Организационно-подготовительная часть занятия. €

• Игра «Ветер дует на...»

• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

— Чтобы настроиться на рабочий лад, хорошо отвечать на занятии, сделаем артикуляционную гимнастику, а поможет нам в этом Звукознайка.

Лягушка-слоненок Лошадка

Чистим зубы Качели

Часики Вкусное варенье

(Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демон­страцией картинок серии Звукознайка.)

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога типа «ба-ба-БА», «ба-БА-ба». Воспроизведение слоговых сочетаний с об­щим гласным и разными согласными типа «ба-ва-па», «на-ба-ва». Выделение последнего звука из слов типа «голова», «игра», «стена», «нога», «пальто», «мука», «скамейка», «ручка», «иду», «лейка».

Основная часть занятия.

• Местоимения «мой», «моя».

— Теперь я вижу, что все дети готовы хорошо заниматься. Я тоже приготовила все, что нужно для занятия и разложила на столе. У нас сегодня будет много интересного. Ой, а чей это шарф у меня на столе? А чья это шапка? (Заранее подготовленный ребенок говорит «мой шарф», «моя шапка».) Дети, кто запомнил, как Артур сказал про шарф? -«мой») А про шапку? («моя»). Сегодня мы будем учиться пра­вильно употреблять слова «мой», «моя»

• Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

— Дети, я знаю, что вы сегодня принесли на занятие фотогра­фию (рисунок) своей семьи. Кто хочет первым рассказать о своей семье?

(Ребенок по рисунку или фотографии составляет рассказ типа: «Это мой папа. Его зовут... Это моя мама. Ее зовут...» и т. д.)

• Игра «Разложи игрушки на две коробки».

— А еще вы принесли сегодня на занятие свои любимые игрушки. Достаньте их, покажите всем и скажите по очереди: «Это мой мяч» или «Это моя машина». Игрушки будут у нас в гостях. Чтобы им было удобно, давайте до конца занятия разложим их в две коробки. В эту коробку мы положим игрушки, о которых можно сказать «мой»
(дети дают игрушку проговаривая: «мой мяч», «мой пистолет» и т. д. Аналогично укладываем игрушки в другую коробку, произнося «моя...»).
Кто запомнил, какие игрушки положили в эту коробку? О каких игрушках можно сказать «мой» («моя»)?

Пришел злой волшебник и перепутал все игрушки. Кто поможет разложить все правильно?

• Игра «Магазин».

На столе разложены картинки с изображением игрушек и учеб­ных принадлежностей. Ребенок, указывая на картинку, говорит: «Это мой мяч», «Это моя машина». За каждое правильное употребление местоимения дается фишка. Если ребенок ошибается, покупателем становится следующий. В конце игры подсчитываются фишки и определяется лучший покупатель. Он награждается «пятеркой».

• Динамическая пауза.

Логопед просит детей повторять за ним движения со стихами:

Мой мячик весело скачет (движение, имитирующее посту­кивание по мячу),

Моя машина едет на вершину (имитируя вращение руля).

Мой мишка совсем малышка (приседание).

Моя кошка поспит немножко (наклон головы набок, руки not щеку)

Мой пальчик — веселый мальчик (пальчики здороваются)

• Упражнения под музыку («Дождик»):
Постукивание пальцами одной руки по ладони другой (дождик барабанит).

Соединение пальцев в замок над головой (зонтик).

Потряхивание кистями рук (стряхиваем капли).

Соединение ладоней и разведение их в стороны (цветок распус­кается).

• Подбор к местоимениям существительных соответствующей родовой принадлежности.

— Дети! К нам в гости пришел слоненок (кукла для кукольного театра). Он хочет учиться в школе. У него уже есть портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга. Помогите слоненку сло­жить портфель. Только слоненок знает мало слов — вы должны дога­даться, о чем он говорит.

Логопед от имени слоненка по очереди обращается к детям, про­износя фразы типа: «Где мой ...», «Где моя ...» и ждет, чтобы дети за­кончили фразу. Правильно названные картинки выставляются на наборное полотно. Дети хором (вместе со слоненком) еще раз произ­носят словосочетания «моя ручка», «мой карандаш».

Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия. (Мама дома спросит: «Что вы сегодня делали на занятии, чему учились? Что ты ска­жешь?).

• Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравилось боль­ше всего?)

• Пароль на выход: (выйдет к доске тот, кто правильно скажет о своей игрушке «мой» или «моя»).

• Прощание в кругу. «Передача доброго импульса».

Тема 10. Занятие 1. Распространение простого двусоставного предложения дополнением.

Цель:

ü обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений;

ü формирование практических навыков правильного употребления имени существительного винительного падежа единственного числа;

ü активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Птицы»;

ü развитие внимания, памяти, связной речи, формирование интереса к занятиям.

Дидактические средства: предметные картинки из серии «Одежда», «Птицы», карточки с одной и двумя полосками.

Ход занятия

Наши рекомендации