Театр и малыши от 3,5 до 5 лет
Дети этого возраста могут быть в домашнем театре, как зрителями, так и актерами. Кем бы они ни были, главное подобрать репертуар так, чтобы детишки могли не только понять, о чем речь в спектакле, но и сопереживать героям.
Развитие от рождения до трех лет — самое ответственное время, в которое закрепляется отношение ребенка к окружающему его миру; время, для которого характерна потребность ребенка в любви, чувстве привязанности к дому и близким и эмоциональной защищенности. Все это необходимо для того, чтобы ребенок мог исследовать мир, будучи уверенным, что у него есть настоящий дом, куда он может вернуться из путешествия по миру познания.
В то же время усиливается желание ребенка «быть как взрослый», которое он, конечно, не может реализовать в жизни. Единственный способ хоть как-то решить эту проблему — игра в сюжетно-ролевую игру. Обычно она начинается словами: «А давай я буду кабан-клыкан, а ты — зайчик, и я тебя съем!»
При разыгрывании сказок с детьми 3-4 лет неизменным успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (см. сказки «Кот и петушок», «Зайкина избушка»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят» и пр.), об опасности зазнайства и стремлении к «дармовому хлебу» («Заяц — хвастун», «Круть и верть»).
Но более сложные сюжеты также могут увлечь ребенка.
Мне кажется, не стоит искусственно занижать планку. И книга, и спектакль должны на полшага опережать развитие ребенка. Только в этом случае ему будет интересно и будет возможность для роста. В то же время дети очень любят то, что им хорошо знакомо, понятно, хорошо усвоено. Поэтому, если вы сами делаете спектакль для детей, то пусть он чуточку опережает их развитие, хотя и будет на знакомый сюжет; а если вы хотите, чтобы дети сыграли сами (это вполне возможно для детей с 4-х лет), то выбирайте максимально простые сказки — «Курочку Рябу», «Колобка», «Заюшкину избушку», вместе прочитанные и обсужденные.
Даже для того, чтобы правильно прочесть с ребенком сказку, а тем более инсценировать ее, вы сами должны четко представлять главную мысль произведения.
Прекрасный метод предложила А.А. Крячко:
Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
Итак, попробуем вместе:
«Колобок» — «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце — ледок»
«Теремок» — «Не бравши топор, жилья не срубишь», «Легко взято, легко и потеряно».
«Репка» — «Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит».
«Лиса и журавль» — «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ»
«Курочка, мышка и тетерев» — «Хочешь есть калачи — не лежи на печи».
«Лисичка со скалочкой» — «Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить».
«Легкий хлеб» — «Хлеб горбом достают», «Без труда не выловить и рыбки из пруда».
«Крошечка-Хаврошечка» — «Кто правдой живет, тот добро наживет», «Кто добро творит, того Бог благословит».
«Царевна Несмеяна» — «Не все то золото, что блестит», «Телу — простор, душе — теснота».
«Морозко» — «Работай — сыт будешь, молись — спасешься, терпи — взмилуются», «Без смиренья нет спасенья».
«Маша и медведь» — «Горе горюй, да руками воюй». «Зимовье зверей» —- «Согласного стада волк не берет».
«Заюшкина избушка» — «На чужой каравай рот не разевай; пораньше вставай да свой затевай», «И на силу найдется пересилок».
Будем помнить, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи рассказчика. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости».
Еще хочется обратить внимание на то, что не все русские сказки подходят для чтения с детьми.
«Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, отраженные в сказке, — как бы три ее этажа: нижний, средний и высший.
Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» — стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала.
Современно, не правда ли?..
Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственны особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них.
Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки».
Таким образом, при выборе сказок для домашнего чтения будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с нечистой силой или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба», а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней».
Для детей 3—5 лет наиболее подходят для инсценировки пьесы по мотивам русских сказок продолжительностью 15—20 минут, если они играют сами. Это такие сказки, как: «Репка», «Курочка-Ряба», «Заюшкина избушка», «Теремок»» (для детей 3,5—5 лет).
Подходят для инсценировки и отдельные фрагменты из стихотворных сказок К.И. Чуковского: «Мойдодыр», «Таракан», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит» (для детей 5—6 лет).
Для кукольного спектакля пьесы подбираются по такому же принципу. Сами дети могут нормально справляться с перчаточными куклами лет с 4—5, а с более сложными, за ширмой, лет с 6. Поэтому лучше просто играть с детьми в эти куклы, разыгрывая домашние сценки перед сном и т.п. А спектакли пока делать самим для детей.
Чем поможет домашний театр:
— правильно подобранные пьесы помогут вашему ребенку преодолеть свои страхи;
— научиться правилам общения и совместной игры;
— перенять систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа;
— развить свою фантазию и получить импульс к началу собственной игровой деятельности, в которой особенно необходим навык ролевой игры — умения ребенка представить себя собачкой, стулом, мамой, паровозом и т.д.;
— получить положительный эмоциональный заряд и научиться испытывать необходимые эмоции: сострадание, жалость, радость, сочувствие, гнев на зло и грех, отвращение к злу и нравственному уродству.