Тема 3. Условия и механизмы реализации системы социального партнерства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОТРАСЛИ»
для студентов всех форм обучения
направление подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям)
магистерская программа «Профессионально-педагогические технологии»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальное партнерство в отрасли». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 24 с.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: | канд.пед.наук, доц. | С.Н. Уткина |
ст. преподаватель | О.М. Устьянцева | |
Рецензенты: | д-р пед. наук, проф. | Е.Я. Тищенко |
д-р пед. наук, проф. | Н.К. Чапаев |
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от 05.12.2013 г. № 4.
Заведующая кафедрой профессиональной педагогики | Н.Е. Эрганова |
Рекомендована к печати методической комиссией института психологии РГППУ. Протокол от 23.12.2013 г. № 4.
Председатель методической комиссии ИПс | О.В. Мухлынина | |
Директор ИПс | И.И. Хасанова |
Руководитель магистерской программы Н.Е. Эрганова
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© С.Н. Уткина, О.М. Устьянцева, 2013 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины (модуля) «Социальное партнерство в отрасли» является содействие становлению профессиональной компетентности магистра через формирование целостного представления о процессах социального партнерства в образовании; освоение подходов к решению практических задач в области социального партнерства.
Задачи модуля:
· формирование представлений о сущности социального партнерства в образовании как внешнего ресурса управления качеством;
· формирование готовности к организации взаимодействия образовательных учреждений с заказчиками образовательных услуг и консолидированными представителями работодателей;
· формирование умений самообразовательной деятельности, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций в области социального партнерства;
· овладение методами и технологиями проектирования различных моделей социального взаимодействия, решения практических задач.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору вариативной части общенаучного цикла.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Проектирование образовательной среды»:
Знания: методологические основы средового подхода в образовании;
Умения: выявлять условия проектирования образовательной среды для подготовки будущих рабочих (специалистов);
Владения: проектирование компонентов образовательной среды для подготовки будущих рабочих (специалистов) в соответствии с современными требованиями определенного вида профессиональной деятельности.
Из курса «Педагогическое проектирование»:
Знания: предмет и методы педагогического проектирования.
Умения: оценивать учебно-программную документацию для подготовки рабочих (специалистов) различных отраслей экономики по заданным критериям и параметрам.
Владения: технологией педагогического проектирования; системой эвристических методов и приемов.
Из курса «Современные проблемы профессионального образования»:
Знания: объективные и субъективные проблемы профессионального образования; современные требования к уровню профессионального мастерства, формируемого в профессиональном образовании.
Умения: анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов); анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов).
Владения: понятиями и категориями проблемного поля профессионального образования; приемами поиска рациональных путей решения проблем в профессиональном образовании.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
· способен и готов к активному общению в научной, отраслевой и социально-общественной сферах деятельности (ОК-13);
· способен и готов организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодёжи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности (ПК-6)»;
· способен и готов исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (муниципальное образование) (ПК-8);
· способен и готов выявлять требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов) (ПК-10);
· способен и готов оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);
· способен и готов организовывать взаимодействие образовательных учреждений с заказчиками образовательных услуг и консолидированными представителями работодателей (ПК-29);
· способен и готов к сотрудничеству с работодателями (СП-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· условия и механизмы взаимодействия различных субъектов социального партнерства в образовании;
· содержание и особенности основных технологий социального взаимодействия.
· знает методику и процедуры выявления требований работодателей и разработки структуры профессиональных компетенций для подготовки рабочих (специалистов);
· знает теоретические основы профессиональной ориентации.
Уметь:
· разрабатывать стратегии и программы развития социального партнерства образовательного учреждения и обосновывать их выбор;
· организовывать реализацию разработанных программ;
· использовать имеющиеся возможности социальной среды (региона, города и др.) для обеспечения качества образования.
Владеть:
· технологиями организации социального партнерства: умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции взаимодействия субъектов социального партнерства;
· владеет технологиями использования средств коммуникации.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них
· аудиторная – 30 ч;
· самостоятельная – 42 ч.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Формы обучения | |
очная | заочная | |
Всего зачетных единиц (часов) | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72) | 2 (72) |
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | ||
лабораторные работы | ||
другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
курсовая работа | ||
домашние задания | ||
подготовка к экзамену | ||
Вид промежуточного контроля | зачет | зачет |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||||
1. | Социальное партнерство: основные характеристики | 1,2 | еженедельно | Составление терминологического словаря Эссе Аннотирование сетевых ресурсов Составление кластера | ||||||
2. | Теоретические аспекты организации социального партнерства учреждений профессионального образования | 3-6 | Выступление на семинаре по домашнему заданию. Разработка плана профориентационной работы. Диспут «Мотивы профессионального выбора у современных старшеклассников». Анализ статьи | |||||||
3. | Условия и механизмы реализации системы социального партнерства | 7-9 | Доклад. Выступление на семинаре | |||||||
4. | Формы реализации социального партнерства | 9-12 | Доклад. Выступление на семинаре. Аннотирование сетевых ресурсов. | |||||||
5. | Моделирование социального партнерства | 13-15 | Разработка буклета. Разработка проекта соц. партнерства | |||||||
Всего за курс | зачет | |||||||||
4.3. Содержание дисциплины «Социальное партнерство в отрасли»
Тема 1. Социальное партнерство: основные характеристики
Понятие социального партнерства и его значение для сферы образования. Понятийный аппарат социального партнерства.
История развития социального партнерства в России и за рубежом. Социальное партнерство в профессиональном образовании за рубежом.
Функции, виды социального партнерства.
Тема 2. Теоретические аспекты организации социального партнерства учреждений профессионального образования
Принципы социального партнерства.
Тактики сотрудничества, кооперации, командного, корпоративного взаимодействия, договорной практики, консенсуса, паритетной ответственности и др.
Тенденции развития профессионального образования в условиях рынка труда и возможностей социального партнерства.
Типология потенциальных партнеров в сфере образования. Функции субъектов социального взаимодействия.
Организационные подходы к формированию объемов и структуры подготовки кадров в регионах. Региональная специфика социального партнерства учреждений профессионального образования.
Профессиональная ориентация молодёжи.
Социальное партнерство в аспекте качества профессиональной подготовки.
Этапы развития социального партнерства в образовании.
Модели социального партнерства.
Оценка результативности и эффективности работы учебного заведения с социальными партнерами.
Тема 3. Условия и механизмы реализации системы социального партнерства
Финансовые, организационно-административные и правовые механизмы партнерства.
Законодательная база, регулирующая деятельность социальных партнеров. Объединения работников и работодателей.
Факторы, влияющие на развитие социального партнерства в профессиональном образовании. Роль федеральных органов в развитии социального партнерства в профессиональном образовании.
Уровни социального партнерства. Вклад международных организаций в развитие социального партнерства.
Социальное партнерство в профессиональном образовании на региональном уровне. Ресурсный центр профессионального образования.
Социальное партнерство на уровне учебных заведений профессионального образования.
Маркетинг в образовании как способ привлечения социальных партнеров.
Общественная экспертиза в системе образования.