В августе этого года мы участвовали в работе Международного лагеря детей и молодежи, который собрал представителей разных народов из

Мы живем в многонациональной стране, и чтобы не возникало проблем межкультурного общения очень важно научиться жить вместе, в мире и согласии. Так что сегодня мы поговорим о том, как можно построить гармоничные отношения с теми, кто на меня не похож. Но давайте начнем с игры, которая плавно введет нас в тему сегодняшнего занятия.

II. Разминка.

1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Ход упражнения: Я прошу вас построиться в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.(Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковое, если участников нечетное количество, то ведущий становиться в круг, как участник).Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив одну фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают также одной фразой: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, мы занимаемся разными видами спорта и т.д. Затем по моей команде участники внутреннего круга делают шаг по часовой стрелке и таким образом, переходят к другому партнеру. Игра повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. Напоминаю, что мы говорим только ОДНУ фразу о том чем мы похожи или не похожи и перемещаемся к другому человеку ТОЛЬКО по моей команде. Начали!

Если участники не знают друг друга можно совмещать со знакомством, тогда в первую очередь участникам предлагается назвать свое имя партнеру.

Во время упражнения со-ведущий помогает участникам построиться в круги, правильно перемещаться и тактично останавливает «длинные разговоры в парах».

Вывод:

Всем спасибо за участие, посмотрите, это простое упражнение помогло нам увидеть какие мы все разные, как легко можно найти различия между нами, но в тоже время мы всегда можем найти и что-то общее, то что нас объединяет!

III. Основная часть.

1. Упражнение «Карамбия»

Задачи:

предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания (интолерантности);

осознание негативных чувств и поведенческих реакций, возникающих при столкновении с другой культурой;

помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.

Необходимое время: 40 минут.

Дополнительные материалы – Инструкция для этнографов (см. в конце упражнения).

Процедура проведения.

Упражнение проводится в несколько этапов.

1. Из числа участников выберите трех-четырех членов группы, которые будут в этой игре выполнять роль «молодых (юнных) этнографов». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен подобрать «этнографов», чтобы они различались по половому признаку (если группа большая – 2 мальчиков и 2 девочек). «Этнографы» выходят из кабинета. Там они получают инструкцию для этнографов и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку – 10 минут). Каждый «этнограф» готовит свой перечень вопросов самостоятельно.

Во время упражнения со-ведущий выходит из кабинета с «этнографами» и организует работу с ними, следя чтобы они не слышали происходящее в кабинете.

2. Пока посланники выполняют задание, дайте всей группе следующую инструкцию:

Сейчас нашу тренинговую группу искусственно разделили на 2 группы «они» и «мы». Ваша задача наблюдать как «они» будут относиться к «нам», оценивать «нас».

«Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. У нас очень высокий уровень развития, высокий уровень цивилизации, прекрасное образование и высокий уровень культуры. У нас есть туристические летающие тарелки, на которых мы путешествуем. Мы пролетели над планетой Земля и долго летели над территорией, где говорят на непонятном для нас языке.

1. Мы запомнили два слова «да» и «нет». Других слов мы не знаем. «Да» они говорят, когда улыбаются, «нет» - если серьезные.

К нам сейчас придут этнографы, и мы узнаем этот язык, но мы можем использовать только два слова «да» и «нет». И вне зависимости от вопроса, отвечаем «да», если они улыбаются, «нет» - если они серьезные.

Когда мы летели над этой территорией, также заметили, что там многие по утрам зарядку не делают, пьют алкогольные напитки, курят, даже употребляют наркотики, словом, не следят за своим здоровьем, а значит и за чистотой генофода. Вернувшись с путешествия, мы сразу решили, если встретим представителей этой культуры. То будем предпринимать все меры, чтобы сохранить собственный генофонд в порядке. Поэтому мы не вступаем даже в общение с противоположным полом данной культуры. Т.е. мальчики не общаются с девочками, девочки с мальчиками. Желательно это продемонстрировать, демонстративно отвернуться.

Таким образом, 2 правила:

В нашем словаре всего два слова – «да» и «нет». «Да»- при улыбке, «нет»- когда они серьезные.

Мы игнорируем представителей противоположного пола при общении.

Ведущий должен убедиться в том, что участники усвоили правила. Желательно проиграть и проверить.

3. Начните игру, когда «этнографы» будут готовы. Приглашайте их в Карамбию по одному, так, чтобы они не знали, какие вопросы задают коллеги. Предложите этнографам «записывать» интервью с жителями на «диктофон» (можно дать им в руки телефон или небольшой блокнот), это подтолкнёт их к мысли общаться не со всеми сразу, но и с отдельными людьми, подходя и обращаясь к ним индивидуально. Ведущий должен контролировать процесс общения «этнографов и карамбийцев», активизируя или, наоборот, успокаивая участников. Не нужно затягивать визит «этнографов», один человек не должен находиться на планете более 5 мин. Провожая из Карамбии, напомните «этнографу», что он (а) должны подготовить доклад по итогам своей поездки на симпозиум, и приглашайте следующего «этнографа».

Наши рекомендации