Результаты 3 этапа логопедической работы
В результате обучения послетренировочного этапа отмечается повышение речевой активности. Дети охотно занимаются. Также отмечаются укрепление произвольного внимания, стабилизация эмоциональной сферы. Значительно улучшаются зрительно-пространственный анализ и синтез, появляются навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Оперирование сенсорными эталонами и овладение соответствующими вербальными понятиями становятся удовлетворительными.
Расширяются рамки общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций. Совершенствуется фонематическое восприятие, отмечаются улучшения в произносительной сфере.
Возрастает активный словарь (предметный и глагольный). Становится возможной группировка существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения.
Вместе с тем в речи наблюдается большое количество морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного значения. Отмечается зависимость ошибок от лексической семантики, степени известности слова и от его звукослоговой структуры.
Полученные на занятиях навыки используются в коммуникативных целях. Появляются возможности оценки грамматической правильности конструкций рода, числа и падежа. На фоне расширения лексического запаса становится возможным моделирование двухсловных предложений. Дети осваивают простые грамматические конструкции. Обогащаются просодические характеристики речи.
Иллюстрацией может служить наблюдение за Гришей Н., 4 года 4 мес.: моторная алалия, псевдобульбарная дизартрия.
При поступлении: понимание обращенной речи ограничено бытовой ситуацией, экспрессивная речь ограничена отдельными звукоподражаниями. Запас сведений об окружающем, величине, форме, расположении предметов крайне ограничен. Сенсорно-перцептивная деятельность недостаточная. Владел навыками самообслуживания. Лицо амимично. Произвольные движения языка ограниченны. Дыхание поверхностное, голос слабый, смодулированный. Мальчик регулярно посещал логопедические занятия. Мама закрепляла навыки, полученные на занятиях, дома. После проведенной логопедической работы отмечается положительная динамика. Мальчик охотно идет на контакт, произвольное внимание улучшилось. Проявляет интерес к занятиям и дидактическому материалу. Удалось вызвать желание к преодолению нарушения. Возросли сенсорные и двигательные возможности. Процессы анализа, синтеза, обобщения и противопоставления улучшились — классифицирует предметы по форме, величине и цвету, различает детали фигур. Возросло понимание обращенной речи. Дослушивает фразу до конца, лучше понимает лексико-грамматические фор мы. Появились вербальные понятия сенсорных эталонов (форма, цвет, размер). Увеличился объем глагольной лексики. Стало доступным моделирование двухсловных предложений. Использует их в коммуникативных целях. Пользуется повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациями в словосочетаниях, предложениях. Стал отвечать на вопросы с необходимой интонацией. Слуховое восприятие улучшилось. Научился гасить свечу, но воздушную струю регулирует недостаточно. Сформировано умение изменять силу и высоту голоса. Улучшились артикуляционные возможности.
Несмотря на разные компенсаторные возможности и различия в имеющихся языковых средствах после проведенной логопедической работы можно выявить общие тенденции развития мысле-речеязыковой деятельности безречевых детей.
Так, повышается речевая активность, дети начинают проявлять инициативу в общении, свидетельством чего становится увеличение количества отдельных высказываний и улучшение их языкового оформления.
В процессе спонтанного развития безречевой ребенок длительно не овладевает языковыми навыками и сенсомоторными эталонами, а следовательно, и навыками общения. Нарушения эмоционально-волевой сферы, примитивизм эмоциональных реакций, слабость регуляции чувств, незрелость влечений приводят к недостаточной мотивации общения, неумению ориентироваться в коммуникативной ситуации и незаинтересованности в контакте.
По нашим наблюдениям, у детей, которые регулярно занимались с логопедом и родителями дома по предложенной программе, позитивная динамика отмечалась в большинстве случаев.
Таким образом, специальные приемы работы по формированию общения и сенсомоторных эталонов способствуют эффективности коррекционного обучения.
Логопедическая работа с безречевыми детьми предполагает помимо коррекционно-развивающего направления профилактическое, нацеленное на изменение и обогащение воспитания и развития ребенка. Профилактика — эффективная мера, позволяющая предупредить нарушения в формировании общения и речи.
Первичная профилактика заключается в ранней диагностике и коррекции нарушений развития речи у детей в преддо- школьный период. Позднее появление первых слов (после 1,5 лет), фраз (после 2 лет) — достаточный сигнал для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы — безусловное показание для проведения программы логопедической работы по предложенной нами системе.
Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении предрасположенности к нарушенному коммуникативному развитию и проведении комплекса предупредительных мер. Необходимо своевременно выявлять группы риска, к которым правомерно относить детей с пери- и постнатальными вредностями, поздним и аномальным развитием речи. Диагностические тестовые задания, используемые при этом, приведены в «Логопедическом обследовании безречевых детей».
Для предупреждения нарушений общения и речи мы рекомендуем поэтапное формирование языковых навыков и сенсомоторных эталонов по предложенным направлениям с использованием соответствующих приемов.