Учение о принципах построения, формах и способах научного познания объекта библиотечной науки (Ванеев).

Понятие теории и методологии библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований.

Объект (общий) Книга (документ)
  Библиотековедение Библиографоведение Книговедение
Задачи Как сделать информацию доступнее для пользователя Описание и синтез литературы Как раскрыть документальный процесс
Научно-исслед.центры РГБ Биб.субъектов РФ Журналы типа «Библиотека» «Чтения»: Скворцовские, Румянцевские. РГБ РНБ Материалы конференций Книжная палата Институт печати Академкнига

Библиотековедение — это научная дисциплина, изучающая

цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.

Цель библиотековедения — оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело.

Основные вехи развития мирового БВ.

1. Донаучный (древность, средневековье, до 18 века)

2. Научный (19 век)

Термин библиотековедение ввёл немец Шрёттингер в 19 веке.

Основные вехи развития российского БВ.

11 век – библиотека Ярослава Мудрого

1714 год –императорская публичная библиотека.

Ломоносов Михаил, Татищев Василий (ввёл понятие библиотека и библиотекарий). Библиотека – содействие образованию и просвещению.

Рубеж 19-20 века. Рубакин, Хавкина.

Рубеж 20-21 век. Ванеев, Дворкина, Столяров, Плешкевич, Карташов, Скворцов.

Периоды.

1. Классическое БВ (Хавкина Рубакин) до 1980 г.

2. Неклассическое (Столяров) до 1991

3. Постнеклассическое (Ванеев, Скворцов)

«Библиография» - слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает «книгописание» («библион» - книга, «графо» - пишу). Объект библиографоведения – документ.

Библиографическая информация возникла на начальных этапах существования системы документальных коммуникаций и развивалась в двух основных направлениях:

— исторически первоначальной была каталожная форма существования библиографической информации, нацеленная на раскрытие состава и содержания определенного документного фонда, обеспечивавшая установление местонахождения в нем нужного документа. Библиографический каталог может быть не только в библиотеке, но и в книжном магазине, в издательстве, в органе НТИ, в архиве, наконец, в личном собрании документов. Во всех случаях его общая функциональная (каталожная) библиографическая сущность будет одной и той же;

— второе направление развития охватывает все другие, некаталожные формы.

Основная особенность библиографического посредничества состоит в том, что в его ходе организуется движение к потребителям не самих документов, а лишь сведений о них.

Методы библиографирования.

К аналитическим методам библиографирования относятся:

1. общий библиографический анализ документа, осуществляемый в целях выяснения его основной тематики, формальных и содержательных особенностей, достоинств и недостатков, целевого и читательского назначения;

2. библиографическое описание документа;

3. аннотирование или реферирование;

4. индексирование и предметизация, т. е. выражение содержания документа с помощью предметных рубрик или условных знаков какой-то классификации.

Результат последних трех операций в совокупности объединяется в библиографическую запись.

К синтетическим методам библиографирования относятся:

· отбор документов по заранее заданным критериям;

· группировка записей в библиографическом пособии.

Методы научных исследований.

Впервые глава, посвящённая методологии библиотековедения, появилась в учебнике 1988 года.

Активно изучал этот вопрос В.С. Крейденко (вывел рекомендации по проведения исследований).

Методология библиотековедения – система наиболее общих, исходных, основополагающих научных методов и методологических подходов, предназначенных для познания библиотечных процессов и явлений (Дворкина, Сальникова).

Учение о принципах построения, формах и способах научного познания объекта библиотечной науки (Ванеев).

Методология
Содержит
Научная методика Методологический подход
Разрабатывает
Методы Принципы
Направлена на
Проверка и получение новых знаний Рассматривает место б\в, его роль
Результат
Достижение определённой научной цели

Методология (греч.) – учение о способах познания. Это теория научно-познавательной деятельности, направленная на разработку методов научного познания. В результате этой деятельности учёными вырабатываются методы.

Метод – (способ) приёмы и операции, направленные на проверку или получение знаний (Дворкина, Сальникова).

Уровни научного познания.

Уровень научного познания Эмпирический (прикладной) Теоретический (возникает на основе теоретического уровня)
Что включает Наблюдение, описание, эксперимент Выдвижение и разработка гипотез, превращение их в концепции и теории.

Общенаучные методы.

Анализ Синтез
Разложение целого на части. Исследование «по частям». Соединение обычно уже изученных, переработанных частей явления.
Индукция Дедукция
Изучение от частного к общему (по частям) Изучение от общего к частному

Библиотечные методы научного познания – это общенаучные методы познания, адаптированные к исследованию библиотечных процессов и явлений.

Метод библиотековедения – метод комплексного применения методов различных наук (Пузиков).

Наиболее распространёнными библиотечными методами являются эмпирические. Это опрос читателей и анализ специальной документации.

Опрос читателей – это метод сбора информации для изучения общественного мнения о книгах, о библиотечной работе итд.

Основные формы: устный и письменный.

Устный Письменный
Беседа Интервьюирование Анкетирование Тестирование

При помощи данного метода можно узнать: запросы, эффективность работы, динамику чтения итд.

Анализ специальной документации включает: анализ читательских формуляров, листков читательских требований, материалов справочно-библиографической работы, документов о мероприятии итд.

Этот метод позволяет получить объективные сведения о составе читателей, массовых мероприятиях, динамике книговыдачи, значимости тех или иных книг, читательских интересах итд.

Специфический метод: анализ отзывов читателей.

Организация работы библиотечных сотрудников.

Хронометраж и «фотография» рабочего дня (что успели сделать за день).

Эксперимент практически не применяется (мыслительная форма).

Также метод идентификации библиографической информации, метод библиографического свёртывания информации, метод библиографического упорядочивания документов (Вохрышева).

Наши рекомендации