаптации в условиях внедрения ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования.